Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2024 г. N 547"
(подготовлен Минпромторгом России 16.08.2024 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2024 г. N 547" (далее - проект постановления) разработан по итогам обсуждения вопроса выделения компенсационных экспортных квот на подкомиссии по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции и в соответствии с поручением Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Р. Белоусова от 6 декабря 2021 г. N АБ-П9-17649.
Анализ правоприменительной практики указывает на следующее.
Объемы дополнительных экспортных квот на удобрения коды ТН ВЭД ЕАЭС 3105 20 100 0, 3105 20 900 0, 3105 40 000, 3105 59 000 0 рассчитаны с учетом актуализации данных по производству, остаткам и поставкам в период с 1 июня по 30 ноября 2024 года. По данным предприятий-производителей минеральных удобрений, складские остатки на 1 июня 2024 г. составили 1 462 015 тонн, планируемый объем производства составит 8 045 053 тонны, поставки в адрес промышленных потребителей не предполагаются, фактическое и плановое приобретение минеральных удобрений сельскохозяйственными товаропроизводителями и организациями, осуществляющими производство комбикормов (в физическом весе), утвержденное Министерством сельского хозяйства Российской Федерации 27 апреля 2024 г. N ОЛ-1301, предполагает поставку 1 930 194 тонн. Таким образом, невостребованный на рынке России объем минеральных удобрений в период с 1 июня по 30 ноября 2024 года составит 1 462 015 + 8 045 053 - 1 930 194 = 7 576 874 тонны. При этом постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2024 года N 547, на период с 1 июня по 30 ноября 2024 года предусмотрено 7 279 789 тонны экспортных квот по указанным продуктам, таким образом дефицит экспортных квот составляет 297 085 тонн.
Проект постановления предусматривает увеличение экспортных квот по кодам ТН ВЭД 3105 20 100 0, 3105 20 900 0, 3105 40 000, 3105 59 000 0 в объеме 297 085 тонн.
Поставки удобрений отечественному агропромышленному комплексу в рамках плана приобретения удобрений сельскохозяйственными товаропроизводителями и организациями, осуществляющими производство комбикормов (в физическом весе), утвержденного Министерством сельского хозяйства Российской Федерации 27 апреля 2024 г. N ОЛ-1301 в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2024 г. N 547 "О введении временного количественного ограничения на вывоз отдельных видов удобрений" (далее - План), осуществляются своевременно и в полном объеме. Мониторинг исполнения Плана проводится на еженедельной основе. Поставки удобрений в адрес сельхозтоваропроизводителей России производятся в рамках реализации Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации 21 января 2020 г. N 20 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации". Описанная мера позволяет российским сельхозтоваропроизводителям обеспечивать продовольственную независимость России.
Кроме того, в случае выявления неисполнения Плана, будет приостановлено действие лицензии на экспорт производителю минеральных удобрений, как только в Минпромторг России поступит официальное письмо Минсельхоза России.
Минеральные удобрения, экспортируемые российскими производителями, обеспечивают существенную часть валютной выручки Российской Федерации.
Ограничение экспорта при действующих мощностях и имеющемся спросе со стороны отечественных аграриев приведет к разгрузке мощностей производства и рискам невозможности продолжения технической работы предприятия, остановке производства и к выходу 34 тыс. сотрудников на простой, невозможности исполнения Плана, а также к снижению экспортной выручки.
В целях реализации Сводной стратегии развития обрабатывающей промышленности, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации 6 июня 2020 г. N 1512-р, в частности задач "Вхождение Российской Федерации в число 5 крупнейших экономик мира, обеспечение темпов экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности путем роста производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики темпами не ниже 5 процентов в год" и "Достижение объема экспорта конкурентоспособной промышленной продукции в размере 205 млрд. долларов США в год, в том числе продукции машиностроения в размере 60 млрд. долларов США в год", а также для реализации задачи национального проекта (программы) "Международная кооперация и экспорт", утверждённого президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 года (протокол от 24 декабря 2018 года N16), по наращиванию объема экспорта несырьевых неэнергетических товаров до 250 млрд. долларов США к 2024 году, необходимо ослабить ограничение экспорта на тот объем минеральных удобрений, которые окажутся невостребованными потребителями в России в июне - ноябре 2024 года. Снижение ограничений также позволит нарастить объем выпуска минеральных удобрений до целевого объема выпуска согласно Приоритетным направлениям развития химического и нефтехимического комплекса Российской Федерации, определенным в Сводной стратегии развития обрабатывающей промышленности, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации 6 июня 2020 г. N 1512-р, размере 52,6 млн т к 2035 году.
Установление в проекте постановления срока его вступления в силу со дня его официального опубликования обусловлено необходимостью вывоза отдельных видов удобрений с целью предотвращения рисков перегруженности складов и разгрузки мощностей производства.
Дополнительных средств из федерального бюджета на реализацию проекта постановления не потребуется.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие положений, предусмотренных проектом постановления, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принятие положений, предусмотренных проектом постановления, связано с реализацией Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 г. N 20 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации".
В проекте постановления требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения отсутствуют.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.