Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил расчета, уплаты, формирования, аккумулирования средств на капитальный ремонт аэродромов гражданской авиации, установку светосигнального оборудования и размещение некапитальных сооружений на аэродромах гражданской авиации, являющихся составной частью сборов за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, устанавливаемых в соответствии с абзацем первым пункта 4 статьи 64 Воздушного кодекса Российской Федерации, и Правил расходования средств на капитальный ремонт аэродромов гражданской авиации, установку светосигнального оборудования и размещение некапитальных сооружений на аэродромах гражданской авиации, являющихся составной частью сборов за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, устанавливаемых в соответствии с абзацем первым пункта 4 статьи 64 Воздушного кодекса Российской Федерации"
(подготовлен Минтрансом России 26.08.2024 г.)
Общие характеристики проекта акта
Проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил расчета, уплаты, формирования, аккумулирования средств на капитальный ремонт аэродромов гражданской авиации, установку светосигнального оборудования и размещение некапитальных сооружений на аэродромах гражданской авиации, являющихся составной частью сборов за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, устанавливаемых в соответствии с абзацем первым пункта 4 статьи 64 Воздушного кодекса Российской Федерации, Правил расходования средств на капитальный ремонт аэродромов гражданской авиации, установку светосигнального оборудования и размещение некапитальных сооружений на аэродромах гражданской авиации, являющихся составной частью сборов за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, устанавливаемых в соответствии с абзацем первым пункта 4 статьи 64 Воздушного кодекса Российской Федерации" (далее - проект постановления) подготовлен в целях исполнения подпункта 11 пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 18.02.2024 N Пр-293 о создании фонда инфраструктуры воздушного транспорта.
Анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования
Проведение анализа правоприменительной практики подтверждает экономическую целесообразность внесения предлагаемых изменений.
Описание проблемы, на решение которой направлен проект акта. Обоснование предлагаемых решений и ожидаемые результаты их реализации
В настоящее время финансирование строительства и реконструкции объектов аэродромной инфраструктуры, находящейся в федеральной собственности, осуществляется в основном за счет средств федерального бюджета. Капитальный ремонт указанных объектов не производится по причине отсутствия источников финансирования из федерального бюджета, что в том числе приводит к удорожанию стоимости реконструкции аэродромной инфраструктуры.
Учитывая ограниченные возможности федерального бюджета, Минтрансом России предлагается изменить подходы к финансированию аэродромной инфраструктуры.
В статью 64 Воздушного кодекса Российской Федерации внесены изменения, предусматривающие включение в состав аэронавигационных сборов аэродромной составляющей.
Расчет, формирование и аккумулирование средств, собираемых за счет указанной составляющей, будет осуществляться Федеральным агентством воздушного транспорта или подведомственной ему организацией, в случае принятия агентством решения о возложении на эту организации указанных функций. Предполагается, что оператором сбора будет ФГУП "Госкорпорация по ОрВД", которая собирает аэронавигационные сборы с пользователей воздушного пространства.
Источником средств будет являться часть средств сборов за аэронавигационное обслуживание, собираемых ФГУП "Госкорпорация по ОрВД". Собранные средства будут перечисляться в доход федерального бюджета на ежемесячной основе.
При этом, Минфином России будут предоставляться Росавиации субсидии в объеме поступившей в доход федерального бюджета суммы:
на обеспечение затрат балансодержателя аэродромного имущества (ФГУП "АГА (А)") в целях проведения капитального ремонта аэродромов гражданской авиации федеральной собственности, установку светосигнального оборудования и размещение некапитальных сооружений на аэродромах гражданской авиации;
на предоставление субсидий субъектам Российской Федерации на софинансирование расходов по капитальному ремонту аэродромов гражданской авиации собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности.
Доходная и расходная части федерального бюджета будут отражены в федеральном законе о федеральном бюджете.
До 2030 года планируется провести капитальный ремонт не менее 50 аэродромов. По предварительным расчетам для этого потребуется собирать дополнительно порядка 12 млрд рублей сборов за аэронавигационное обслуживание в год, в связи с этим потребуется увеличить для российских пользователей воздушного пространства сбор на маршрутах по внутренним полетам на 37 %, по международным полетам - на 100 %. Подобное увеличение повлечет рост стоимости билетов в среднем до 150 рублей в расчете на пассажира.
Проектом постановления предлагается утвердить Правила расчета, уплаты, формирования, аккумулирования средств на капитальный ремонт аэродромов гражданской авиации, установку светосигнального оборудования и размещение некапитальных сооружений на аэродромах гражданской авиации, являющихся составной частью сборов за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, а также Правила расходования этих средств.
Для реализации механизма аккумулирования средств планируемым оператором сбора, постановление предусматривает изменение для ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" метода расчета части чистой прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет.
При текущем способе расчета за счет планируемого увеличения ставок сборов за АНО будет осуществляться как аккумулирование средств для фонда инфраструктуры воздушного транспорта, так и формироваться дополнительная прибыль Оператора сбора и, соответственно, увеличиваться его обязательства по перечислению части прибыли в федеральный бюджет в размере 50% от дополнительных доходов от АНО и процентов на счетах, что негативно отразится на финансовом положении предприятия.
Указанное изменение предполагает исключить из расчета части чистой прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет:
доходы от деятельности по предоставлению аэронавигационного обслуживания полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства Российской Федерации, воздушного пространства в районах, находящихся за пределами территории Российской Федерации, где ответственность за организацию воздушного движения и контроль за соблюдением внутригосударственных и международных требований (стандартов, норм и процедур) в области использования воздушного пространства и осуществления деятельности в области авиации возложены на Российскую Федерацию, полученные за счет увеличения сборов за аэронавигационное обслуживание, для формирования, аккумулирования средств на капитальный ремонт аэродромов гражданской авиации, установку светосигнального оборудования и размещение некапитальных сооружений на аэродромах гражданской авиации, подлежащие направлению в доход федерального бюджета
проценты на остатки денежных средств на расчетных счетах федерального государственного унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" в кредитных организациях;
доходы и расходы, связанные с курсовыми разницами.
Также проект постановления предусматривает признание утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 3 мая 1994 г. N 424 "О совершенствовании функционирования и развитии системы организации воздушного движения в Российской Федерации".
Оценка эффективности предлагаемых решений
Реализация постановления позволит обеспечить экономию средств федерального бюджета и сохранить аэропортовую сеть Российской Федерации.
Оценка влияния предлагаемых решений на деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления
Предлагаемые проектом постановления решения не повлияют на деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления.
Прогноз социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также сведения о государственной программе Российской Федерации, для реализации которой принимаются эти решения либо к сфере, реализации которой они относятся, или сведения об отсутствии влияния предлагаемых решений на достижение целей государственных программ Российской Федерации
Субсидии на капитальный ремонт аэродромов гражданской авиации, установку светосигнального оборудования и размещение некапитальных сооружений на аэродромах гражданской авиации будут предоставляться в рамках федерального проекта "Обеспечение доступности услуг воздушного транспорта", входящего в структуры государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы". Мероприятие полностью соответствует целям и задачам указанной государственной программы.
Предлагаемые к реализации решения проекта постановления не повлекут отрицательных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку определяют только механизм сбора и использования средств.
Принятие и реализация предлагаемых проектом постановления решений не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, поскольку средства из федерального бюджета будут выделяться в объеме поступивших в него дополнительных доходов.
Соответствие проекта акта положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российский Федерации.
Информация о наличии или отсутствии в проекте акта обязательных требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения
Проект постановления не содержит требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушения обязательных требований или последствия их несоблюдения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.