Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Вопрос: Общество с ограниченной ответственностью планирует ликвидироваться в добровольном порядке после 1 июля 2009 г. Участниками общества являются два физических лица, общество имеет незначительную задолженность по налогам и сборам и перед иными кредиторами, решение о ликвидации общества будет принято участниками общества до 1 января 2010 года. Необходимо ли в данной ситуации вносить изменения в учредительные документы общества? Изменилась ли процедура добровольной ликвидации общества? Какова процедура добровольной ликвидации общества? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2009 г.)

Общество с ограниченной ответственностью планирует ликвидироваться в добровольном порядке после 1 июля 2009 г. Участниками общества являются два физических лица, общество имеет незначительную задолженность по налогам и сборам и перед иными кредиторами, решение о ликвидации общества будет принято участниками общества до 1 января 2010 года.
Необходимо ли в данной ситуации вносить изменения в учредительные документы общества?
Изменилась ли процедура добровольной ликвидации общества?
Какова процедура добровольной ликвидации общества?

Пункт 2 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ" (далее - Федеральный закон N 312-ФЗ) устанавливает, что уставы и учредительные договоры обществ, созданных до дня вступления в силу Федерального закона N 312-ФЗ, подлежат приведению в соответствие с частью первой ГК РФ (в редакции Федерального закона N 312-ФЗ) и Федеральным законом от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ) (в редакции Федерального закона N 312-ФЗ) не позднее 1 января 2010 года.
В связи с тем, что решение о ликвидации планируется вынести участниками общества до 1 января 2010 года, на наш взгляд, необходимость внесения изменений в учредительные документы общества в данной ситуации отсутствует.
Процедура добровольной ликвидации обществ установлена ст. 61-64 ГК РФ, а также ст. 57-58 Закона N 14-ФЗ. Федеральным законом N 312-ФЗ изменения в ст. 61-64 ГК РФ, а также в ст. 57-58 Закона N 14-ФЗ не вносились.
Юридическое лицо может быть ликвидировано, в том числе по решению его учредителей (участников), в добровольном порядке (п. 2 ст. 61 ГК РФ).
Принятие решения о ликвидации относится к исключительной компетенции общего собрания участников общества. Решение о ликвидации должно быть принято единогласно всеми участниками (п. 8 ст. 37 Закона N 14-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) учредители (участники) юридического лица или орган обязаны в трехдневный срок с момента принятия решения о ликвидации юридического лица в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.
Форма уведомления N Р15001 о принятии решения о ликвидации юридического лица утверждена постановлением Правительства РФ от РФ от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" (далее - постановление N 439).
На основании уведомления регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации и выдает заявителю соответствующие подтверждающие документы. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации (п. 2 ст. 20 Закона N 129-ФЗ).
Также при принятии решения о ликвидации согласно пп. 4 п. 2 ст. 23 НК РФ налогоплательщики-организации в течение трех дней со дня принятия такого решения обязаны письменно (по форме N С-09-4, утвержденной приказом ФНС от 17.01.2008 N MM-3-09/11@, сообщать об этом в налоговый орган по своему месту нахождения.
Далее согласно пп. 2 ст. 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законодательством РФ.
О формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора согласно п. 3. ст. 20 Закона N 129-ФЗ учредители (участники) юридического лица уведомляют регистрирующий орган по форме N Р15002 (утверждена постановлением N 439).
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица (п. 3 ст. 62 ГК РФ).
Порядок ликвидации организации ликвидационной комиссией установлен ст. 63 ГК РФ:
1. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке (не менее двух месяцев с момента публикации) заявления требований его кредиторами.
В настоящее время такие сведения публикуются в журнале "Вестник государственной регистрации" (смотрите приказ ФНС от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@).
2. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
3. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс по форме N 1 Бухгалтерский баланс, утвержденной приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций".
Согласно п. 2. ст. 63 ГК РФ промежуточный ликвидационный баланс должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Так как баланс содержит не все необходимые сведения, дополнительно рекомендуем Вам приложить документы, содержащие информацию о перечне предъявленных кредиторами требований и о результатах их рассмотрения.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
Отметим также, что в случае ликвидации общества установлено требование об обязательном проведении инвентаризации (ст. 12 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н).
Согласно п. 3. ст. 20 Закона N 129-ФЗ в регистрирующий орган необходимо направить уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица по форме N Р15003 (утверждена постановлением N 439). К уведомлению прикладывается промежуточный бухгалтерский баланс.
4. При наличии кредиторской задолженности ликвидационная комиссия производит выплаты денежных сумм кредиторам в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ.
5. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица (п. 5 ст. 63 ГК РФ). Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица распределяется между его учредителями (п. 7 ст. 63 ГК РФ).
6. После утверждения ликвидационного баланса ликвидационная комиссия подает в регистрирующий орган заявление о регистрации в связи ликвидацией юридического лица по форме N Р16001 (утверждена постановлением N 439). В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях. К заявлению необходимо приложить документы, указанные в ст. 21 Закона N 129-ФЗ:
- ликвидационный баланс;
- документ об уплате государственной пошлины (в настоящий момент государственная пошлина за регистрацию ликвидации организации на основании пп. 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ составляет 400 рублей);
- документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений в соответствии с пп.пп. 1-8 п. 2 ст. 6, п. 3 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Представление документов для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 9 Закона N 129-ФЗ.
На основании заявления регистрирующий орган в течение пяти рабочих дней принимает решение о государственной регистрации ликвидации юридического лица и вносит соответствующую запись в ЕГРЮЛ, а также выдает заявителю подтверждающий документ.
В соответствии с п. 8 ст. 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.
До внесения записи о ликвидации в ЕГРЮЛ Ваша организация должна исполнять все обязанности налогоплательщика, даже если деятельность не ведется, необходимо сдавать "нулевые" декларации. Также в отношении ликвидируемой организации на основании п. 11 ст. 89 НК РФ может быть проведена выездная налоговая проверка (независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки). При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
Обращаем Ваше внимание, что увольнение сотрудников при ликвидации оформляется со ссылкой на п. 1 ст. 81 ТК РФ, гарантии и компенсации, а также размеры выходного пособия устанавливаются ст. 178, ст. 180 ТК РФ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Котыло Игорь

Ответ проверил:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Кузьмина Анна

27 мая 2009 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.