Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил маркировки отдельных видов бакалейной и иной пищевой продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении отдельных видов бакалейной и иной пищевой продукции"
(подготовлен Минпромторгом России 26.08.2024 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил маркировки отдельных видов бакалейной и иной пищевой продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении отдельных видов бакалейной и иной пищевой продукции" (далее соответственно - проект постановления, информационная система мониторинга, бакалейная продукция) разработан Минпромторгом России во исполнение подпункта "в" пункта 1 указания Президента Российской Федерации от 15 мая 2024 г. N Пр-932 (далее - Указание Президента Российской Федерации) в рамках полномочий Правительства Российской Федерации, предусмотренных пунктом 3.1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Проект постановления предусматривает введение с 1 марта 2025 г. обязательной маркировки отдельных видов бакалейной и иной пищевой продукции.
Анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость введения правового регулирования, указывает на следующее.
Разделом VIII Стратегии предусмотрено расширение списка товарных групп, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, с целью дальнейшего сокращения незаконного оборота промышленной продукции.
Согласно разделу III Стратегии, пищевая промышленность является одной из приоритетных отраслей промышленности для наблюдения и принятия мер по противодействию незаконному обороту пищевой продукции.
Так, оборот бакалейной продукции в России характеризуется не менее, чем 29% долей нелегального рынка, что ведет к реализации потребителям некачественной и небезопасной пищевой продукции и причинению существенного ущерба экономическим интересам Российской Федерации.
Маркировка бакалейной продукции в настоящее время тестируется в рамках эксперимента по маркировке средствами идентификации отдельных видов бакалейной и иной пищевой продукции, который проводится с 1 июля 2024 г. по 28 февраля 2025 г. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2024 г. N 857 "О проведении на территории Российской Федерации эксперимента по маркировке средствами идентификации отдельных видов бакалейной и иной пищевой продукции".
Проектом постановления утверждаются сроки поэтапного введения обязательной маркировки средствами идентификации в отношении бакалейной продукции:
начало обязательной регистрации в информационной системе мониторинга - с 1 марта 2025 г.;
начало обязательной маркировки и представление в информационную систему мониторинга сведений о вводе в оборот - с 1 мая 2025 г. для снековой продукции;
начало обязательной маркировки и представление в информационную систему мониторинга сведений о вводе в оборот - с 1 июля 2025 г. для соусов, специй и уксусов;
представление в информационную систему мониторинга сведений об обороте и выводе из оборота в формате объемно-сортового учета - с 1 сентября 2026 г. по 30 ноября 2027 г. в отношении товаров, произведенных до 30 ноября 2027 г. (включительно);
представление в информационную систему мониторинга сведений об обороте и выводе из оборота поэкземплярно - с 1 декабря 2027 г. (в отношении товаров, произведенных начиная с 1 декабря 2027 г.)
Таким образом, предполагается, что ввод в оборот соответствующей бакалейной продукции без нанесения средств идентификации и представления в информационную систему мониторинга сведений о маркировке бакалейной продукции средствами идентификации будет допускаться до 30 апреля 2025 г. для снековой продукции и до 30 июня 2025 г. для соусов, специй и уксусов;
При этом участники оборота бакалейной продукции вправе предоставлять в информационную систему мониторинга сведения о вводе в оборот, обороте и выводе из оборота бакалейной продукции со дня вступления в силу соответствующего постановления.
Срок вступления в силу проекта постановления с 1 марта 2025 г. соответствует Федеральному закону от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" и Указанию Президента Российской Федерации.
Принятие положений, предусмотренных проектом постановления, не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В проекте постановления требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), присутствуют.
Согласно абзацу седьмому пункта 2 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), Правила не применяются в отношении проектов актов, подготовленных на основании поручений или указаний Президента Российской Федерации или поручений Председателя Правительства Российской Федерации, в которых содержится прямое указание на необходимость их разработки в сжатые сроки (не более 10 дней).
Сведения о видах разрешительной деятельности отсутствуют.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 40 Федерального закона от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" соблюдение обязательных требований, устанавливаемых проектом постановления, относится к предмету федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей, осуществляемого Роспотребнадзором.
Предполагаемая ответственность за нарушение обязательных требований и последствия их несоблюдения закреплены статьями 15.12 и 15.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьей 171.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.