Пояснительная записка к проекту Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации "Об утверждении Правил интеграции автоматизированных информационных систем с единой федеральной государственной информационной системой учета отходов от использования товаров"
(подготовлен Минприроды России от 27.08.2024)
Проектом приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации "Об утверждении правил интеграции автоматизированных информационных систем с единой федеральной государственной информационной системой учета отходов от использования товаров" (далее - проект приказа, система учета отходов) предлагается установить порядок интеграции системы учета отходов и иных автоматизированных информационных систем в целях предоставления производителям товаров, импортерам товаров, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим утилизацию отходов от использования товаров, иным юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям возможности направлять информацию в соответствии с пунктом 6 статьи 24.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" для включения в систему учета отходов посредством автоматизированных информационных систем.
Проект приказа подготовлен в соответствии с пунктом 21 Плана-графика подготовки нормативных правовых актов, необходимых для реализации норм Федерального закона от 04.08.2023 N 451-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", утвержденного Правительством Российской Федерации 11.09.2023 N 8904-П11-ВА.
Федеральным законом от 04.08.2023 N 451-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в статью 24.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", в частности, пунктом 6 указанной статьи предусмотрено, что производители товаров, импортеры товаров, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие утилизацию отходов от использования товаров, иные юридические лица, индивидуальные предприниматели могут представлять информацию в систему учета отходов путем интеграции автоматизированных информационных систем, используемых указанными лицами, с указанной системой в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
Проектом приказа предусматривается, что интеграция с системой учета отходов иных автоматизированных информационных систем осуществляется на добровольной и безвозмездной основе посредством заключения соглашений об информационном взаимодействии с операторами иных информационных систем.
Также предусмотрено, что технические требования к форматам информационного взаимодействия в рамках интеграции будут определяться конкретными соглашениями об информационном взаимодействии, заключаемом между оператором системы учет отходов и операторами иных информационных систем.
Формы и состав сведений, которые могут передаваться посредством интеграции, определены Приложением N 1 к Положению о единой федеральной государственной информационной системе учета отходов от использования товаров, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2022 N 868 "О единой федеральной государственной информационной системе учета отходов от использования товаров".
В частности, предусмотрено, что в систему учета отходов в обязательном порядке представляются следующие сведения.
Со стороны производителей и импортеров товаров, упаковки в систему представляются:
- отчетность о массе товаров, упаковки, произведенных на территории Российской Федерации или ввезенных из государств - членов Евразийского экономического союза, в том числе об испорченном или о бракованном товаре, об упаковке, сведения о вывезенных из Российской Федерации товарах, упаковке;
- отчетность о массе товаров, в том числе товаров, являющихся упаковкой, ввезенных из государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза;
- отчетность о выполнении самостоятельной утилизации отходов от использования товаров.
Со стороны юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих утилизацию отходов от использования товаров, представляется отчетность о массе отходов от использования товаров и (или) полученного из них вторичного сырья и об их доле, использованных при производстве товаров (продукции), и сведения о договорах, которыми предусмотрена утилизация отходов от использования товаров и которые заключены с производителями товаров, импортерами товаров, иными лицами, о расторжении таких договоров в отчетном периоде.
В соответствии с пунктом 2.1 статьи 24.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" указанные сведения передаются в систему учета отходов посредством электронного сервиса "личный кабинет" данной системы, или посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", или посредством электронного сервиса, представленного на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
При этом в силу положений пункта 6 статьи 24.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" производитель товаров, импортер товаров, утилизатор вправе в качестве предоставления в систему сведений использовать и иные автоматизированные информационные системы, при наличии интеграции с системой учета отходов.
Учитывая изложенное, возможность представления таких сведений посредством интеграции автоматизированных информационных систем с системой учета отходов является альтернативным и добровольным способом для указанных субъектов предпринимательской деятельности.
На основании изложенного, в проекте приказа требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения отсутствуют.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.