Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2022 г. N 579"
(подготовлен Минэкономразвития России 28.02.2025 г.)
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. N 833 "О создании особых экономических зон и туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе" акционерное общество "КАВКАЗ.РФ" (далее - Общество) является управляющей компанией туристско-рекреационных особых экономических зон на территории Северо-Кавказского федерального округа (далее - ОЭЗ).
Согласно Федеральному закону от 22 июня 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" одними из основных функций Общества являются:
- создание объектов инфраструктуры и иных объектов, предназначенных для обеспечения функционирования ОЭЗ;
- обеспечение функционирования объектов инфраструктуры ОЭЗ и иных объектов, предназначенных для обеспечения функционирования ОЭЗ.
Перед Обществом стоят задачи развития ОЭЗ, определенные государственной программой Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 309, а также Стратегией социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2022 г. N 1089-р.
Кроме того, в рамках осуществления указанных функций Обществом реализуется проект "Каспийский прибрежный кластер", который входит в федеральный проект "Пять морей и озеро Байкал", поддержанный Президентом Российской Федерации. Строительство первых объектов Каспийского прибрежного кластера предполагается начать в 2025 году, осуществить запуск курорта - в 2027 году.
Финансирование мероприятий по созданию объектов ОЭЗ осуществляется в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 августа 2022 г. N 2411-р "Об адресном (пообъектном) распределении бюджетных инвестиций за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предоставляемых в 2022-2027 годах акционерному обществу "КАВКАЗ.РФ" на создание объектов инфраструктуры туристско-рекреационных особых экономических зон в Северо-Кавказском федеральном округе" (далее - Распоряжения). Согласно Распоряжению, Обществу выделено 88 522 602,90 тыс. рублей.
По состоянию на январь 2025 года Обществом построено и введено в эксплуатацию 103 объекта обеспечивающей инфраструктуры ОЭЗ, всего под управлением Общества 145 объектов инфраструктуры ОЭЗ.
Одной из основных задач в ходе реализации объектов инфраструктуры является разработка/корректировка проектной документации и инженерных изысканий, а также проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.
Обществом при проведении в отношении проектной документации государственной экспертизы проектной документации в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, проведение государственной экологической экспертизы в отношении проектной документации, предусматривающей строительство, реконструкцию не обеспечивалось в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2022 г. N 579 "Об установлении особенностей внесения изменений в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий, получившие положительное заключение государственной экспертизы, в связи с заменой строительных ресурсов на аналоги, особенностей и случаев проведения государственной экспертизы проектной документации" (далее - Постановление N 579).
Согласно пункту 3 Постановления N 579 в редакции, действовавшей до 1 января 2025 года, государственная экологическая экспертиза в отношении проектной документации, предусматривающей строительство, реконструкцию не проводится в отношении объектов, строительство и реконструкция которых осуществляется в рамках национальных проектов, государственных программ с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Федеральной службой по надзору в сфере природопользования сообщено Обществу письмом от 22 января 2025 г. N ИР-05-01-35/1966 (копия прилагается), что в соответствии со статьей 36.1 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее - Федеральный закон N 174-ФЗ), в период по 31 декабря 2033 г. оценка соответствия проектной документации объектов капитального строительства, предназначенных для модернизации и расширения магистральной инфраструктуры в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 254-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществляется при проведении государственной экспертизы проектной документации указанных объектов капитального строительства в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации. В этом случае проведение государственной экологической экспертизы проектной документации по объектам в соответствии с подпунктами 1, 2, 7 и 10 пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 174-ФЗ не требуется.
В рамках строительства объектов инфраструктуры на территории ОЭЗ в Кабардино-Балкарской Республике (всесезонный туристско-рекреационный комплекс (далее - ВТРК) "Эльбрус") Обществом получены положительные заключения федерального автономного учреждения "Главное управление государственной экспертизы" от 18 сентября 2024 г. N 07-1-1-3-054802-2024, от 4 октября 2024 г. N 07-1-1-3-058787-2024 от 9 октября 2024 г. N 07-1-1-3-059595-2024 на объекты повышенной сложности - пассажирские подвесные канатные дороги EL7, EL8, EL9 без проведения государственной экологической экспертизы проектной документации.
Однако, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2024 г. N 1967 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2022 г. N 579" пункт 3 Постановления N 579 утратил силу с 1 января 2025 г.
В этой связи возникла необходимость проведения государственной экологической экспертизы в отношении объектов, проектирование и строительство которых обеспечивает Общество, получение разрешений на строительство в настоящее время не представляется возможным.
Принимая во внимание текущую ситуацию в настоящее время возникают сложности, связанные с получением разрешений на строительство и начале строительно-монтажных работ соответственно, что в свою очередь приведет к существенному срыву сроков реализации проектов, предусмотренных Распоряжением, а также неисполнению поручений Президента Российской Федерации от 30 октября 2022 г. N Пр-2069ГС (подпункт "а" пункта 1), от 16 мая 2023 г. N Пр-989 (подпункт "б" пункта 1), от 9 августа 2023 г. N Пр-1580 (пункт 3), от 17 августа 2023 г. N 7217-П47-МД (пункт 7). Указанные обстоятельства являются недопустимыми.
Вместе с тем сообщаем, что по результатам конкурсных процедур (с победителем конкурса - обществом с ограниченной ответственностью "Агростройподряд") заключен соответствующий договор на выполнение подрядных работ по созданию объектов: "Всесезонный туристско-рекреационный комплекс "Эльбрус", Кабардино-Балкарская Республика. Пассажирская подвесная канатная дорога EL7", "Всесезонный туристско-рекреационный комплекс "Эльбрус", Кабардино-Балкарская Республика. Пассажирская подвесная канатная дорога EL8 (секции EL8.1 и EL8.2)", "Всесезонный туристско-рекреационный комплекс "Эльбрус", Кабардино-Балкарская Республика. Пассажирская подвесная канатная дорога EL9" и поставку комплектов технологического оборудования канатных дорог от 25 ноября 2024 г. N Д-ДРИ-24-009. При этом, срок обеспечения ввода в эксплуатацию указанных объектов установлен до 25 декабря 2027 г.
В целях реализации указанного договора контрагенту выплачен аванс в размере 4 886 768 888,91 рублей.
Минприроды России, рассмотрев письма Общества о выдаче разрешений на строительство пассажирских подвесных канатных дорог EL7, EL8, EL9, ответило письмами от 14 февраля 2025 г. N 15-47/6093, N 15-47/6091, N 15-47/6092 об отказе в выдаче запрашиваемых разрешений в связи с отсутствием положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации.
Таким образом, отсутствие разрешений на строительство существенно сказывается на сроках реализации указанных объектов и на ВТРК "Эльбрус" в целом.
Кроме того, в настоящее время проводится государственная экспертиза в отношении проектной документации, разработанной в рамках реализации объектов на территории ОЭЗ в Республике Дагестан (ВТРК "Каспийский прибрежный кластер"). Запуск данного курорта и исполнение контрольных точек находится на особом контроле Правительства Российской Федерации и личном контроле Президента Российской Федерации В.В. Путина.
Заключение договоров на выполнение подрядных работ по объектам инфраструктуры ВТРК "Каспийский прибрежный кластер" планируется в IV квартале 2025 г. При этом в случае необходимости проведения государственной экологической экспертизы (и, как следствие, отсутствие соответствующих разрешений на строительство) достичь результатов реализации указанного ВТРК в установленные Распоряжением сроки не представляется возможным.
Учитывая изложенное, принимая во внимание важность реализации объектов инфраструктуры ОЭЗ в установленные нормативными правовыми актами сроки, предлагается возвратить в действующую редакцию Постановления N 579 части пункта 3 в редакции, действовавшей до 1 января 2025 г.: "установить, что государственная экологическая экспертиза в отношении проектной документации, предусматривающей строительство, реконструкцию не проводится в отношении объектов, строительство и реконструкция которых осуществляется в особых экономических зонах туристско-рекреационного типа в рамках национальных проектов, государственных программ с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации".
В проекте постановления отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, сведения о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствий их несоблюдения.
Принятие проекта постановления не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие проекта постановления не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.