Проект Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору "Об утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Требования к плану эксплуатирующей организации по осуществлению мероприятий по защите населения" (НП-056-24)"
(подготовлен Ростехнадзором 23.09.2024 г.)
В соответствии со статьей 6, частью третьей статьи 36 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" и подпунктом 5.2.2.1 пункта 5 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401, приказываю:
утвердить прилагаемые федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Требования к плану эксплуатирующей организации по осуществлению мероприятий по защите населения" (НП-056-24).
Руководитель |
А.В. Трембицкий |
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от "____" ________20___ г. N______
Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Требования к плану эксплуатирующей организации по осуществлению мероприятий по защите населения" (НП-056-24)
1. Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Требования к плану эксплуатирующей организации по осуществлению мероприятий по защите населения" (НП-056-24) (далее - Требования) устанавливают требования к содержанию, порядку разработки и утверждения плана эксплуатирующей организации по осуществлению мероприятий по защите населения (далее - План мероприятий) в случае возникновения на атомной станции, исследовательской ядерной установке, радиационном источнике, объекте ядерного топливного цикла*(1), в пункте хранения ядерных материалов или радиоактивных веществ, пункте хранения, хранилище радиоактивных отходов (далее - Пункт хранения), на судне или другом плавсредстве с ядерной установкой или радиационным источником (далее - ОИАЭ) аварий, при которых радиационные последствия, определенные в соответствии с пунктом 3 Требований, потребуют принятия мер по защите населения за пределами границ ОИАЭ.
2. Разработка Плана мероприятий должна быть обеспечена эксплуатирующей организацией (далее - Организация) или, при наличии у Организации обособленных подразделений, эксплуатирующих ОИАЭ (далее - Подразделение), соответствующим Подразделением.
3. План мероприятий в зависимости от ОИАЭ должен быть разработан исходя из радиационных последствий запроектных аварий приведенных в:
а) отчете по обоснованию безопасности блока атомной станции, исследовательской ядерной установки, судна или другого плавсредства с ядерной установкой или радиационным источником, объекта ядерного топливного цикла;
б) плане мероприятий по защите персонала в случае радиационной аварии на радиационном источнике;
в) перечне потенциальных радиационных аварий Пункта хранения, не относящегося к объектам ядерного топливного цикла.
4. В План мероприятий при разработке должны быть включены:
а) перечень органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, с которыми Организация (Подразделение) осуществляет взаимодействие (далее - Участники аварийного взаимодействия);
б) порядок действий Организации (Подразделения) по осуществлению мероприятий по защите населения, в том числе по обеспечению оперативной информацией Участников аварийного взаимодействия;
в) сведения о работниках Организации (Подразделения), уполномоченных на принятие решения о введении в действие Плана мероприятий;
г) размеры и границы зоны планирования защитных мероприятий, зоны планирования мероприятий по обязательной эвакуации населения (при наличии), зоны возможного радиоактивного загрязнения, а для атомной станции также расстояния от атомной станции, на которых при запроектных авариях может потребоваться отселение населения или ограничение потребления загрязненных пищевых продуктов.
5. В перечне Участников аварийного взаимодействия, указанном в подпункте "а" пункта 4 Требований, должны быть приведены сведения (в том числе наименования) об органах управления:
а) функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, образованные в органе управления использованием атомной энергии*(2);
б) функциональной подсистемы контроля за ядерно- и радиационно опасными объектами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций*(3);
в) территориальных подсистем*(4) единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и органы местного самоуправления на территориях в пределах зоны планирования защитных мероприятий (для всех категорий ОИАЭ, кроме судов и других плавсредств, с ядерной установкой или радиационным источником);
г) территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и органы местного самоуправления на территориях в пределах зоны планирования защитных мероприятий (для судна или другого плавсредства с ядерной установкой или радиационным источником, находящегося в пункте постоянного и временного базирования и в порту разрешенного захода*(5)).
6. Действия Организации (Подразделения) по осуществлению мероприятий по защите населения, указанные в подпункте "б" пункта 4 Требований, должны включать:
а) введение Плана мероприятий в действие;
б) оценку аварийного выброса радиоактивных веществ и параметров, влияющих на перенос радиоактивных веществ в окружающей среде;
в) определение направлений, в которых после начала аварии наблюдается или прогнозируется атмосферный перенос воздушных масс от ОИАЭ, и определение расстояний от ОИАЭ, в пределах которых может потребоваться проведение защитных мероприятий (далее - Территории, подверженные радиоактивному загрязнению);
г) оценку сроков подхода облака радиоактивного выброса к населенным пунктам на Территориях, подверженных радиоактивному загрязнению;
д) радиационную разведку на территориях в пределах зоны наблюдения (при наличии) с учетом уровней вмешательства;
е) радиационный контроль с использованием постов автоматизированной системы контроля радиационной обстановки за состоянием окружающей среды в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения (при их наличии);
ж) подготовку, по результатам выполнения действий, предусмотренных подпунктами "а" - "е" настоящего пункта Требований, предложений по реализации Участниками аварийного взаимодействия мероприятий по защите населения;
з) оповещение*(6) и (или) обеспечение информирования населения об аварии.
7. Действия Организации (Подразделения) по обеспечению оперативной информацией Участников аварийного взаимодействия должны предусматривать передачу Участникам аварийного взаимодействия:
а) сообщений о введении режимов повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на ОИАЭ;
б) результатов радиационного контроля и радиационной разведки;
в) результатов оценки аварийного выброса радиоактивных веществ и параметров, влияющих на перенос радиоактивных веществ в окружающей среде;
г) предложений по реализации Участниками аварийного взаимодействия мероприятий по защите населения.
8. План мероприятий должен быть утвержден руководителем Организации (Подразделения). Организация (Подразделение) должны быть готовы к осуществлению Плана мероприятий до завоза ядерных материалов и (или) радиоактивных веществ и (или) радиоактивных отходов на ОИАЭ.
9. Организация (Подразделение) должны осуществлять анализ Плана мероприятий не реже одного раза в 10 лет, а также:
а) в случае вступления в силу нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих положения, относящиеся к аварийному реагированию (или к его планированию) на аварии, возможные на ОИАЭ, а также в случае внесения в них изменений;
б) по результатам проверки готовности Организации (Подразделения) к аварийному реагированию при тренировках и учениях;
в) в случае модернизации ОИАЭ в объеме, при котором претерпели изменения радиационные последствия аварий, приведенные в отчете по обоснованию безопасности блока атомной станции, исследовательской ядерной установки, судна или другого плавсредства с ядерной установкой или радиационным источником, объекта ядерного топливного цикла; в плане мероприятий по защите персонала в случае радиационной аварии на радиационном источнике; в перечне потенциальных радиационных аварий Пункта хранения, не относящегося к объектам ядерного топливного цикла;
г) в случае ввода в эксплуатацию нового ОИАЭ.
10. Результаты анализа Плана мероприятий должны быть документально оформлены, и по результатам анализа Организацией (Подразделением) должно быть принято мотивированное решение о необходимости внесения изменений в План мероприятий либо утверждения новой редакции Плана мероприятий или отсутствии такой необходимости.
11. План мероприятий в течение 10 рабочих дней с даты его утверждения или внесении в него изменений должен быть направлен в органы:
а) местного самоуправления на территориях в пределах зоны планирования защитных мероприятий;
б) осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический контроль (надзор) на территориях, указанных в подпункте "а" настоящего пункта Требований, и в территориальный орган Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
-------------------------------------------
*(1) Пункт 2.2 федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Общие положения обеспечения безопасности объектов ядерного топливного цикла (ОПБ ОЯТЦ)" (НП-016-05), утвержденных постановлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 2 декабря 2005 г. N 11 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 февраля 2006 г., регистрационный N 7433).
*(2) Пункт 10 Положения о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах), находящихся в ведении и входящих в сферу деятельности Госкорпорации "Росатом", единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного приказом Госкорпорации "Росатом" от 9 декабря 2021 г. N 1/16-НПА (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 марта 2022 г., регистрационный N 67943).
*(3) Пункт 10 Положения о функциональной подсистеме контроля за ядерно- и радиационно опасными объектами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 28 июня 2021 г. N 236 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 декабря 2021 г., регистрационный N 66445).
*(4) Пункт 5 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794.
*(5) Часть первая статьи 41 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии".
*(6) Подпункт "б" пункта 4 Правил создания, реконструкции и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2023 г. N 769.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предложены федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии, устанавливающие требования к плану эксплуатирующей организации по осуществлению мероприятий по защите населения.
Речь идет о случаях возникновения на атомных станциях аварий, при которых радиационные последствия потребуют принятия мер по защите населения за пределами границ станции. То же касается аварий на исследовательской ядерной установке, радиационном источнике, объекте ядерного топливного цикла, в пункте хранения ядерных материалов или радиоактивных веществ, пункте хранения, хранилище радиоактивных отходов, на судне или другом плавсредстве с ядерной установкой или радиационным источником.