Проект Приказа Министерства культуры Российской Федерации "Об утверждении Порядка создания условий для организации социокультурной реабилитации и абилитации инвалидов (в том числе детей-инвалидов)"
(подготовлен Минкультуры России 04.09.2024 г.)
В соответствии с частью четвертой статьи 30 Закона Российской Федерации от 9 октября 1992 г. N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" приказываю:
1. Утвердить по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации прилагаемый Порядок создания условий для организации социокультурной реабилитации и абилитации инвалидов (в том числе детей-инвалидов).
2. Признать утратившим силу приказ Министерства культуры Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. N 3019 "Об утверждении модельной программы социокультурной реабилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 марта 2017 г., регистрационный N 45886).
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2025 г.
Министр |
О.Б. Любимова |
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства культуры
Российской Федерации
от _________ 2025 г.
N ________
Порядок создания условий для организации социокультурной реабилитации и абилитации инвалидов (в том числе детей-инвалидов)
1. Настоящий Порядок устанавливает рекомендуемые условия для организации комплекса мероприятий, направленных на включение инвалидов (в том числе детей-инвалидов) в творческую деятельность, обеспечивающую реализацию культурных и экономических потребностей инвалидов (в том числе детей-инвалидов) в соответствии с их интересами и способностями, в целях социальной адаптации и интеграции инвалидов (в том числе детей-инвалидов) в общество (далее - социокультурная реабилитация и абилитация инвалидов (в том числе детей-инвалидов)*(1).
2. В целях организации социокультурной реабилитации и абилитации инвалидов (в том числе детей-инвалидов) используются сведения, содержащиеся в индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида), сформированной в государственной информационной системе "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере".
Доступ к указанным сведениям предоставляется органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере культуры, на которые в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида) возложена реализация комплекса оптимальных для инвалида мероприятий по социокультурной реабилитации и абилитации инвалидов (в том числе детей-инвалидов)*(2).
3. Исполнительные органы субъектов Российской Федерации в сфере культуры, на которые в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида) возложена реализация комплекса оптимальных для инвалида мероприятий по социокультурной реабилитации и абилитации инвалидов (в том числе детей-инвалидов), размещают в государственной информационной системе "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере" сведения о реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида) в целях оценки эффективности реализации комплекса оптимальных для инвалида мероприятий*(3).
4. Сведения из индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида), содержащиеся в государственной информационной системе "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере", используются в целях информирования инвалида (в том числе ребенка-инвалида) о возможных мероприятиях по социокультурной реабилитации и абилитации любыми доступными для него способами (посредством телефонной, почтовой связи, информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и др.).
5. Исполнительные органы субъектов Российской Федерации в сфере культуры вправе определять методологические площадки, закрепляющие перечень организаций культуры, инклюзивных творческих лабораторий, на базе которых реализуется социокультурная реабилитация и абилитация инвалидов (в том числе детей-инвалидов).
6. Конкретные мероприятия, входящие в состав социокультурной реабилитации и абилитации инвалидов (в том числе детей-инвалидов), направлены на включение инвалидов (в том числе детей-инвалидов) в творческую деятельность посредством методов культуры (арт-терапия, музыкотерапия, декоративно-прикладное искусство, библиотерапия, игровая терапия, обучение драматическому искусству, занятия лепкой, песочная терапия, танцевально-двигательная терапия и др.) (далее - мероприятия по социокультурной реабилитации и абилитации) с учетом общей цели реабилитации и абилитации, определяемой при проведении медико-социальной экспертизы инвалида (в том числе ребенка-инвалида), а также в соответствии с целями реабилитации и абилитации инвалидов (в том числе детей-инвалидов), формируемыми организациями, проводящими мероприятия по социокультурной реабилитации.
7. Организации, осуществляющие мероприятия по социокультурной реабилитации и абилитации, самостоятельно определяют формы, виды, порядок и периодичность их проведения.
8. Мероприятия по социокультурной реабилитации и абилитации проводятся индивидуально или в групповом формате, в зависимости от формы и вида творческой деятельности, а также интересов и культурных потребностей инвалидов (в том числе детей-инвалидов).
Мероприятия по социокультурной реабилитации и абилитации могут проводиться с участием законных представителей ребенка-инвалида (родители, усыновители, опекуны, попечители).
9. Мероприятия по социокультурной реабилитации и абилитации проводятся как на территории организации, осуществляющей такие мероприятия, так и в выездном формате.
10. В организациях культуры, определенных в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка, рекомендуются к созданию следующие условия для достижения целей социокультурной реабилитации и абилитации инвалидов (в том числе детей-инвалидов):
10.1. Доступность для инвалидов (в том числе детей-инвалидов) объектов социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры при реализации мероприятий по социокультурной реабилитации и абилитации, оказания им необходимой помощи в соответствии со статьей 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
10.2. Наличие имущества, в том числе оборудования, используемого при реализации мероприятий по социокультурной реабилитации и абилитации.
10.3. Необходимость учета специфики проводимого мероприятия по социокультурной реабилитации и абилитации при формировании состава специалистов, обеспечивающих их проведение, а также условия прохождения специалистом обучения (инструктирования) по вопросам, связанным с особенностями взаимодействия с инвалидами (в том числе детьми-инвалидами), в соответствии со спецификой деятельности организации.
10.4. Осуществление взаимодействия с федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, организациями, подведомственными исполнительным органам власти субъекта Российской Федерации в сферах здравоохранения, образования, социальной защиты населения (социального обслуживания), труда и занятости, физической культуры и спорта, некоммерческими организациями и иными организациями, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности и ведомственной принадлежности, а также с Социальным фондом России и Государственным фондом "Защитники Отечества", общественными объединениями инвалидов при реализации мероприятий по социокультурной реабилитации и абилитации.
10.5. Обеспечение при необходимости применение услуги тифлокомментирования при проведении мероприятий по социокультурной реабилитации и абилитации, иных способов и методик, включая, субтитрирование, перевод на русский жестовый язык, тифлосурдоперевод с учетом нозологий.
10.6. Информирование любым доступным для инвалидов (в том числе детей-инвалидов) способом о проводимых мероприятиях по социокультурной реабилитации и абилитации, включая размещение такой информации на официальном сайте организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при его наличии), применение цифровых сервисов в целях вовлечения инвалидов (в том числе детей-инвалидов) в творческую деятельность.
-------------------------------------------
*(1) Абзац двенадцатый статьи 3 Закона Российской Федерации от 9 октября 1992 г. N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре"
*(2) Часть девятая статьи 11 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
*(3) Часть десятая статьи 11 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предложено создать условия для включения инвалидов (в том числе детей-инвалидов) в творческую деятельность, обеспечивающую реализацию культурных и экономических потребностей.
В целях организации социокультурной реабилитации и абилитации инвалидов будут использовать сведения Единой централизованной цифровой платформы в социальной сфере.