Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации"
(подготовлен Минюстом России 13.02.2025 г.)
Предлагаемый проект федерального закона "О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации" подготовлен во исполнение пункта 5 поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации Д.Ю. Григоренко от 29.12.2023 N ДГ-П14-22231 и направлен на установление нового нормативного регулирования сферы нотариата.
В настоящее время правовые основы нотариата и нотариальной деятельности установлены Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-I (далее - Основы). Вместе с тем подходы, заложенные в период формирования частного нотариата, характеризующиеся делегированием государством большей части контрольных полномочий нотариальным палатам субъектов Российской Федерации и Федеральной нотариальной палате, усилением роли последней в нормативно-правовом регулировании на подзаконном уровне, показали недостаточную эффективность и привели к возникновению ряда негативных факторов.
В 2021 - 2022 годах Минюстом России при содействии МВД России было выявлено наличие судимости в разные периоды времени у более чем 180 нотариусов, занимающихся частной практикой. Среди составов совершенных преступлений фигурируют мошенничество, подделка документов, хищение денежных средств, присвоение имущества, злоупотребление полномочиями частного нотариуса.
За злоупотребления при проведении конкурсов на замещение должностей нотариусов осуждены бывший президент нотариальной палаты Республики Башкортостан, бывший президент нотариальной палаты Московской области - бывший вице-президент Федеральной нотариальной палаты. За иные преступления была осуждена бывший президент нотариальной палаты Республики Адыгея, под следствием находится президент нотариальной палаты Республики Дагестан. 16.12.2024 Верховным судом Республики Дагестан оставлено в силе решение суда первой инстанции о лишении права нотариальной деятельности президента нотариальной палаты Республики Дагестан в связи с представлением подложных документов при проведении конкурса на замещение должности нотариуса.
При этом федеральный орган юстиции (и его территориальные органы) не имеет полномочий по обращению в суд с иском о лишении нотариуса права нотариальной деятельности. В то же время, как видно на примере нотариальной палаты Республики Адыгея, нотариальные палаты могут пренебрегать предоставленными полномочиями по обращению в суд с такими требованиями и не нести за это ответственности.
Минюстом России выявляются случаи наличия у нотариусов и их помощников гражданства иностранных государств вопреки прямому запрету Основ. Так, указанные сведения были получены в отношении 3 нотариусов Республики Адыгея, 1 нотариуса в Ростовской области, 23 нотариусов в Республике Крым. 1 нотариус в Ростовской области и 1 нотариус в Республике Крым сложили полномочия по собственному желанию. В отношении остальных нотариусов необходимые меры нотариальными палатами не принимаются.
В сфере подзаконного нормативного регулирования закрепленный в Основах подход, предполагающий совместную компетенцию по принятию нормативных правовых актов в сфере нотариата федеральным органом юстиции и Федеральной нотариальной палатой, приводит к блокированию проектов нормативных правовых актов, разработанных Минюстом России, если по каким-либо причинам положения предлагаемого регулирования не устраивают нотариальное сообщество в лице Федеральной нотариальной палаты.
Основами закреплен механизм проверки деятельности нотариусов, при котором у федерального органа юстиции фактически отсутствуют полномочия по осуществлению контроля (надзора) в сфере нотариата. В соответствии с действующим нормативным регулированием территориальные органы Минюста России совместно с представителями нотариальных палат субъектов Российской Федерации осуществляют контроль только за соблюдением нотариусами правил нотариального делопроизводства, то есть по существу за правильностью оформления номенклатурных дел нотариуса. Контроль за профессиональной деятельностью, который позволяет своевременно выявлять и пресекать грубые нарушения нотариусом законодательства, осуществляют исключительно нотариальные палаты субъектов Российской Федерации.
Неподконтрольным государству остается и институт замещения временно отсутствующего нотариуса. Основами установлен механизм, при котором Федеральная нотариальная палата самостоятельно определяет перечень причин, при возникновении которых нотариус может не исполнять свои обязанности, а возложить их исполнение на своего помощника. В данный перечень включены отпуск, составляющий 60 календарных дней, исполнение поручений президента нотариальной палаты, участие в семинарах нотариальной палаты, а также любые иные причины, если они признаются уважительными нотариальной палатой.
Устранение обозначенных негативных факторов обусловливает необходимость коренного изменения основных положений законодательства о нотариате и нотариальной деятельности в рамках разработки проекта федерального закона, отвечающего современным условиям существования института нотариата и вызовам, стоящим перед ним, а также перед обществом и государством.
Проект федерального закона "О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации" вносит следующие изменения:
1) закрепление цели и принципов нотариата и нотариальной деятельности;
2) закрепление исключительной компетенции по разработке и принятию нормативных правовых актов подзаконного уровня за федеральным органом юстиции;
3) уточнение требований к нотариусу;
4) совершенствование механизмов допуска лица, желающего стать нотариусом, в профессию;
5) изменение системы контроля за осуществлением нотариусами нотариальной деятельности и совершенствование практик дисциплинарного производства;
6) повышение роли органов юстиции в рамках институтов приостановления и прекращения полномочий нотариуса;
7) пересмотр порядка формирования стоимости нотариальных услуг;
8) установление на уровне федерального закона порядка и критериев определения количества должностей нотариусов;
9) конкретизация порядка и случаев временного исполнения обязанностей нотариуса;
10) закрепление требований к нотариальным палатам субъектов Российской Федерации, Федеральной нотариальной палате, в том числе к порядку формирования их единоличных исполнительных органов.
На сегодняшний день Основы закрепляют наиболее общие принципы и основные положения нормативного правового регулирования сферы нотариата, при этом требуется существенная детализация как порядка совершения определенных нотариальных действий, так и базовых подходов организации нотариального сообщества.
При этом в настоящее время общее регулирование сферы нотариата осуществляется совместными актами Минюста России и Федеральной нотариальной палаты, которая наравне с Минюстом России наделена полномочиями по принятию нормативных правовых актов, регулирующих сферу нотариата.
Во исполнение отдельных положений и требований Основ действуют более 50 приказов Минюста России, в том числе 39 принятых совместно с Федеральной нотариальной палатой. Такое регулирование не позволяет эффективно реализовывать государственную политику в сфере нотариата, в том числе ввиду блокирования инициатив Минюста России со стороны Федеральной нотариальной палаты в тех случаях, когда инициатива не соответствует целям нотариального сообщества.
Законопроектом предусмотрена компетенция Минюста России по разработке необходимых нормативных правовых актов подзаконного уровня, при этом Федеральная нотариальная палата не лишена возможности консультирования федерального органа юстиции при разработке соответствующих нормативных правовых актов.
Законопроектом определены задачи нотариальной деятельности, а также сформулированы принципы нотариата и нотариальной деятельности, служащие основополагающими началами деятельности нотариусов и иных специально уполномоченных лиц при совершении нотариальных действий от имени Российской Федерации.
Принципиально важным положением является завершение перехода от смешанной (государственно-частной) системы нотариата к полностью внебюджетной. При этом государство обеспечивается механизмами контроля за нотариальной деятельностью, за всеми периодами пребывания нотариуса в профессии.
Проектом федерального закона установлены основные положения, регулирующие процедуру допуска лица, желающего стать нотариусом, в профессию: трансформированы этапы получения соответствующего допуска, пересмотрены подходы к формированию государственной квалификационной комиссии, а также изменены сами процедуры квалификационного экзамена и конкурса с целью достижения наиболее объективных результатов путем максимального устранения пределов усмотрения членов комиссии.
Предусмотрено увеличение количества практических задач, предусмотренных в рамках процедуры конкурсов на замещение вакантных должностей нотариусов. Указанная норма направлена на обеспечение наиболее объективного отбора кандидатов на должность нотариуса путем снижения влияния этапа, сопряженного с субъективной оценкой конкурсанта (индивидуальное собеседование), в контексте процедуры конкурса.
Проектом федерального закона предусмотрено изменение механизма проверок нотариусов. Единые проверочные мероприятия в отношении нотариусов позволят совместить проверку делопроизводства и проверку профессиональных обязанностей, способствуя повышению эффективности государственного контроля за нотариальной деятельностью.
Кроме того, пересмотрены подходы к порядку привлечения нотариуса к ответственности, в том числе с учетом необходимости усиления роли государства в дисциплинарных производствах, а также трансформации системы иных видов ответственности нотариуса при осуществлении нотариальной деятельности.
В рамках совершенствования дисциплинарного производства проектом федерального закона предусмотрено формирование совместной дисциплинарной комиссии. Основные правила дисциплинарного производства закреплены в законе, что позволит придать процедуре более определенный характер.
Немаловажными в данном контексте являются положения законопроекта, предусматривающие нормативное регулирование процедур приостановления полномочий нотариуса и прекращения таких полномочий. Федеральный орган юстиции и его территориальные органы наделяются правом принятия решения о приостановлении полномочий нотариуса по безусловным основаниям, например, избрание меры пресечения в виде заключения нотариуса под стражу или домашнего ареста в административном (внесудебном) порядке.
В части прекращения полномочий изменена компетенция Минюста России и его территориальных органов по принятию решений о прекращении полномочий нотариуса при наличии бесспорных оснований (например, при наличии приговора суда, вступившего в силу, при наличии решения о признании нотариуса банкротом), а также предусмотрено полномочие по обращению в суд с требованием о лишении нотариуса права нотариальной деятельности по иным основаниям.
Проектом федерального закона сохраняется предусмотренный Основами режим обязательного страхования гражданской ответственности нотариусов. С учетом риска причинения имущественного вреда при осуществлении нотариальной деятельности механизм обязательного страхования гражданской ответственности является результатом достижения баланса публичных и частных интересов и позволяет достичь одновременно двух целей:
1) обеспечение возмещения имущественного вреда, причиненного в результате совершения нотариального действия гражданам, юридическим лицам, публично-правовым образованиям (публичный интерес);
2) недопущение банкротства нотариуса вследствие необходимости возмещения вреда и, как следствие, прекращения деятельности нотариуса (частный интерес).
При этом система страхования ответственности претерпела изменения. В проекте федерального закона изложена модель страхования "требования заявлены", когда моментом реализации страхового риска (страховым случаем) признается момент предъявления потерпевшим требования о возмещении убытков (вреда) к правонарушителю или страховщику, а не момент совершения противоправного деяния. Данный подход позволяет охватить случаи, когда момент противоправного деяния существенно отдален во времени от времени действия договора страхования. Кроме того, на уровне закона закреплены требования к договору страхования, которые в настоящее время характеризуются как дополнительные и устанавливаются Федеральной нотариальной палатой. Такой подход будет способствовать стабильности регулируемых правоотношений, правовой определенности и обеспечивает разумные ожидания сторон договора страхования. Кроме того, конкретизированы требования к договору страхования, заключаемого нотариальной палатой субъекта Российской Федерации.
Помимо этого, механизм обязательного страхования гражданской ответственности нотариуса эффективно применяется в соответствии с действующим законодательством.
С 01.10.2023 вступили в силу изменения в Основы, в соответствии с которыми изменился порядок расчета нотариальных тарифов. Практика применения соответствующих новелл позволяет сделать вывод о недостаточности предпринятых мер по обеспечению государственного контроля за ценообразованием нотариальных услуг.
В связи с этим законопроектом пересмотрен механизм формирования стоимости нотариальных услуг с целью установления контроля государства за ее обоснованностью при наделении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по снижению установленных Минюстом России предельных размеров тарифов, исходя из социально-экономической ситуации в регионе.
Проектом федерального закона закреплены порядок определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе и критерии, на основании которых органом государственной власти субъекта Российской Федерации принимается соответствующее решение. В целях повышения доступности нотариальных услуг сформированы подходы, позволяющие уполномоченному органу государственной власти субъекта Российской Федерации увеличить квоты нотариального представительства при необходимости.
Еще одним важным изменением является конкретизация института замещения временно отсутствующего нотариуса. Перечень допустимых причин отсутствия нотариуса закреплен на законодательном уровне. Кроме того, на уровне закона установлены порядок замещения временно отсутствующего нотариуса, а также механизмы контроля в рамках указанного института со стороны территориального органа юстиции.
Проектом федерального закона конкретизированы требования, предъявляемые к нотариусам, а также запреты, связанные с нотариальной деятельностью: требования по запрету на наличие иностранного гражданства дополнено запретом наличия вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание такого лица за рубежом, требование о наличии высшего юридического образования конкретизировано указанием на необходимый уровень такого образования, требования об отсутствии судимости за умышленное преступление дополнены регулированием ситуаций, связанных с прекращенными уголовными делами.
Проектом федерального закона предусматривается увеличение предельного возраста пребывания в статусе нотариуса. Предлагается указанный срок увеличить до 75 лет, а при согласованном решении нотариальной палаты и территориального органа юстиции - до 80 лет. При этом устанавливается обязанность нотариусов и лиц, их замещающих, ежегодно проходить медицинское освидетельствование с целью выявления наличия (отсутствия) заболеваний, препятствующих осуществлению нотариальной деятельности. Такой подход позволит сохранить наиболее опытные и квалифицированные кадры с целью передачи практического опыта лицам, желающим стать нотариусами, обеспечения граждан и юридических лиц наиболее квалифицированной юридической помощью.
Законопроектом предлагается подход, при котором срок перерыва в осуществлении нотариальной деятельности (пребывания в статусе помощника нотариуса), который требует повторной сдачи государственного квалификационного экзамена, сокращается до 3 лет. Указанное изменение обусловливается быстро меняющимся законодательством, необходимостью постоянного профессионального развития указанных лиц, необходимостью обеспечения граждан и организаций наиболее квалифицированными кадрами. Пример использования такого срока имеется в отечественном нормативном регулировании применительно к судьям.
Таким образом, изложенные положения предполагают масштабные изменения текущего института нотариата. Реализация предложенных подходов будет способствовать повышению качества нотариальных услуг, отбору наиболее подготовленных кадров, а также повышению состояния юридической защищенности граждан и юридических лиц.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация проекта федерального закона не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
В проекте федерального закона отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, а также положения о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
ПЕРЕЧЕНЬ
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) потребует:
1. Признать утратившими силу следующие нормативные правовые акты:
1) приказ Минюста России от 21.06.2000 N 178 "Об утверждении Положения об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб на решения квалификационных комиссий по приему квалификационных экзаменов".
Ответственный исполнитель - Министерство юстиции Российской Федерации.
Срок разработки - в течение шести месяцев со дня принятия Федерального закона;
2) приказ Минюста России от 26.11.2008 N 275 "Об утверждении Порядка определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе".
Ответственный исполнитель - Министерство юстиции Российской Федерации.
Срок разработки - в течение шести месяцев со дня принятия Федерального закона;
3) приказ Минюста России от 23.12.2009 N 430 "Об утверждении Порядка учреждения и ликвидации должности нотариуса".
Ответственный исполнитель - Министерство юстиции Российской Федерации.
Срок разработки - в течение шести месяцев со дня принятия Федерального закона;
4) приказ Минюста России от 14.01.2010 N 1 "Об утверждении Порядка изменения территории деятельности нотариуса".
Ответственный исполнитель - Министерство юстиции Российской Федерации.
Срок разработки - в течение шести месяцев со дня принятия Федерального закона;
5) приказ Минюста России от 17.06.2014 N 131 "Об утверждении форм уведомлений о залоге движимого имущества".
Ответственный исполнитель - Министерство юстиции Российской Федерации.
Срок разработки - в течение шести месяцев со дня принятия Федерального закона;
6) приказ Минюста России от 17.06.2014 N 133 "Об утверждении форм свидетельств о регистрации уведомления о залоге движимого имущества".
Ответственный исполнитель - Министерство юстиции Российской Федерации.
Срок разработки - в течение шести месяцев со дня принятия Федерального закона;
7) приказ Минюста России от 29.06.2015 N 148 "Об утверждении Порядка замещения временно отсутствующего нотариуса".
Ответственный исполнитель - Министерство юстиции Российской Федерации.
Срок разработки - в течение шести месяцев со дня принятия Федерального закона;
8) приказ Минюста России от 29.06.2015 N 150 "Об утверждении Положения о квалификационной комиссии".
Ответственный исполнитель - Министерство юстиции Российской Федерации.
Срок разработки - в течение шести месяцев со дня принятия Федерального закона;
9) приказ Минюста России от 29.06.2015 N 151 "Об утверждении Порядка прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса".
Ответственный исполнитель - Министерство юстиции Российской Федерации.
Срок разработки - в течение шести месяцев со дня принятия Федерального закона;
10) приказ Минюста России от 29.06.2015 N 158 "Об утверждении Порядка направления и формы запроса нотариуса в федеральные органы государственной власти для проверки подлинности документов, удостоверяющих личность гражданина, его представителя или представителя юридического лица".
Ответственный исполнитель - Министерство юстиции Российской Федерации.
Срок разработки - в течение шести месяцев со дня принятия Федерального закона;
11) приказ Минюста России от 29.06.2015 N 157 "Об утверждении Порядка и сроков сложения полномочий нотариуса, достигшего семидесятипятилетнего возраста, а также проведения конкурса для назначения на освободившуюся в этом случае должность".
Ответственный исполнитель - Министерство юстиции Российской Федерации.
Срок разработки - в течение шести месяцев со дня принятия Федерального закона;
12) приказ Минюста России от 22.01.2016 N 12 "Об утверждении Порядка назначения на должность помощника нотариуса в государственной нотариальной конторе".
Ответственный исполнитель - Министерство юстиции Российской Федерации.
Срок разработки - в течение шести месяцев со дня принятия Федерального закона;
13) приказ Минюста России от 30.11.2016 N 268 "Об утверждении перечня тем, вопросы по которым предлагаются на квалификационном экзамене с использованием автоматизированной информационной системы проведения квалификационных экзаменов".
Ответственный исполнитель - Министерство юстиции Российской Федерации.
Срок разработки - в течение шести месяцев со дня принятия Федерального закона;
14) приказ Минюста России от 28.12.2016 N 323 "Об утверждении Порядка взаимодействия Федеральной нотариальной палаты и нотариуса при регистрации уведомления о залоге движимого имущества".
Ответственный исполнитель - Министерство юстиции Российской Федерации.
Срок разработки - в течение шести месяцев со дня принятия Федерального закона;
15) приказ Минюста России от 28.12.2016 N 324 "Об утверждении Порядка обеспечения Федеральной нотариальной палатой подтверждения содержания нотариально удостоверенного документа с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме".
Ответственный исполнитель - Министерство юстиции Российской Федерации.
Срок разработки - в течение шести месяцев со дня принятия Федерального закона;
16) приказ Минюста России от 30.08.2017 N 156 "Об утверждении Регламента совершения нотариусами нотариальных действий, устанавливающего объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий, и способ ее фиксирования".
Ответственный исполнитель - Министерство юстиции Российской Федерации.
Срок разработки - в течение шести месяцев со дня принятия Федерального закона;
17) приказ Минюста России от 30.03.2018 N 63 "Об утверждении Порядка проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса".
Ответственный исполнитель - Министерство юстиции Российской Федерации.
Срок разработки - в течение шести месяцев со дня принятия Федерального закона;
18) приказ Минюста России от 29.06.2018 N 140 "Об утверждении форм выписок из реестра уведомлений о залоге движимого имущества".
Ответственный исполнитель - Министерство юстиции Российской Федерации.
Срок разработки - в течение шести месяцев со дня принятия Федерального закона;
19) приказ Минюста России от 28.12.2018 N 303 "Об утверждении перечня не зависящих от нотариуса причин, при наличии которых предоставление заявления о государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов в орган регистрации прав в электронной форме является невозможным".
Ответственный исполнитель - Министерство юстиции Российской Федерации.
Срок разработки - в течение шести месяцев со дня принятия Федерального закона;
20) приказ Минюста России от 01.10.2019 N 216 "Об утверждении формы удостоверения нотариуса, порядка ее заполнения, заверения фотографии нотариуса и порядка выдачи удостоверения нотариуса".
Ответственный исполнитель - Министерство юстиции Российской Федерации.
Срок разработки - в течение шести месяцев со дня принятия Федерального закона;
21) приказ Минюста России от 30.09.2020 N 222 "Об утверждении Порядка взаимодействия нотариусов с единой информационной системой нотариата при удостоверении сделки двумя и более нотариусами".
Ответственный исполнитель - Министерство юстиции Российской Федерации.
Срок разработки - в течение шести месяцев со дня принятия Федерального закона;
22) приказ Минюста России от 30.09.2020 N 223 "Об утверждении формы заявления о совершении нотариального действия удаленно, а также требований к формату такого заявления и форматам прилагаемых к нему документов в электронной форме".
Ответственный исполнитель - Министерство юстиции Российской Федерации.
Срок разработки - в течение шести месяцев со дня принятия Федерального закона;
23) приказ Минюста России от 30.09.2020 N 224 "Об утверждении Требований к содержанию реестров единой информационной системы нотариата".
Ответственный исполнитель - Министерство юстиции Российской Федерации.
Срок разработки - в течение шести месяцев со дня принятия Федерального закона;
24) приказ Минюста России от 30.09.2020 N 225 "Об утверждении Порядка ведения реестров единой информационной системы нотариата, внесения в них сведений, в том числе порядка исправления допущенных в таких реестрах технических ошибок".
Ответственный исполнитель - Министерство юстиции Российской Федерации.
Срок разработки - в течение шести месяцев со дня принятия Федерального закона;
25) приказ Минюста России от 30.09.2020 N 226 "Об утверждении форм реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах и порядка их оформления".
Ответственный исполнитель - Министерство юстиции Российской Федерации.
Срок разработки - в течение шести месяцев со дня принятия Федерального закона;
26) приказ Минюста России от 30.09.2020 N 227 "Об утверждении требований к формату нотариально оформляемого документа в электронной форме".
Ответственный исполнитель - Министерство юстиции Российской Федерации.
Срок разработки - в течение шести месяцев со дня принятия Федерального закона;
27) приказ Минюста России от 30.09.2020 N 233 "Об утверждении состава сведений справочно-аналитического характера, содержащихся в единой информационной системе нотариата и касающихся деятельности нотариусов".
Ответственный исполнитель - Министерство юстиции Российской Федерации.
Срок разработки - в течение шести месяцев со дня принятия Федерального закона;
28) приказ Минюста России от 03.12.2021 N 238 "Об утверждении формы выписки из реестра распоряжений об отмене доверенностей, за исключением нотариально удостоверенных доверенностей, и порядка ее формирования".
Ответственный исполнитель - Министерство юстиции Российской Федерации.
Срок разработки - в течение шести месяцев со дня принятия Федерального закона;
29) приказ Минюста России от 14.12.2022 N 392 "Об утверждении Порядка обеспечения Федеральной нотариальной палатой органам, предоставляющим государственные и муниципальные услуги и исполняющим государственные и муниципальные функции, возможности проверки с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в реестре распоряжений об отмене доверенностей сведений, содержащихся в распоряжении об отмене доверенности, за исключением нотариально удостоверенных доверенностей".
Ответственный исполнитель - Министерство юстиции Российской Федерации.
Срок разработки - в течение шести месяцев со дня принятия Федерального закона;
30) приказ Минюста России от 14.12.2022 N 393 "Об утверждении Типовой номенклатуры дел нотариуса".
Ответственный исполнитель - Министерство юстиции Российской Федерации.
Соисполнители - Федеральное архивное агентство.
Срок разработки - в течение шести месяцев со дня принятия Федерального закона;
31) приказ Минюста России от 14.12.2022 N 394 "Об утверждении Правил нотариального делопроизводства".
Ответственный исполнитель - Министерство юстиции Российской Федерации.
Срок разработки - в течение шести месяцев со дня принятия Федерального закона;
32) приказ Минюста России от 14.12.2022 N 395 "Об утверждении Правил организации хранения, комплектования, учета и использования нотариальных документов".
Ответственный исполнитель - Министерство юстиции Российской Федерации.
Соисполнители - Федеральное архивное агентство.
Срок разработки - в течение шести месяцев со дня принятия Федерального закона;
33) приказ Минюста России от 12.09.2023 N 253 "Об утверждении формулы расчета экономически обоснованного предельного размера регионального тарифа и перечня льгот, применяемых к региональным тарифам".
Ответственный исполнитель - Министерство юстиции Российской Федерации.
Срок разработки - в течение шести месяцев со дня принятия Федерального закона;
34) приказ Минюста России от 17.06.2014 N 134 "Об утверждении Формы предоставления отчетности о функционировании реестров единой информационной системы нотариата".
Ответственный исполнитель - Министерство юстиции Российской Федерации.
Срок разработки - в течение шести месяцев со дня принятия Федерального закона.
35) приказ Минюста России от 07.02.2020 N 16 "Об утверждении Инструкции о порядке совершения нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления".
Ответственный исполнитель - Министерство юстиции Российской Федерации.
Срок разработки - в течение шести месяцев со дня принятия Федерального закона;
36) приказ Минюста России от 07.02.2020 N 14 "Об утверждении Порядка направления в нотариальную палату субъекта Российской Федерации сведений об удостоверении или отмене доверенности органом местного самоуправления, должностное лицо которого удостоверило доверенность".
Ответственный исполнитель - Министерство юстиции Российской Федерации.
Срок разработки - в течение шести месяцев со дня принятия Федерального закона;
37) приказ Минюста России от 25.04.2023 N 79 "Об утверждении Порядка направления и формы сведений о должностных лицах местного самоуправления, имеющих право на совершение нотариальных действий в случае отсутствия нотариуса на территории муниципального образования".
Ответственный исполнитель - Министерство юстиции Российской Федерации.
Срок разработки - в течение шести месяцев со дня принятия Федерального закона;
38) приказ Минюста России от 15.08.2012 N 160 "Об утверждении Порядка раскрытия нотариусом информации о существовании договора инвестиционного товарищества".
Ответственный исполнитель - Министерство юстиции Российской Федерации.
Срок разработки - в течение шести месяцев со дня принятия Федерального закона;
39) приказ Минюста России от 29.09.2022 N 208 "Об утверждении Порядка направления в Федеральную нотариальную палату сведений об удостоверении или отмене завещания или доверенности консульским отделом дипломатического представительства Российской Федерации или консульским учреждением Российской Федерации".
Ответственный исполнитель - Министерство юстиции Российской Федерации.
Срок разработки - в течение шести месяцев со дня принятия Федерального закона.
2. Внести изменения в следующие нормативные правовые акты:
1) приказ Минюста России от 01.07.2011 N 254 "Об утверждении форм статистической отчетности Министерства юстиции Российской Федерации о нотариате в Российской Федерации".
Ответственный исполнитель - Министерство юстиции Российской Федерации.
Срок разработки - в течение шести месяцев со дня принятия Федерального закона;
2) приказ Минюста России от 07.06.2012 N 95 "Об утверждении формы уведомления нотариусом залогодателя (должника) об исполнении обязательства, обеспеченного залогом".
Ответственный исполнитель - Министерство юстиции Российской Федерации.
Срок разработки - в течение шести месяцев со дня принятия Федерального закона;
3) приказ Минюста России от 21.04.2014 N 81 "Об утверждении Порядка замещения должностей нотариусов, учреждаемых в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе".
Ответственный исполнитель - Министерство юстиции Российской Федерации.
Срок разработки - в течение шести месяцев со дня принятия Федерального закона;
4) приказ Минюста России от 29.06.2015 N 147 "Об утверждении Порядка ведения реестра нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен".
Ответственный исполнитель - Министерство юстиции Российской Федерации.
Срок разработки - в течение шести месяцев со дня принятия Федерального закона;
5) приказ Минюста России от 16.01.2018 N 3 "Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами государственной услуги по выдаче выписки из реестра нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен".
Ответственный исполнитель - Министерство юстиции Российской Федерации.
Срок разработки - в течение шести месяцев со дня принятия Федерального закона;
6) приказ Минюста России от 30.09.2020 N 228 "Об утверждении Порядка установления личности гражданина, его представителя или представителя юридического лица посредством единой информационной системы персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным гражданина Российской Федерации".
Ответственный исполнитель - Министерство юстиции Российской Федерации.
Соисполнители - Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Срок разработки - в течение шести месяцев со дня принятия Федерального закона;
7) приказ Минюста России от 30.09.2020 N 229 "Об утверждении Порядка представления информации о нотариальном документе и формата ее размещения на документе с использованием машиночитаемой маркировки".
Ответственный исполнитель - Министерство юстиции Российской Федерации.
Соисполнители - Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Срок разработки - в течение шести месяцев со дня принятия Федерального закона;
8) приказ Минюста России от 30.09.2020 N 232 "Об утверждении Порядка направления заявления о совершении нотариального действия удаленно, совершения оплаты нотариального действия, в том числе с использованием электронных средств платежа, возврата заявителю суммы платежа за совершение нотариального действия удаленно, а также взаимодействия заявителя или его представителя, обратившихся за совершением нотариального действия удаленно, и нотариуса".
Ответственный исполнитель - Министерство юстиции Российской Федерации.
Соисполнители - Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Срок разработки - в течение шести месяцев со дня принятия Федерального закона;
9) приказ МИД России N 20795, Минюста России N 209 от 29.09.2022 "Об утверждении Инструкции о порядке совершения нотариальных действий консульскими должностными лицами".
Ответственный исполнитель - Министерство иностранных дел Российской Федерации.
Соисполнители - Министерство юстиции Российской Федерации.
Срок разработки - в течение шести месяцев со дня принятия Федерального закона;
10) приказ Минюста России от 27.10.2022 N 258 "Об утверждении Порядка определения места совершения нотариального действия в определенной нотариальной конторе".
Соисполнители - Министерство юстиции Российской Федерации.
Срок разработки - в течение шести месяцев со дня принятия Федерального закона;
11) приказ Минюста России от 14.11.2022 N 277 "Об утверждении Порядка замещения должностей нотариусов, учреждаемых в Донецкой Народной Республике, Луганской Народной Республике, Запорожской области и Херсонской области".
Ответственный исполнитель - Министерство юстиции Российской Федерации.
Срок разработки - в течение шести месяцев со дня принятия Федерального закона;
12) приказ Минюста России от 14.12.2022 N 397 "Об утверждении Порядка хранения нотариальных документов в электронной форме, электронных образов нотариальных документов, созданных на бумажном носителе, содержащихся в единой информационной системе нотариата, включая технические требования к форматам таких документов, использования усиленной квалифицированной электронной подписи при их хранении и доступа к таким документам".
Ответственный исполнитель - Министерство юстиции Российской Федерации.
Соисполнители - Федеральная служба безопасности Российской Федерации.
Срок разработки - в течение шести месяцев со дня принятия Федерального закона.
3. Принять следующие нормативные правовые акты:
1) приказ Минюста России "Об утверждении форм уведомлений о залоге движимого имущества и Порядка их заполнения, форм свидетельств о регистрации уведомления о залоге движимого имущества, форм выписок из реестра уведомлений о залоге движимого имущества, порядка получения выписки из реестра уведомлений о залоге движимого имущества с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и Порядка взаимодействия Федеральной нотариальной палаты и нотариуса при регистрации уведомления о залоге движимого имущества".
Ответственный исполнитель - Министерство юстиции Российской Федерации.
Соисполнители - Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Срок разработки - в течение шести месяцев со дня принятия Федерального закона;
2) приказ Минюста России "Об утверждении требований, порядков и форм в части функционирования единой информационной системы нотариата".
Ответственный исполнитель - Министерство юстиции Российской Федерации.
Соисполнители - Министерство иностранных дел Российской Федерации.
Срок разработки - в течение шести месяцев со дня принятия Федерального закона;
3) приказ Минюста России "Об утверждении Инструкции о порядке совершения нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления, порядков направления и формы сведений о должностных лицах местного самоуправления, имеющих право на совершение нотариальных действий в случае отсутствия нотариуса на территории муниципального образования и направления в нотариальную палату субъекта Российской Федерации сведений об удостоверении или отмене доверенности органом местного самоуправления, должностное лицо которого удостоверило доверенность".
Ответственный исполнитель - Министерство юстиции Российской Федерации.
Срок разработки - в течение шести месяцев со дня принятия Федерального закона;
4) приказ Минюста России "Об утверждении Порядка организации нотариальной палатой субъекта Российской Федерации регулярных выездов нотариусов в малонаселенные и труднодоступные местности".
Ответственный исполнитель - Министерство юстиции Российской Федерации.
Срок разработки - в течение шести месяцев со дня принятия Федерального закона;
5) приказ Минюста России "Об утверждении порядка определения предельных размеров нотариальных тарифов и перечня льгот, применяемых к нотариальным тарифам".
Ответственный исполнитель - Министерство юстиции Российской Федерации.
Срок разработки - в течение шести месяцев со дня принятия Федерального закона;
6) приказ Минюста России "Об утверждении Порядка изготовления, обращения, учета и использования бланка для совершения нотариальных действий".
Ответственный исполнитель - Министерство юстиции Российской Федерации.
Срок разработки - в течение шести месяцев со дня принятия Федерального закона;
7) приказ Минюста России "Об утверждении порядка проведения государственного квалификационного экзамена и конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, а также положения о государственной квалификационной комиссии и апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб на решения государственных квалификационных комиссий по приему государственных квалификационных экзаменов".
Ответственный исполнитель - Министерство юстиции Российской Федерации.
Срок разработки - в течение шести месяцев со дня принятия Федерального закона;
8) приказ Минюста России "Об утверждении Регламента совершения нотариусами нотариальных действий, устанавливающего объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий, и способ ее фиксирования".
Ответственный исполнитель - Министерство юстиции Российской Федерации.
Срок разработки - в течение шести месяцев со дня принятия Федерального закона;
9) приказ Минюста России "Об утверждении форм реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах и порядка их оформления, формы выписки из реестра распоряжений об отмене доверенностей, за исключением нотариально удостоверенных доверенностей, и порядка ее формирования, а также требований к формату нотариально оформляемого документа в электронной форме".
Ответственный исполнитель - Министерство юстиции Российской Федерации.
Срок разработки - в течение шести месяцев со дня принятия Федерального закона;
10) приказ Минюста России "Об утверждении Порядка обеспечения Федеральной нотариальной палатой органам, предоставляющим государственные и муниципальные услуги и исполняющим государственные и муниципальные функции, возможности проверки с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в реестре распоряжений об отмене доверенностей сведений, содержащихся в распоряжении об отмене доверенности, за исключением нотариально удостоверенных доверенностей, а также Порядка обеспечения Федеральной нотариальной палатой подтверждения содержания нотариально удостоверенного документа с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме".
Ответственный исполнитель - Министерство юстиции Российской Федерации.
Срок разработки - в течение шести месяцев со дня принятия Федерального закона;
11) приказ Минюста России "Об утверждении Правил нотариального делопроизводства".
Ответственный исполнитель - Министерство юстиции Российской Федерации.
Срок разработки - в течение шести месяцев со дня принятия Федерального закона;
12) приказ Минюста России "Об утверждении Правил организации хранения, комплектования, учета и использования нотариальных документов".
Ответственный исполнитель - Министерство юстиции Российской Федерации.
Соисполнители - Федеральное архивное агентство.
Срок разработки - в течение шести месяцев со дня принятия Федерального закона;
13) приказ Минюста России "Об утверждении форм и порядка удостоверения лицами, не являющимися нотариусами, доверенностей и завещаний и формы удостоверительных надписей на них".
Ответственный исполнитель - Министерство юстиции Российской Федерации.
Соисполнители - Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Федеральная служба исполнения наказаний, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, Министерство транспорта Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации.
Срок разработки - в течение шести месяцев со дня принятия Федерального закона;
14) приказ Минюста России "Об утверждении порядка направления завещания, приравненного к нотариально удостоверенному, лицом, удостоверившим завещание, нотариусу по месту жительства завещателя"
Ответственный исполнитель - Министерство юстиции Российской Федерации.
Соисполнители - Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Федеральная служба исполнения наказаний, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, Министерство транспорта Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации.
15) приказ Минюста России "Об утверждении Порядка использования нотариусами средств видеофиксации и хранения материалов видеофиксации".
Ответственный исполнитель - Министерство юстиции Российской Федерации.
Срок разработки - в течение шести месяцев со дня принятия Федерального закона;
16) приказ Минюста России, Минздрава России "Об утверждении перечня заболеваний, препятствующих осуществлению нотариальной деятельности, порядка прохождения нотариусами и лицами, их замещающими, медицинского освидетельствования, формы заключения о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего осуществлению нотариальной деятельности".
Ответственный исполнитель - Министерство юстиции Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации.
Срок разработки - в течение шести месяцев со дня принятия Федерального закона;
17) приказ Минюста России "Об утверждении порядка согласования внеплановых проверок деятельности должностных лиц местного самоуправления при совершении ими нотариальных действий".
Ответственный исполнитель - Министерство юстиции Российской Федерации.
Соисполнители - Генеральная прокуратура Российской Федерации.
Срок разработки - в течение шести месяцев со дня принятия Федерального закона.
18) приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации "Об утверждении форм представления о согласовании внеплановой проверки деятельности должностных лиц местного самоуправления при совершении ими нотариальных действий".
Ответственный исполнитель - Генеральная прокуратура Российской Федерации.
Соисполнители - Министерство юстиции Российской Федерации.
Срок разработки - в течение шести месяцев со дня принятия Федерального закона.
ПЕРЕЧЕНЬ
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации" потребует внесения изменений в:
1) Налоговый кодекс Российской Федерации.
Ответственный исполнитель - Министерство юстиции Российской Федерации.
Соисполнители - Министерство финансов Российской Федерации, Федеральная налоговая служба.
Срок разработки - в течение шести месяцев со дня принятия Федерального закона;
2) Гражданский кодекс Российской Федерации.
Ответственный исполнитель - Министерство юстиции Российской Федерации.
Срок разработки - в течение шести месяцев со дня принятия Федерального закона;
3) Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации.
Ответственный исполнитель - Министерство юстиции Российской Федерации.
Соисполнители - Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации.
Срок разработки - в течение шести месяцев со дня принятия Федерального закона;
4) Бюджетный кодекс Российской Федерации.
Ответственный исполнитель - Министерство юстиции Российской Федерации.
Соисполнители - Министерство финансов Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации.
Срок разработки - в течение шести месяцев со дня принятия Федерального закона;
5) Закон Российской Федерации от 25.10.1991 N 1807-I "О языках народов Российской Федерации".
Ответственный исполнитель - Министерство юстиции Российской Федерации.
Соисполнители - Министерство финансов Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации.
Срок разработки - в течение шести месяцев со дня принятия Федерального закона.
6) Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Ответственный исполнитель - Министерство юстиции Российской Федерации.
Соисполнители - Федеральная служба по финансовому мониторингу;
Срок разработки - в течение шести месяцев со дня принятия Федерального закона;
7) Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Ответственный исполнитель - Министерство юстиции Российской Федерации.
Соисполнители - Министерство финансов Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации.
Срок разработки - в течение шести месяцев со дня принятия Федерального закона;
8) Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Ответственный исполнитель - Министерство юстиции Российской Федерации.
Соисполнители - Министерство финансов Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации.
Срок разработки - в течение шести месяцев со дня принятия Федерального закона;
9) Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Ответственный исполнитель - Министерство юстиции Российской Федерации.
Соисполнители - Министерство финансов Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации.
Срок разработки - в течение шести месяцев со дня принятия Федерального закона;
10) Федеральный закон от 05.07.2010 N 154-ФЗ "Консульский устав Российской Федерации".
Ответственный исполнитель - Министерство юстиции Российской Федерации.
Соисполнители - Министерство иностранных дел Российской Федерации.
Срок разработки - в течение шести месяцев со дня принятия Федерального закона;
11) Федеральный закон от 05.04.2013 N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Ответственный исполнитель - Министерство юстиции Российской Федерации.
Соисполнители - Министерство финансов Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации.
Срок разработки - в течение шести месяцев со дня принятия Федерального закона;
12) Федеральный закон от 31.12.2017 N 486-ФЗ "О синдицированном кредите (займе) и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Ответственный исполнитель - Министерство юстиции Российской Федерации.
Соисполнители - Министерство финансов Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Банк России.
Срок разработки - в течение шести месяцев со дня принятия Федерального закона;
13) Федеральный закон от 29.06.2018 N 171-ФЗ "Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия "Почта России", основах деятельности акционерного общества "Почта России" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Ответственный исполнитель - Министерство юстиции Российской Федерации.
Соисполнители - Министерство финансов Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации.
Срок разработки - в течение шести месяцев со дня принятия Федерального закона;
14) Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации".
Ответственный исполнитель - Министерство юстиции Российской Федерации.
Соисполнители - Министерство финансов Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации.
Срок разработки - в течение шести месяцев со дня принятия Федерального закона;
15) Федеральный закон от 24.07.2023 N 338-ФЗ "О гаражных объединениях и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Ответственный исполнитель - Министерство юстиции Российской Федерации.
Соисполнители - Министерство финансов Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации.
Срок разработки - в течение шести месяцев со дня принятия Федерального закона.
Принятие Федерального закона "О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации" потребует признания утратившими силу:
1) Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 11.02.1993 N 4462-I;
2) постановления Верховного Совета Российской Федерации от 11.02.1993 N 4463-I "О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации о нотариате".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.