Проект Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 г. N 1853"
(подготовлен Минэкономразвития России 16.08.2024 г.)
Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 г. N 1853 "Об утверждении правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 47, ст. 7552; 2021, N 15, ст. 2581).
Председатель Правительства |
М. Мишустин |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от "___" ________ 2024 г. N
ИЗМЕНЕНИЯ,
которые вносятся в Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации
1. Пункт 9 дополнить подпунктом "н" следующего содержания:
"н) сведения о праве заказчика выбрать при бронировании возвратное или невозвратное бронирование, а также полные условия каждого из них, в том числе информацию об условиях и сроках отмены бронирования, размер скидки, также размер средств, удерживаемых в зависимости от срока отказа от бронирования (если условиями бронирования предусмотрена такая зависимость).";
2. Пункт 13 дополнить новым подпунктом "ж" следующего содержания:
"ж) сведения о выборе заказчиком одного из видов бронирования (возвратное бронирование или невозвратное бронирование), включая информацию об условиях и сроках отмены бронирования, а также условия возврата уплаченных денежных средств;";
подпункт "ж" считать соответственно подпунктом "з";
3. Пункт 16 изложить в следующей редакции:
"Договор о предоставлении услуг средства размещения может заключаться на условиях выбора заказчиком одного из видов бронирования:
возвратное бронирование - вид бронирования, предусматривающий в случае отказа от бронирования полный возврат внесенных при бронировании денежных средств;
невозвратное бронирование - вид бронирования, предусматривающий удержание исполнителем уплаченной ему платы (в полном объеме или в части) при отказе от бронирования или незаселении потребителя в средство размещения. Возможность выбора невозвратного бронирования предоставляется потребителям до заключения договора в качестве альтернативного предложения возвратному бронированию.
При возвратном бронировании исполнитель ожидает потребителя до расчетного часа дня, следующего за днем запланированного заезда, после чего он вправе отказаться от договора и аннулировать бронирование.
При невозвратном бронировании исполнитель ожидает потребителя до времени заезда последних суток оплаченного бронирования, а в случае если условиями бронирования предусмотрено, что часть оплаченного бронирования подлежит возврату - то последним днем считается день, плата за который удерживается по условиям бронирования.";
4. Дополнить пунктами 301-30 5 следующего содержания:
"301. При отказе заказчика от договора, заключенного на условиях невозвратного бронирования, возможность и условия возврата денежных средств определяются условиями договора, за исключением случаев вынужденного отказа, предусмотренных пунктом 30 2 настоящих Правил.
302. В случае вынужденного отказа заказчика от договора, заключенного на условиях невозвратного бронирования, плата, уплаченная при бронировании, возвращается в полном объеме, если отказ от договора, незаселение или досрочный выезд произошли по причине:
а) болезни потребителя или члена его семьи либо близкого родственника, включенного в бронирование, что подтверждается медицинскими документами;
б) болезни члена семьи или близкого родственника потребителя, требующей ухода со стороны потребителя, что подтверждается медицинскими и иными документами;
в) смерти члена семьи или близкого родственника потребителя, что подтверждается документально;
г) введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации или в месте расположения средства размещения или в ином регионе, если это делает невозможным прибытие потребителя в средство размещения или пребывания в нем;
д) призыва потребителя или иных лиц, указанных в бронировании, на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, или направление их на службу по контракту, заключенному в соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона N 53-ФЗ, либо по контракту о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации.
Срок предоставления документов, подтверждающих обстоятельства вынужденного отказа от бронирования составляет один год со дня, следующего за днем запланированного заезда.
Для целей настоящего пункта под членами семьи понимаются супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные), под близкими родственниками - дедушки, бабушки и внуки, полнородные и неполнородные братья и сестры.
303. В случае отказа заказчика от договора, заключенного на условиях невозвратного бронирования, после заселения потребителя в средство размещения, а также в случаях случае досрочного выселения потребителя из средства размещения в связи с нарушением требований действующего законодательства, настоящих Правил и (или) правил проживания в средстве размещения и пользования услугами средства размещения, предусмотренных пунктом 6 настоящих Правил, условия расчетов определяются условиями соответствующего вида бронирования, за исключением вынужденного выезда по основаниям, указанным в пункте 30 2 настоящих Правил. При вынужденном отказе заказчика условия расчетов определяются пунктом 30 5 настоящих Правил.
304. В случае отказа заказчика от договора в связи с нарушением условий договора исполнителем, особенности возврата денежных средств при невозвратном бронировании не применяются.
305. Положения о защите прав потребителей, предусмотренные настоящим разделом V, не применяются к договорам, не указанным в абзаце 2 пункта 12 настоящих Правил.".
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 г. N 1853"
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 г. N 1853" (далее соответственно - проект постановления, Правила предоставления гостиничных услуг) разработан в связи с разработкой проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", предусматривающего введение невозвратного бронирования при предоставлении гостиничных услуг коллективными средствами размещения и разработанного во исполнение пункта 5 плана мероприятий ("дорожной карты") реализации механизма управления системными изменениями нормативного правового регулирования предпринимательской деятельности "Трансформация делового климата" по направлению "Туризм", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 января 2024 г. N 99-р.
Проект постановления предоставляет возможность устанавливать как возвратное, так и невозвратное бронирования для гостиниц, а туристам - возможность выбора предпочтительного вида бронирования. Так, после вступления проекта постановления в силу потребитель сможет выбрать невозвратное бронирование и сэкономить на размещении, или выбрать возвратное бронирование и обезопасить себя в случае отмены поездки.
Так, проектом постановления определены виды бронирования, условия их применения, а также условия возврата средств заказчику (туристу), оплаченных за гостиничные услуги, включая также случаи, при которых предусматривается возврат средств за гостиничные услуги, приобретенные по невозвратному бронированию.
Введение невозвратного бронирования предлагается в качестве альтернативного предложения возвратному бронированию, что позволит потребителю всегда будет иметь право выбора тарифа.
Ожидается, что принятие проекта постановления увеличит доступность проживания для гостей благодаря возможности бронирования по более низким ценам, а гостиницам позволит более эффективно планировать свою деятельность и снизить издержки.
В настоящий момент законодательством Российской Федерации предусмотрен только механизм взимания платы за фактический простой номера. Однако, таким образом можно компенсировать только затраты гостиницы за первые сутки проживания и только в том случае, если потребитель не подал в гостиницу заявление об отказе от гостиничных услуг. Данная регуляторная ситуация приводит к тому, что гостиничная отрасль на данный момент теряет 20 млрд рублей ежегодно из-за отказов потребителей от бронирования.
Так, в настоящее время, пунктом 16 Правил предоставления гостиничных услуг предусмотрено, что гостиница или иное средство размещения вправе предусматривать гарантированное бронирование, то есть бронирование, при котором исполнитель ожидает потребителя до расчетного часа дня, следующего за днем запланированного заезда.
При несвоевременном отказе от бронирования, опоздании или в ситуации незаезда потребителя с него или с заказчика взимается плата за фактический простой номера (места в номере), но не более чем за сутки. При опоздании более чем на сутки договор прекращается.
В данном случае, существенным условием удержания исполнителем денежных средств в ходе такого бронирования является отсутствие заблаговременного предупреждения от потребителя или иного уполномоченного лица об отказе от забронированных услуг.
Введение невозвратного бронирования создаст ситуацию, когда потребитель сможет приобретать гостиничные услуги дешевле, а гостиница сможет компенсировать свои расходы за счет условия о невозврате потребителю сумм, уплаченных за оказание услуг.
В проекте постановления учитывается, что даже при заключении договора на условиях невозвратного бронирования потребитель может столкнуться с непредвиденными обстоятельства, которые сделают для него невозможным пользование гостиничными услугами. Для таких ситуаций проект постановления предусматривает возможность отказа от договора даже в случае заключения договора с использованием невозвратного бронирования, чем достигается справедливый баланс интересов потребителя и исполнителя.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации, поскольку не затрагивает области их регулирования.
В проекте постановления отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), сведения о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Принятие постановления Правительства Российской Федерации не повлечет за собой социально-экономических, финансовых и иных последствий для субъектов профессиональной, предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Принятие постановления Правительства Российской Федерации не потребует дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета и бюджетов иных уровней.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 г. N 1853"
Принятие постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 г. N 1853" (далее - проект постановления) не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Проект постановления не содержит положений, оказывающих влияние на доходы или расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Проектом постановления уменьшение поступлений налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации не предусмотрено.
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Гостиницы смогут устанавливать как возвратное, так и невозвратное бронирование, а туристы - выбрать вид бронирования.
Возможность и условия возврата туристу средств при невозвратном бронировании будут определяться условиями договора. Исключение - вынужденный отказ потребителя от услуг. В числе причин - болезнь туриста или члена его семьи либо близкого родственника, включенного в бронирование. При вынужденном отказе внесенная плата будет возвращаться полностью.