Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"
(подготовлен Минюстом России 20.08.2024 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - законопроект) подготовлен во исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 09.07.2024 N 36-П (далее - постановление Конституционного Суда).
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации статья 7 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 1), 21, 22 (часть 1), 45 (часть 2), 46 (часть 1), 53 и 55 (часть 3), в той мере, в какой при объективно обоснованном невнесении конвойных помещений, расположенных в зданиях судов общей юрисдикции, в перечень мест содержания под стражей данная норма в системе действующего правового регулирования не обеспечивает определения условий нахождения в таких помещениях для лиц, которые задержаны по подозрению в совершении преступления, а также для лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (подсудимых), в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. При этом Конституционный Суд Российской Федерации указал, что федеральному законодателю надлежит определить условия содержания в помещениях для временного пребывания конвоируемых подозреваемых и обвиняемых, расположенных в зданиях судов (далее - помещения для временного пребывания).
В этой связи законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - Федеральный закон N 103-ФЗ) новой статьей, в соответствии с которой предусматривается, что в зданиях судов общей юрисдикции при наличии возможности оборудуются указанные помещения. Подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в них, получают бесплатное питание и медико-санитарное обеспечение в соответствии с положениями Федерального закона N 103-ФЗ.
В соответствии с положениями Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" органы внутренних дел наделены полномочиями по конвоированию.
Также подпунктом 3 пункта 238 Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации 25 марта 2015 г. N 161 (далее - Устав), установлено, что в суд, к местам производства следственных и иных процессуальных действий под конвоем военной полиции направляются военнослужащие: задержанные органами дознания и предварительного следствия по подозрению в совершении преступления; подозреваемые, обвиняемые и подсудимые, содержащиеся под стражей. Военнослужащие, подозреваемые или обвиняемые в совершении преступления, в отношении которых вынесено постановление суда об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, направляются на гауптвахту из зала суда под конвоем после вынесения судом постановления.
Согласно подпункту "б" пункта 19 Устава охрана и конвоирование военнослужащих, в том числе военнослужащих других войск и воинских формирований, отнесены к основным направлениям деятельности военной полиции.
При этом к функциям военной полиции (пункт 20 Устава) отнесено взаимодействие с сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по вопросам конвоирования содержащихся под стражей военнослужащих, охраны и безопасности конвоируемых военнослужащих (подпункт 21 пункта 20 Устава).
С учетом указанных положений законопроектом предлагается предусмотреть, что порядок содержания подозреваемых и обвиняемых, находящихся в помещениях для временного пребывания под охраной полиции, будет определяться МВД России по согласованию с Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, а подозреваемых и обвиняемых, находящихся в помещениях для временного пребывания под охраной воинских частей или военной полиции, - Минобороны России по согласованию с Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 08.01.1998 N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации (далее - Судебный департамент) осуществляет мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.
Согласно статье 6 Федерального закона N 7-ФЗ Судебный департамент:
организационно обеспечивает деятельность федеральных судов, органов и учреждений Судебного департамента, а также Всероссийского съезда судей и образуемых им органов судейского сообщества;
разрабатывает по вопросам своего ведения проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов;
принимает меры по материально-техническому и иному обеспечению деятельности органов и учреждений Судебного департамента;
организует строительство зданий, а также ремонт и техническое оснащение зданий и помещений судов, органов и учреждений Судебного департамента.
На основании изложенного законопроектом предлагается определить, что нормы площади помещения для временного пребывания на одного человека и требовании к материально-техническому оснащению помещений для временного пребывания в зданиях федеральных судов общей юрисдикции будут утверждаться Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, а в зданиях судебных участков мировых судей определяться законодательством субъекта Российской Федерации согласно положениям пункта 1 статьи 10 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации".
Положения законопроекта соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.