Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О предоставлении субвенции из федерального бюджета бюджету Калининградской области на компенсацию сумм таможенных пошлин, налогов при установлении (фиксации) факта увеличения величин таможенных пошлин, налогов или возникновения обязанности по уплате сумм таможенных пошлин, налогов"
(подготовлен Минэкономразвития России 19.08.2024 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О предоставлении субвенции из федерального бюджета бюджету Калининградской области на компенсацию сумм таможенных пошлин, налогов при установлении (фиксации) факта увеличения величин таможенных пошлин, налогов или возникновения обязанности по уплате сумм таможенных пошлин, налогов" разработан в целях оказания государственной поддержки для неухудшения действующих условий осуществления предпринимательской деятельности на территории Особой экономической зоны в Калининградской области (далее - ОЭЗ).
Одной из преференций для резидентов ОЭЗ в Калининградской области являются гарантии на неухудшение условий ведения бизнеса, обозначенные непосредственно в Федеральном законе от 10 января 2006 г. N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 16-ФЗ), например, предусмотренная частью 3 статьи 6 Закона N 16-ФЗ гарантия, в соответствии с которой в случае, если вступают в силу и применяются новые федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, акты, составляющие право Евразийского экономического союза, которые приводят к изменению условий реализации инвестиционного проекта резидентом и (или) осуществления предпринимательской деятельности юридическими лицами, государственная регистрация которых осуществлена в Калининградской области и которые по состоянию на 1 апреля 2006 года осуществляли деятельность на основании Федерального закона от 22 января 1996 года N 13-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области", в том числе в связи с установлением запретов или ограничений в отношении помещения товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или завершения действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны с приобретением товарами, изготовленными (полученными) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, статуса товаров Евразийского экономического союза, суммы затрат на уплату таможенных пошлин, налогов, обязанность по уплате которых возникла в связи с изменением правового регулирования, компенсируются за счет средств федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, за Российской Федерацией Законом N 16-ФЗ закреплено публичное обязательство по компенсации за счет средств федерального бюджета возникающих у резидентов ОЭЗ расходов по уплате таможенных пошлин, введенных в процессе реализации инвестиционных проектов резидентами ОЭЗ.
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 6 Закона N 16-ФЗ порядок и условия предоставления компенсации суммы затрат на уплату таможенных пошлин, налогов за счет средств федерального бюджета установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2015 г. N 471 (далее - Правила N 471), в соответствии с которыми был предусмотрен механизм доведения средств федерального бюджета на указанные цели бюджету Калининградской области(далее - механизм финансирования) в форме иного межбюджетного трансферта (ИМБТ).
Необходимо отметить, что ранее установленный механизм финансирования в форме ИМБТ (Правила N 471) в текущих условиях неприменим и не может быть изменен без внесения изменений в Закон N 16-ФЗ, так как:
а) ИМБТ с 1 января 2024 г. не предоставляются регионам на указанные цели в соответствии с действующим бюджетным законодательством;
б) механизм финансирования в форме субсидии не подходит для указанных целей, так как предусматривает софинансирование со стороны региона в то время как Закон N 16-ФЗ прямо закрепляет публичное обязательство за Российской Федерацией, не предусматривая дополнительной нагрузки на региональный бюджет;
в) механизм финансирования в форме дотации не подходит для указанных целей в отсутствие возможности проконтролировать целевое использование соответствующих средств федерального бюджета;
г) механизм финансирования в форме субвенции, позволяющий довести Калининградской области соответствующие средства федерального бюджета, требует закрепления за Российской Федерацией полномочия, которое может быть передано в регион вместе с субвенцией на финансовое обеспечение его реализации по аналогии с субвенцией на поддержку импортозамещения и сохранение рынка труда, которую Российская Федерация в лице Минэкономразвития России начала предоставлять бюджету Калининградской области, начиная с 2024 г., в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2023 года N 633-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", которым Закон N 16-ФЗ дополнен отдельной статьей 6.1, закрепляющей соответствующее полномочие за Российской Федерацией и механизм его реализации.
Таким образом, требуется внесение в Закон N 16-ФЗ изменений, аналогичных внесенным в конце 2023 г., в соответствии с которыми аналогичный механизм финансирования в форме субвенции уже реализуется в целях обеспечения принципиально другого публичного обязательства Российской Федерации по гарантии резидентам ОЭЗ государственной поддержки, предусмотренной частью 9 статьи 6 Закона N 16-ФЗ.
Указанные изменения в Закон N 16-ФЗ позволят издать новые правила предоставления бюджету Калининградской области субвенций из федерального бюджета на указанные цели с одновременным признанием утратившими силу Правил N 471.
Проект постановления не подлежит оценке регулирующего воздействия и соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В проекте постановления отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Проектом постановления не устанавливаются соответствующий вид государственного контроля (надзора), вид разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствий их несоблюдения.
Проект постановления не содержит положения, которыми устанавливаются, изменяются или отменяются обязательные требования в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.