Проект Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
(подготовлен Минэкономразвития России 30.08.2024 г.)
Вносится Правительством
Российской Федерации
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации
Статья 1
Статью 351.5 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2022, N 29, ст. 5250) изложить в следующей редакции:
"Статья 351.5. Особенности трудовой деятельности лиц, работающих у резидентов территории опережающего развития, резидентов особых экономических зон и управляющих компаний особых экономических зон
Работодатели, признаваемые резидентами территории опережающего развития, резидентами особых экономических зон и управляющих компаний особых экономических зон в соответствии с законодательством о территориях опережающего развития в Российской Федерации и о свободных экономических зонах в Российской Федерации, привлекают и используют иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности на территории опережающего развития или на территории особой экономической зоны в порядке и на условиях, которые предусмотрены Трудовым кодексом Российской Федерации и законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, при этом:
1) получение разрешений на привлечение и использование иностранных работников не требуется;
2) разрешение на работу иностранному гражданину, привлекаемому для осуществления трудовой деятельности резидентом территории опережающего развития или особой экономической зоны, выдается без учета квот на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, а также квот на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу, устанавливаемых Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации;
3) при приеме на работу, при прочих равных условиях, приоритет имеют граждане Российской Федерации.
Форма разрешения на работу, выдаваемого иностранным гражданам, привлекаемым и используемым для осуществления трудовой деятельности на территории опережающего развития или на территории особой экономической зоны, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.
Соглашениями, коллективными договорами может быть предусмотрено, что государственные гарантии и компенсации лицам, работающим у резидентов территорий опережающего развития или особой экономической зоны в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусмотренные законодательством Российской Федерации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, могут быть заменены денежной компенсацией в порядке, в размерах и на условиях, которые установлены указанными соглашениями и коллективными договорами.
Оплата труда лиц, работающих у резидентов территорий опережающего развития или особой экономической зоны в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не может быть ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного в субъекте Российской Федерации, в котором создана соответствующая территория опережающего развития или особая экономическая зона.
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 6 месяцев со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации |
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в связи с необходимостью приведения законодательства Российской Федерации в соответствии с планируемыми изменениями, предусмотренными Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Законопроект устанавливает особенности трудовой деятельности лиц, работающих у резидентов особых экономических зон и управляющих компаний особых экономических зон в случае принятия проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусматривающего соответствующие поправки в законодательные акты Российской Федерации.
В условиях усиления конкурентной борьбы с развитыми зарубежными странами за инвесторов, предпринимателей, специалистов высокой квалификации, способствующих ускоренному технологическому обновлению и развитию российской экономики, созданию высокопроизводительных рабочих мест с достойной заработной платой, необходимо создание максимально благоприятных условий для привлечения иностранных граждан.
Общая оценочная потребность в иностранной рабочей силе у участников (резидентов) преференциальных режимов, исходя из предварительных параметров, предполагаемых к реализации на указанных территориях инвестиционных проектов, составит 10,6 тыс. человек в 2025 г. и 18,6 тыс. человек ежегодно, начиная с 2026 г.;
Привлечение указанного количества иностранных специалистов сможет быть реализовано:
при условии внесения соответствующих изменений в законодательство, предусматривающих упрощенный порядок определения предельной численности, привлекаемой на территорию преференциальных режимов иностранной рабочей силы без избыточных административных барьеров;
при условии дальнейшего функционирования действующих компаний - участников (резидентов) в преференциальных режимах и сохранения намерений потенциальных инвесторов по реализации перспективных проектов;
Планируется, что не менее половины привлеченных иностранных специалистов будет привлекаться на 1 год, оставшаяся часть будет уезжать по итогам 2-х лет работы.
Положения законопроекта не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Принятие законопроекта не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации и не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
На рассмотрении в палатах Федерального Собрания Российской Федерации проектов отсутствуют проекты федеральных законов (федеральные законы) с аналогичным содержанием.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации" не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и не приведет к дополнительным расходам юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Кроме того, проект федерального закона не определяет конкретные решения, оказывающие влияние на доходы (расходы) определенного круга лиц, а предусматривает лишь право (не обязанность) привлекать иностранных специалистов на территорию особых экономических зон в упрощенном порядке в случае принятия проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусматривающего соответствующие поправки в законодательные акты Российской Федерации.
Вместе с тем отмене требований о получении разрешений на привлечение и использование иностранных работников в случае принятия федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" выпадающие доходы бюджетов бюджетной системы могут составить порядка 113 млн рублей до конца 2030 г. При этом, учитывая, что каждое рабочее место у резидента особой экономической зоны (далее - ОЭЗ) приносит в год в среднем 1,4 млн рублей налоговых и неналоговых доходов в бюджеты всех уровней, работа указанного в пояснительной записке количества иностранных специалистов до конца 2030 г. будет сопровождаться уплатой 119 млрд рублей налоговых и неналоговых доходов в бюджеты всех уровней, что в полном объеме компенсирует указанные выпадающие доходы.
Кроме этого, ожиаются доходы не менее 1,5 млрд рублей в год в результате от инвестиций, обсуществленных иностранными инвесторами, получившими многократные деловые визы.
Так, по опыту реализации Постановления Правительства Российской Федерации N 2573 от 31 декабря 2022 г. "О критериях, которым должен соответствовать иностранный гражданин, осуществивший инвестиции в Российской Федерации, для выдачи вида на жительство в Российской Федерации без получения разрешения на временное проживание", в рамках которого Минэкономразвития России проводит оценку иностранных граждан соответствующим критериям для получения вида на жительство в упрощенном порядке, менее чем за год с момента старта программы подали заявления и, соответственно, осуществили инвестиции в Российской Федерации 30 иностранных инвесторов.
Предоставление многократных деловых может вызвать больший интерес со стороны иностранных инвесторов в связи с тем, что многократная деловая виза в отличии от вида на жительство не обязывает иностранных граждан постоянно проживать в Российской Федерации, и интересна инвесторам исключительно как способ беспрепятственного въезда для осуществления деловых и рабочих целей. Минимальный порог инвестиций в объеме 50 млн рублей определен с учетом минимального объема инвестиционных проектов ОЭЗ, соответственно, определяет базовый порог, позволяющий предоставление деловой многократной визы инвесторам. По прогнозам ООО "Деловая Россия" оптимальный объем инвестиций с учетом потребностей и возможностей иностранного бизнеса составляет 100 млн рублей. В связи с этим привлечение 30 инвесторов и общего объема инвестиций 1,5 млрд рублей в год представляются минимально возможными. Ожидаются доходы больших объемов.
ПЕРЕЧЕНЬ
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений Трудовой кодекс Российской Федерации" потребует:
внесение изменение в приказ МВД России от 19 июня 2017 г. N 390 "Об утверждении форм бланков разрешения на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства" с целью установления формы разрешения на работу, выдаваемого иностранным гражданам, привлекаемым и используемым для осуществления трудовой деятельности на территории особых экономических зон.
Основание разработки: дополнение абзаца 2 части 3 статьи 351.5 Трудового кодекса Российской Федерации соответствующим положением.
Срок разработки акта: в течение 6 месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Ответственный исполнитель - МВД России.
ПЕРЕЧЕНЬ
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.