Пояснительная записка к проекту Приказа Министерства просвещения Российской Федерации "Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", направленных на содействие созданию (создание)в субъектах Российской Федерации новых (дополнительных) мест в общеобразовательных организациях, модернизацию инфраструктуры общего образования, школьных систем образования, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению общеобразовательных организаций"
(подготовлен Минпросвещения России 16.08.2024 г.)
В соответствии с пунктом "б" статьи 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1490 (с изменениями от 21 февраля, 20 июня 2024 года), одним из требований к получению лицензии на образовательную деятельность является наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений, необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию и реализуемым образовательным программам, в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 2 части 3, частями 1 и 2 статьи 15 и пунктом 2 части 3 статьи 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
В целях обеспечения повышения доступности и качества начального общего, основного общего и среднего общего образования в Российской Федерации в федеральном проекте "Современная школа" национального проекта "Образование" и федеральном проекте "Содействие занятости" национального проекта "Демография" предусмотрено предоставление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование реализации в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" от 26.12.2017 г. N 1642 следующих мероприятий:
по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях (приложение N 3);
по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и поселках городского типа (приложение N 9);
по модернизации инфраструктуры общего образования в отдельных субъектах Российской Федерации (приложение N 10);
по созданию в субъектах Российской Федерации новых мест в общеобразовательных организациях в целях ликвидации третьей смены обучения и формированию условий для получения качественного общего образования до 2025 года (приложение N 20);
по созданию дополнительных мест в общеобразовательных организациях в отдельных субъектах Российской Федерации в связи с ростом числа обучающихся, вызванным демографическим фактором (приложение N 27);
по модернизации школьных систем образования (приложение N 31).
Для получения наилучших результатов в разрезе современных условий обучения все большее значение приобретают новые подходы к организации образовательного процесса, которые основываются на постепенном вовлечении учащихся в проектную деятельность, реализацию профориентационных программ,а также развитию среди учащихся базовых навыков и практико-ориентированных навыков в современных специальностях.
Базовый перечень, утвержденный приказом Минпросвещения России N 804, был утвержден еще 6 сентября 2022 года, в связи с чем требует актуализации в свете повышающихся требований к качеству образования при реализации образовательных программ различной сложности, где важно обеспечить преемственность методологии и технических решений при переходе от одного этапа к другому.
В этой связи Департаментом развития инфраструктуры Минпросвещения России скорректирован приказ с учетом следующих критериев:
возможность формирования средств обучения и воспитания в функционально-связанные системы (модули) под конкретные виды деятельности обучающихся;
возможность использования средств обучения и воспитания для выполнения различных функций обучения и воспитания;
доступность использования средств обучения и воспитания всеми категориями обучающихся общеобразовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования;
адаптация обучающихся к профессиональной среде;
безопасность использования средств обучения и воспитания.
При формировании Перечня средств обучения и воспитания необходимо учитывать реализуемые образовательной организацией основные общеобразовательные программы и соответствующее им функциональное оснащение комплексов помещений общеобразовательной организации:
комплекс оснащения общих и административных помещений общеобразовательных организаций;
комплекс оснащения кабинетов начальных классов и предметных кабинетов;
комплекс оснащения помещений внеурочной деятельности;
комплекс оснащения для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.
Определение состава комплексов оснащения общеобразовательной организации должно быть направлено на обеспечение безопасного содержания и ухода за детьми (питание, первичное медицинское обслуживание, информационное обеспечение, хранение личных вещей), проведение общешкольных мероприятий, реализацию образовательных проектов, создание единой информационной сети, управления и обеспечения безопасности общеобразовательной организации.
При подготовке Перечня средств обучения и воспитания необходимо учитывать требования обеспечения доступности объектов и предоставляемых услуг в сфере образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, а также требования к оборудованию образовательных учреждений для детей с ОВЗ и инвалидностью, реализующих общеобразовательные программы.
Оборудование, обязательное к закупке в соответствии с условиями Соглашения между Министерством просвещения Российской Федерации и субъектом Российской Федерации, Правилами предоставления и распределения субсидий на софинансирование расходов субъекта Российской Федерации в рамках создания новых мест в общеобразовательных организациях в Перечне именуется Основным.
Оснащение общеобразовательных организаций в рамках создания новых мест должно быть в соответствии с Перечнем, что означает 100% приобретение Основного оборудования.
Дополнительное вариативное оборудование приобретается на усмотрение субъекта Российской Федерации, а также в зависимости от специализации общеобразовательной организации, при условии 100% оснащения общеобразовательной организации Основным оборудованием.
1. В перечне расширен список дополнительного вариативного оборудования современными средствами обучения и воспитания для организации образовательной деятельности в сфере начального общего, основного общего, среднего общего и дополнительного образования с целью развития у обучающихся актуальных компетенций и навыков, в том числе естественно-научных, математических, технической направленности, информационной грамотности, формирования критического и креативного мышления, а также повышения качества образования.
2. В целях способствования патриотическому воспитанию и формированию гражданской идентичности обучающихся в перечень включены государственные символы Российской Федерации (входная зона, кабинет директора), а также экобокс для раздельного сбора отходов для реализации концепции экологического образования в системе общего образования.
3. В перечне скорректированы названия кабинетов технологии и основы безопасности жизни (ОБЖ) и оснащения кабинетов по учебным предметам.
В настоящем Проекте кабинеты именуются Кабинет Труда (технологии), куда входят Часть 1. Домоводство (обработка текстильных материалов и пищевых продуктов), Часть 2. Универсальный столярно-слесарный кабинет (обработка конструкционных материалов), Часть 3. Универсальный кабинет Цифровых технологий (робототехника и электроника, компьютерная графика,3D-моделирование и прототипирование) (на базе кабинета труда (технологии), Часть 4. Модуль разработки и технологий беспилотных летательных аппаратов (БЛА) (разработки, производства и эксплуатации беспилотных авиационных систем (БАС) и Кабинет Основы безопасности и защиты Родины (ОБЗР), куда в качестве дополнительного вариативного оборудования входит специальное оборудование при отсутствии возможности проведения занятий по начальной военной подготовке на специализированных полигонах и Модуль разработки и технологий беспилотных летательных аппаратов (БЛА) (разработки, производства и эксплуатации беспилотных авиационных систем (БАС).
4. Комплекс лабораторий и студий для внеурочной деятельности расширен Центром детских инициатив.
5. Обновлена материально-техническая база общеобразовательных организаций с учетом требований к средствам обучения и воспитания для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и инвалидностью, реализующих основные общеобразовательные программы и осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам.
6. Во исполнение задач, поставленных Президентом Российской Федерации Федеральному Собранию от 29 февраля 2024 года (далее - Послание),в соответствии со Стандартом оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях (приложение N 3 к Порядку оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 5 ноября 2013 г. N 822н) и на основании приказа Минздрава России от 24 мая 2024 г. N 261н "Об утверждении требований к комплектации аптечки для оказания первой помощи с применением медицинских изделий в организациях, осуществляющих образовательную деятельность", внесены изменения в перечень средств обучения и воспитания - добавлена аптечка универсальная для оказания первой помощи во всех помещениях, имеющих высокий риск получения травм, включая микроповреждения (микротравмы) и помещениях, где проводятся культурно-массовые, досуговые и иные мероприятия с большим количеством людей (входная зона, многофункциональный актовый зал, столовая, спортивный комплекс).
Оборудование для Медицинского комплекса дополнено списком дополнительного вариативного оборудования: современные приборы для более точной диагностики (включая функциональные нарушения) зрения и осанки,а также комплексы для профилактики данных заболеваний и др.
7. В целях создания современной образовательной среды для обучающихся в общеобразовательных организациях и выбора специальности для дальнейшего профессионального обучения и профессиональной деятельности Перечень предусматривает, в соответствии с выбором общеобразовательной организации, наличие Профильного инженерно-технологического класса и Профильного медико-биологического класса, состав оборудования которых, расширен.
8. Учитывая, что одним из целевых показателей реализации концепции развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2021 г. N 3894-р, является доля детей, систематически занимающихся физической культурой и спортом в возрасте 3-17 лет и которая к 2030 году должна составлять 90 % и, что образовательный процесс представляет собой совокупный учебно-воспитательный процесс, организуемый в том числе в целях гармоничного и всестороннего развития личности, воспитания патриотизма и обеспечения преемственности в осуществлении физического воспитания населения, расширен список оборудования для Спортивного комплекса.
9. Средства обучения и воспитания перечня для оснащения общеобразовательных организаций для реализации функций Федеральной государственной информационной системы (ФГИС) "Моя школа" в рамках реализации мероприятий федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" определяются требованиями*(1) к компьютерному, мультимедийному, презентационному оборудованию и программному обеспечению:
наличие сертификатов соответствия, действующих на территории Российской Федерации, в установленных законодательством Российской Федерации в области связи, о стандартизации, о техническом регулировании случаях, и сертификатов соответствия требованиям, нормам и правилам, созданным для регулирования различных сторон образовательного процесса в целях обеспечения безопасности и комфорта учащихся при нахождении в образовательной организации;
все оборудование должно иметь статус российского происхождения:
а) радиоэлектронная продукция должна быть включена в единый реестр российской радиоэлектронной продукции;
б) оборудование, не относящееся к радиоэлектронной продукции, должно иметь действующее заключения Минпромторга России о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации;
иностранное оборудование, удовлетворяющее минимальным характеристикам, допускается в случае задокументированного отсутствия на момент проведения закупочных мероприятий оборудования, удовлетворяющего указанным выше требованиям (отсутствие моделей оборудования, или неготовность производителей осуществить его поставку в требуемые сроки по среднерыночной стоимости для соответствующего типа и объема поставляемого оборудования).
Допускается использование компьютерного, мультимедийного, презентационного оборудования, ранее установленных в образовательной организации, в случае если их функциональные возможности и технические характеристики удовлетворяют минимальным требованиям.
Проект приказа не содержит положений, противоречащих положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (в редакции, действующей с 7 июня 2024 г.) а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие Проекта приказа не повлечет отрицательных социально-экономических и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
-------------------------------------------
*(1) Федеральный проект "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование", Постановление Правительства РФ от 13.07.2022 N 1241 "О федеральной государственной информационной системе "Моя школа", Постановлением Правительства Российской Федерации "Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме" от 8 июня 2011 г. N 451 (с изменениями на 11 июня 2024 г.), Постановление Правительства РФ от 11.10.2023 N 1678 "Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ", Санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", Санитарных правил СП 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.