Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2.
Основные цели и задачи программы, ожидаемые результаты и сроки реализации программы
2.1. Основные цели и задачи Программы
Программа направлена на сохранение и развитие сети государственных учреждений культуры, на реализацию их богатого творческого потенциала, что должно вовлечь в культурный процесс самые разные слои и группы городского населения.
Основной целью Программы является оптимизация и модернизация культурной сферы столицы, ее творческое и технологическое совершенствование, повышение роли культуры в воспитании, просвещении и в обеспечении досуга жителей столицы.
Целевые показатели Программы:
- поддержка творческих сил столицы и создание условий для реализации их потенциала;
- улучшение качества, разнообразия, уровня и объема услуг в сфере культуры, развитие сети учреждений культуры и их модернизация;
- формирование общественной атмосферы Москвы как культурной столицы России.
Приоритетными задачами Программы являются:
1. Создание благоприятных условий для творческого и плодотворного труда артистов, художников, композиторов, писателей, драматургов - всех творческих сил, вносящих свой созидательный вклад в культуру города Москвы.
2. Развитие социально-культурной инфраструктуры города и культурно-досугового потенциала учреждений культуры:
- социально-культурное обновление и комплексная модернизация учреждений культуры города с целью увеличения видов культурно-досуговых услуг, предоставляемых различным категориям населения. Развитие "классическими учреждениями культуры" функций по формированию культурно-досугового продукта;
- расширение доступности культурных благ, различных видов и форм культурного досуга для как можно большего числа жителей столицы особенно в отдаленных от центральной части города жилых массивах, с одновременным развитием системы платных услуг по дополнительным видам деятельности учреждений культуры в досуговой сфере;
- повышение уровня взаимодействия учреждений и организаций культуры в создании и реализации совместных творческих проектов, а также эффективное использование для проведения культурной политики города возможностей современной информационно-коммуникативной среды.
3. Обеспечение приоритетного развития учреждений культуры и досуга, ориентированных на работу с подростками и молодежью:
- в перспективе планируется разработка и внедрение в практику нового типа клубного учреждения - "Интерактив-центра" на базе строений модульного типа, сооружаемых в районах массовой жилой застройки.
Создание сети городских "Интерактив-центров" составит реальную альтернативу частным ночным клубам и позволит направить молодежную субкультуру в русло общечеловеческих ценностей и культурных традиции.
4. Воспитание гражданственности, патриотизма, национального взаимоуважения:
- ориентация учреждений культуры на деятельность, направленную на воспитание у населения, в первую очередь, подростков и молодежи, патриотизма, идеи возрождения России, гражданской ответственности, доверия и уважения к органам государственной власти, вооруженным силам страны, толерантности по отношению к людям другой национальности на основе представления лучших образцов традиционной культуры и этнопросвещения;
- поддержка инициатив и проектов в области культуры и искусства, формирующих образ мышления и поведения, отвечающий понятиям патриотизма, заботы об общем благе, социальной солидарности, национальной и религиозной толерантности и т.д.;
- консолидация усилий деятелей культуры и искусства на формировании у подрастающих поколений высокой гражданственности, патриотизма, чувства ответственности за судьбу Родины;
- организация и поддержка в условиях многонационального мегаполиса различных форм межнационального культурного обмена и сотрудничества, обеспечивающих рост взаимопонимания и взаимоуважения представителей всех наций и народностей, проживающих в городе - создание целостной системы по формированию культуры межличностных отношений средствами искусства и просветительского досуга;
- сохранение единого культурного пространства Москвы. Поддержка (в том числе - на грантовой основе) культурных проектов, направленных на преодоление национальной культурной обособленности, националистических тенденций;
- развитие межрегиональных и международных культурных связей Москвы с целью интеграции культуры города в европейское и мировое культурное пространство.
5. Информационное, кадровое и научно-методическое обеспечение сферы культуры:
- формирование новой системы подготовки и переподготовки кадров модернизируемых учреждений культуры;
- модернизация системы научно-методического обеспечения культурно-досуговой сферы на основе сотрудничества с научно-исследовательскими учреждениями и высшими учебными заведениями города Москвы;
- систематическое изучение общественного мнения и запросов населения, особенно, подростково-молодежной категории в социально-культурной сфере;
- внедрение современных информационных и коммуникативных технологий в сферу практической деятельности управленческих структур, учреждений и организаций культуры путем повышения технической оснащенности и кадрового обеспечения.
6. Нормативно-правовое обеспечение отрасли, совершенствование управления и финансирования:
- приведение в соответствие с действующим законодательством организационно-правовых форм управленческих структур, организаций и учреждений сферы культуры;
- разработка и введение эффективного механизма государственного регулирования и контроля за деятельностью коммерческих и общественных учреждений и организаций, осуществляющих культурно-досуговую деятельность, а также за качеством предоставляемых ими услуг. Разработка принципов взаимодействия государственных органов культуры и негосударственных организаций, действующих в сфере культуры города;
- поэтапный перевод учреждений культуры досуговой сферы на деятельность по договору о государственном заказе;
- разработка и переход к системе грантовой поддержки учреждений культуры, принимающих активное участие в реализации городских социальных программ;
- дальнейшее развитие системы грантовой поддержки государственных театрально-концертных организаций при формировании принципов репертуарной политики;
- разработка и внедрение эффективных механизмов привлечения внебюджетных ассигнований в сферу культуры и развитие легитимной предпринимательской деятельности на объектах культуры;
2.2. Ожидаемые результаты и сроки реализации программы
Качество и состав разработанной системы мероприятий, взаимоувязанных по срокам, исполнителям, по обеспечению финансовыми и кадровыми ресурсами, позволяют с уверенностью говорить, что в результате их реализации будут созданы благоприятные условия для развития творческих сил, появления новых образцов искусства, а также для успешного функционирования объектов культуры в период 2005-2007 гг.
Стратегическое планирование основных направлений развития отрасли в 2005-2007 году исходит из реальных потребностей формирования, укрепления и модернизации культурной среды города Москвы, а также усиления ее влияния на подрастающие поколения.
Планируемые меры призваны поддержать творческие силы столицы, создать условия для равноправного участия молодых авторов (композиторов, сценаристов, поэтов, художников и др.) в творческом соревновании и, в конечном итоге, способствовать повышению творческого и интеллектуального уровня культурного продукта.
Программные мероприятия призваны обеспечить развитие учреждений культуры в качестве многофункциональных культурных центров с развитой инфраструктурой, в частности, информационных интеллект-центров на базе публичных библиотек. Программа ориентирует на активизацию усилий учреждений и организаций для достижения инновационного развития культурной среды и расширения культурного пространства города.
Сохранение объектов культуры города и развитие материально-технической и финансовой базы функционирования учреждений культуры позволят обеспечить доступность населения Москвы к учреждениям культуры и получения возможности, в том числе, в материальном аспекте, высокого культурного уровня проведения досуга, а также удовлетворения запросов подростковых и молодежных групп населения в сфере досуга, культуры и искусства.
Предусмотренное взаимодействие Комитета по культуре города Москвы со структурными подразделениями Правительства Москвы, как показал анализ результатов городской целевой программы "Культура Москвы 2002-2004 гг.", а также творческое взаимодействие учреждений культуры разных типов должны положительно отразиться на достижении цели Программы и решении поставленных социально-экономических задач.
Программа предполагает гармонизацию отношений национально-этнических групп населения Москвы, создание предпосылок для их взаимодействия и межнационального сотрудничества, что, в условиях такого многонационального мегаполиса как Москва, является особенно актуальным.
Выполнение программных мероприятий значительно усилит значение Москвы как культурного центра мирового значения, будет способствовать усилению ее влияния на развитие межрегиональных и международных связей.
Впервые в практике стратегического планирования развития отрасли применен сценарный подход к реализации целевой программы, в зависимости от обеспечения финансовыми ресурсами по вариантам "базовый", "реалистический" и "оптимистический". Сценарный подход дает возможность сохранить тенденции развития отрасли путем адресной поддержки приоритетных культурных проектов: два варианта из трех (реалистический и оптимистический) предполагают поддержку приоритетных направлений развития отрасли, что характеризует программу как инновационную. Одновременно можно говорить о создании определенного интеллектуального и творческого задела, который сложится в результате благоприятных социально-экономических условий для работы творческих коллективов и деятелей культуры в городе Москве.
Среди источников финансирования доминирует бюджетная часть, которая составляет около 70% общего бюджета учреждений культуры. В ближайшие годы объекты культуры Москвы активизируют предпринимательскую деятельность, доход от которой может быть использован для решения задач развития материальной базы и повышения социально-экономического положения коллективов.
Ожидаемые результаты в части материально-технического обеспечения отрасли изложены в разделе 5.
Сроки реализации системы взаимоувязанных по ресурсам, исполнителям и срокам выполнения программных мероприятий - 2005-2007 годы, хотя концептуально Программа выходит за рамки этих сроков и определяет характер функционирования объектов культуры и на более отдаленную перспективу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.