Проект Приказа Федеральной налоговой службы "Об утверждении Порядка рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) с использованием видео-конференц-связи"
(подготовлен ФНС России 23.08.2024 г.)
Во исполнение абзаца четвертого пункта 2 статьи 140 части первой Налогового кодекса Российской Федерации приказываю:
1. Утвердить Порядок рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) с использованием видео-конференц-связи в соответствии с приложением к настоящему приказу.
2. Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации, начальникам (исполняющим обязанности начальника) межрегиональных инспекций Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам, начальникам (исполняющим обязанности начальника) межрегиональных инспекций Федеральной налоговой службы по федеральным округам, начальнику Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по управлению долгом, начальнику Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по контролю и надзору за налогоплательщиками в сфере бюджетного финансирования довести настоящий приказ до нижестоящих налоговых органов (при наличии) и обеспечить его применение.
3. Управлению досудебного урегулирования налоговых споров (Р.В.Якушев) обеспечить методологическое сопровождение реализации Порядка использования видео-конференц-связи при рассмотрении жалобы (апелляционной жалобы).
4. ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России (Р.В.Филимошин):
4.1. Довести настоящий приказ до филиалов ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России и обеспечить его исполнение.
4.2. Обеспечить в ходе промышленной эксплуатации программного обеспечения выполнение работ по организационно-техническому и информационному обеспечению деятельности ФНС России и ее территориальных органов, определенных Уставом.
5. Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.
6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, координирующего работу по досудебному урегулированию споров между налоговыми органами Российской Федерации и налогоплательщиками, - в части пунктов 2, 3 настоящего приказа; на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, координирующего работу по созданию, развитию, сопровождению и эксплуатации автоматизированных информационных систем Федеральной налоговой службы, включая информационно-вычислительную и телекоммуникационную инфраструктуру, средства информационной безопасности, - в части пункта 4 настоящего приказа.
Руководитель Федеральной |
Д.В.Егоров |
УТВЕРЖДЕН
приказом ФНС России
от "___"____________
N__________________
Порядок рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) с использованием видео-конференц-связи
Общие положения
В соответствии с главой 20 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) рассмотрение жалобы (апелляционной жалобы) (далее - жалоба) осуществляется с участием лица, нарушение прав которого обжалуется и (или) с участием его уполномоченного представителя (далее - Заявитель): по месту нахождения вышестоящего налогового органа (очное рассмотрение жалобы) или по месту нахождения нижестоящего налогового органа с использованием видео-конференц-связи (далее - ВКС) ФНС России на платформе ВКС "Видеоселектор" или другой платформы ВКС, одобренной регулятором ФСТЭК России на дату рассмотрения жалобы.
Действие настоящего Порядка не распространяется на правоотношения, регулируемые статьей 140.1 Кодекса.
Участники (организаторы) рассмотрения жалобы с использованием ВКС:
- должностные лица вышестоящего налогового органа;
- должностные лица нижестоящего налогового органа;
- сотрудники ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России;
- Заявитель;
- иные лица, участвующие в рассмотрении жалобы.
I. Информирование участников о рассмотрении жалобы
1.1. При наличии оснований (обстоятельств) для рассмотрения жалобы с участием Заявителя вышестоящий налоговый орган направляет (вручает) ему извещение о времени и месте рассмотрения жалобы (далее - извещение) по форме и формату, утвержденным приказом ФНС России от __.__.20__ N ____________ "Об утверждении форм, порядков их заполнения, а также форматов и порядков направления в электронной форме документов, предусмотренных статьями 138, 139, 139.2, 140 и 140.1 части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/ PublicView?npaID=146953), с указанием на возможность участия Заявителя в рассмотрении жалобы с использованием ВКС или очно по месту нахождения вышестоящего налогового органа.
1.2. Рассмотрение жалобы с участием Заявителя с использованием ВКС не назначается в следующих случаях:
- отсутствует техническая возможность для обеспечения участия Заявителя в рассмотрении жалобы посредством использования ВКС;
- материалы жалобы содержат сведения, составляющие государственную тайну.
1.3. Извещение заблаговременно направляется вышестоящим налоговым органом в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС) либо через личный кабинет налогоплательщика, либо по почте заказным письмом, либо передается налоговым органом лицу, нарушение прав которого обжалуется, или его представителю непосредственно под расписку.
1.4. Направление извещения через личный кабинет налогоплательщика осуществляется в соответствии с порядком, утвержденным Федеральной налоговой службой на основании полномочий, предусмотренных статьей 11.2 Кодекса.
1.5. При получении от Заявителя ходатайства о рассмотрении жалобы с его участием (далее - ходатайство) с использованием ВКС (https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=146953) вышестоящий налоговый орган поручает ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России организовать проведение ВКС в целях рассмотрения жалобы.
1.6. После получения извещения в соответствии с пунктом 1.1 настоящего Порядка Заявителем направляется ходатайство, содержащее информацию о выбранном способе рассмотрения жалобы, которое должно быть представлено в налоговый орган, рассматривающий жалобу, не позднее одного рабочего дня до даты рассмотрения жалобы.
1.7. В случае, если Заявитель не представит ходатайство, указанное в пункте 1.6 настоящего Порядка, в установленный срок, рассмотрение жалобы осуществляется по месту нахождения вышестоящего налогового органа.
II. Организация рассмотрения жалобы с использованием ВКС
2.1. Должностными лицами нижестоящего налогового органа обеспечиваются:
1) проверка явки лица, нарушение прав которого обжалуется, и установление его личности;
2) проверка полномочий уполномоченного представителя лица, нарушение прав которого обжалуется;
3) прохождение Заявителя через охранный пункт нижестоящего налогового органа к месту проведения ВКС;
4) при представлении Заявителем документов незамедлительное направление их копий в вышестоящий налоговый орган по факсимильной связи или по каналам ведомственной электронной почты, либо с использованием иных средств связи.
2.2. Сотрудниками ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России обеспечиваются:
1) техническая возможность проведения ВКС;
2) ведение видеозаписи ВКС при рассмотрении жалобы;
3) проверка отсутствия вредоносного программного обеспечения на машинном носителе информации, представленном Заявителем, и выделенных для проведения ВКС рабочих станциях.
2.3. Должностными лицами вышестоящего налогового органа:
1) при рассмотрении жалобы ведется протокол рассмотрения жалобы (приложение к настоящему Порядку) (далее - протокол);
2) перед окончанием процедуры рассмотрения жалобы производится уведомление Заявителя об окончании процедуры рассмотрения жалобы или о назначении новой даты и времени для рассмотрения материалов жалобы с участием Заявителя;
3) осуществляется приобщение полученных в соответствии с пп. 4 п. 2.1 настоящего Порядка документов и информации к материалам жалобы;
4) при невозможности проведения ВКС и получении информации об устранении технических неисправностей лицу, подавшему жалобу, направляется (вручается) уточненное извещение;
5) при возникновении технических неисправностей в работе ВКС рассмотрение жалобы переносится на срок до устранения указанных неисправностей или Заявителю предлагается очно участвовать в рассмотрении материалов жалобы. Указанный факт отражается в протоколе.
III. Хранение и учет информации
3.1. Копия видеозаписи рассмотрения жалобы переносится на машинный носитель информации сотрудником ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России по месту нахождения вышестоящего налогового органа и направляется в пятидневный срок со дня его проведения в уполномоченное на рассмотрение жалоб подразделение вышестоящего налогового органа и приобщается к материалам жалобы. Сведения о машинном носителе информации (описание типа, модель, серийный номер) отражаются в протоколе.
3.2. Копия видеозаписи рассмотрения материалов жалобы подлежит хранению нижестоящим налоговым органом и вышестоящим налоговым органом в течение десяти лет.
3.3. Заявитель по месту нахождения нижестоящего налогового органа вправе получить копию видеозаписи рассмотрения материалов жалобы с использованием ВКС.
Приложение
к Порядку использования
видео-конференц-связи
при рассмотрении жалобы
(апелляционной жалобы)
Форма по КНД 1120541
Протокол N ____
рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы)
____________________
(дата)
Время начала ____ ч ____ мин;
Время окончания ____ ч ____ мин <1>.
Настоящий протокол составлен_______________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
(должность, наименование налогового органа, Ф.И.О. <2>)
при рассмотрении жалобы (апелляционной жалобы) ______________________________________
(номер и дата жалобы (апелляционной жалобы))
и дополнительных документов __________________________________________________________________
(даты, номера, наименования документов)
__________________________________________________________________________________________________,
в отношении лица, нарушение прав которого обжалуется ___________________________________________________________________________________________________ (полное наименование организации, ИНН, КПП, Ф.И.О. <2> физического лица (физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем), ИНН)
__________________________________________________________________________________________________.
Рассмотрение жалобы (апелляционной жалобы) произведено с участием лица, нарушение прав которого обжалуется и/или его уполномоченного представителя: __________________________________________________________________________________________________.
(полное наименование организации, ИНН, КПП, Ф.И.О. <2> физического лица (физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем), ИНН)
Лицо, нарушение прав которого обжалуется, извещено о времени и месте рассмотрения: __________________________________________________________________________________________________.
(способ извещения <3>, номер и дата документа, подтверждающих факт извещения)
Участвующим лицам объявлено о применении технических средств________________________________________________<4>.
(вид)
Лицу, нарушение прав которого обжалуется, разъяснены его права и обязанности, предусмотренные статьей 51 Конституции Российской Федерации и статьями 21, 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
Относительно обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), лицом, нарушение прав которого обжалуется, ___________________________________________________________
(организация, ИНН, КПП, Ф.И.О. <2> индивидуального предпринимателя (физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем), ИНН)
устно сообщено следующее:
__________________________________________________________________________________.
(описание обстоятельств)
Приложения к протоколу <5>:
1) ________________________________________________________________________________________________;
(фотографические снимки и негативы, киноленты, файлы аудиозаписи (видеозаписи) на материальных носителях, копии документов, подтверждающие полномочия представителя лица, нарушение прав которого обжалуется, и другие материалы)
2) ________________________________________________________________________________________________;
3) ________________________________________________________________________________________________.
Подпись должностного лица налогового органа
___________________________________________ ________________ ____________________________
(должность, наименование налогового органа) (подпись) (Ф.И.О. <2>)
------------------------------
<1> Указывается местное время вышестоящего налогового органа, рассматривающего жалобу (апелляционную жалобу), с учетом рабочего времени нижестоящего налогового органа.
<2> Фамилия, отчество указываются при наличии.
<3> Указывается способ извещения: в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи либо через личный кабинет налогоплательщика, либо по почте заказным письмом, либо передается налоговым органом лицу, нарушение прав которого обжалуется, или его уполномоченному представителю непосредственно под расписку.
<4> Заполняется при применении технических средств (аудио- и видеозаписи, видео-конференц-связи и иное).
<5> Заполняется при наличии приложений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в т. ч. в вышестоящий налоговый орган. НК РФ предусмотрена возможность рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) с использованием видео-конференц-связи. Предложены правила. Прописаны действия вышестоящего, нижестоящего налогового органа, сотрудников ФКУ "Налог-Сервис".