Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 23 сентября 2008 г. N 859-ПП
Концепция
развития сети детских, молодежных кафе и многофункциональных предприятий семейного досуга в городе Москве
1. Общие положения
1.1. Цель и задачи Концепции
Цель Концепции развития сети детских, молодежных кафе и многофункциональных предприятий семейного досуга в городе Москве (далее - Концепция) состоит в определении основных направлений развития специализированных предприятий питания для более полного удовлетворения потребностей детей, молодежи и семей москвичей, связанных с организацией досуга.
Задачи Концепции:
- оценка потребностей целевых групп населения города в специализированных предприятиях в городе Москве;
- формулирование основных путей удовлетворения потребностей;
- определение необходимых условий для успешного развития сети специализированных предприятий питания.
Концепция ориентируется на целевые группы населения города, насчитывающие в общей сложности 4,5 млн. человек, в том числе:
- дети в возрасте от 3 до 15 лет - 819 тыс. человек;
- молодежь в возрасте от 16 до 25 лет - 1084 тыс. человек;
- их родители - 2630 тыс. человек.
Концепция включает в себя анализ потребности населения и прогноз развития сети специализированных предприятий питания, с использованием результатов социологических опросов. Устанавливает целевые индикаторы и показатели, приоритетные направления, задачи развития этих предприятий на среднесрочную перспективу, перечень основных мероприятий по реализации Концепции*(1).
Концепция разработана Департаментом потребительского рынка и услуг города Москвы при участии Департаментов образования, семейной и молодежной политики, социальной защиты населения, природопользования и охраны окружающей среды, поддержки и развития малого предпринимательства, культуры, физической культуры и спорта города Москвы, префектур административных округов города Москвы, управ районов города Москвы, Студенческого Правительства дублеров, Ассоциации молодых предпринимателей России, научных учреждений, других заинтересованных организаций.
1.2. Определения, используемые в Концепции
Сеть специализированных предприятий питания, рассматриваемых в Концепции, включает:
- предприятия питания детского досуга;
- предприятия питания молодежного досуга;
- многофункциональные предприятия семейного досуга.
Предприятия питания детского досуга - предприятия, предназначенные для обслуживания детей, реализующие широкий ассортимент блюд в соответствии со специально разработанным детским меню, не осуществляющие продажу алкогольных напитков и имеющие дополнительный перечень услуг по организации досуга детей.
Предприятия питания молодежного досуга - предприятия, предназначенные, в первую очередь, для обслуживания молодежи, студентов в возрасте до 21 года, реализующие широкий ассортимент блюд по доступным ценам, не осуществляющие продажу алкогольных напитков и имеющие дополнительный перечень услуг по организации досуга молодежи.
Многофункциональные предприятия семейного досуга - предприятия, предоставляющие услуги по организации семейного отдыха в сфере спортивных, развлекательных, развивающих направлений и имеющие в своем составе предприятия питания детского, молодежного или семейного досуга. К ним могут быть отнесены спортивные и развлекательные центры, дома творчества и клубы и т.д.
2. Состояние сети специализированных предприятий питания в городе Москве
2.1. Обеспеченность населения города Москвы специализированными предприятиями питания
За последние годы произошли заметные изменения в системе организации общественного питания в городе Москве.
По сравнению с началом 90-х годов сеть предприятий общественного питания удвоилась, значительно повысились показатели обеспеченности, улучшилось качество и организация обслуживания.
Однако потребности в предприятиях, ориентированных на семейный досуг, обслуживание детей и молодежи в среднем по городу удовлетворяются лишь на 7 и 63% соответственно, а в ряде округов этот показатель существенно ниже*(2). Для пенсионеров и лиц пожилого возраста нет других альтернатив, кроме центров социального обслуживания с небольшим числом посадочных мест и практическим отсутствием дополнительных услуг.
На 01.04.2008 в Москве функционировало 116 детских кафе на 9449 посадочных мест и 521 молодежное кафе на 43345 посадочных места (табл. 1 приложения к Концепции), что явно недостаточно.
В то же время, не разработаны формы развития детских и молодежных кафе при домах детского творчества, центрах эстетического воспитания, которых в Москве насчитывается около 110 объектов. Ежедневно их посещают около 62 тыс. детей и подростков, которые проводят в них в среднем 2-4 часа. При этом только в 20 объектах, рассчитанных на 1238 посадочных мест, дети и подростки имеют возможность получить услуги питания.
По аналитическим данным, представленным префектурами административных округов, в городе функционирует 19 театров и кинотеатров, которые имеют детскую и молодежную направленность со зрительными залами более чем на 11 тыс. посадочных мест. В 11 объектах отсутствуют предприятия питания, а в остальных 8 функционируют предприятия питания общего типа, без соответствующего дизайнерского оформления, специализированной посуды, мебели, меню и тематических программ.
Аналогичная картина сложилась и по спортивным комплексам, клубам, ФОКам. Из 174 спортивных объектов, которые ежедневно посещают свыше 80 тыс. москвичей, 34 объекта (19,5%) не имеют предприятий питания. В оставшихся - предприятиях питания представлены в основном буфетами с количеством посадочных мест около 5 тыс.
По данным префектур административных округов в Москве насчитывается 51 парковая зона, на территории которых функционирует 45 кафе общего типа на 3880 посадочных мест (далее п.м.), из которых только 3 имеют детскую направленность и 5 - молодежную.
Для покрытия дефицита многие рестораны и кафе стали создавать отдельные детские меню, организовывать детские игровые комнаты, устраивать театрализованные представления и детские конкурсы.
Значительный неиспользуемый резерв организации детского, молодежного и семейного досуга представляют предприятия питания в колледжах, вузах и общежитиях при них. Таких предприятий насчитывается 535 с общим числом посадочных мест 46636.
Большую емкость имеют торгово-развлекательные комплексы. 183 объекта ежедневно посещают до 1 млн. человек, в них расположены около 700 предприятий питания с общим числом посадочных мест 42106.
Однако трудно оценить, в какой мере эта категория предприятий питания удовлетворяет потребности детей, молодежи и семьи в организации культурного досуга.
В летний период для организации семейного досуга и проведения различных семейных мероприятий открыты 377 кафе с общим числом посадочных мест 18135. В большинстве этих кафе предлагается детское меню, некоторые дополнительные услуги (настольные игры, конкурсы, викторины, приглашаются клоуны и т.д.).
В соответствии с Городской целевой программой развития потребительского рынка и услуг города Москвы на 2007-2009 гг. предусматривается открытие 83 предприятий питания детской и молодежной направленности. Это не позволит устранить дефицит в предприятиях питания, ориентированных на интересы и потребности детей и молодежи в Москве.
Решение проблемы нехватки специализированных предприятий питания сдерживается действием ряда факторов, среди которых: высокая арендная плата за помещения и земельные участки, запрет розничной продажи алкогольной продукции в предприятиях семейного отдыха, отсутствие вблизи стационарных предприятий свободных территорий, позволяющих разместить оборудованную детскую площадку и другие.
Важность и необходимость принятия постановления Правительства Москвы с целью создания комплексной системы мер по стимулированию хозяйствующих субъектов на дальнейшее развитие сети многофункциональных предприятий семейного досуга, детских и молодежных кафе, а также ликвидации их дефицита в местах проживания москвичей, определяется следующим:
1) Возросшая деловая активность в столице, все более ускоряющийся темп жизни, изменение менталитета москвичей, прежде всего молодежи, с ориентацией на западный деловой образ жизни, необходимость более экономного использования рабочего и свободного времени сформировали растушую тенденцию внедомашнего питания.
При этом быстрое увеличение доли предприятий быстрого питания в общедоступной сети общественного питания в последние годы изменило структуру предприятий питания. Образовался дефицит предприятий, ориентированных на семейный досуг, досуг детей и молодежи. При этом систематическое питание в системе "фаст-фудов", по оценке российских и зарубежных экспертов, может иметь неблагоприятные отдаленные последствия для здоровья подрастающего поколения москвичей.
2) Подростки и молодежь, не имея организованного культурного досуга, предоставление которого является, в том числе, одной из важных задач специализированных предприятий питания, подвергаются отрицательному влиянию "улицы", становятся посетителями сомнительных увеселительных заведений*(3).
3) Отсутствие специализированных предприятий питания негативно сказывается и на развитии семьи и общества. Осложняется налаживание коммуникационных связей, формирующих и укрепляющих семьи, повышающих социально-экономический потенциал общества.
4) Городские системы образования (колледжи, школы, вузы), культуры (дома детского творчества, студии, клубы, музеи, выставки), рекреации и оздоровления (зоны отдыха, парки, сады, спортивно-оздоровительные комплексы) недостаточно координируются и поддерживаются в части организации в них детского, молодежного и семейного отдыха, основанного на специализированных предприятиях питания.
Все это имеет непосредственное отношение к качеству жизни значительной части населения города.
Открытие современных предприятий питания детского, молодежного и семейного досуга позволит восстановить инфраструктуру досуга и отдыха населения, питания по доступным ценам, удовлетворить потребность в услугах общественного питания всех категорий населения.
2.2. Оценка потребности населения в развитии специализированных предприятий питания (по данным социологических опросов)
"Рисунок 1. Зависимость цели посещения предприятия питания от возраста"
Концепция исходит из приоритета мнения населения о путях развития специализированных предприятий питания. Поэтому в ней в максимальной степени использованы результаты двух независимых социологических опросов*(4). Опросы показали, что удельный вес респондентов в возрасте до 40 лет, которые считают общение с родителями и сверстниками основной целью посещения детских, молодежных и семейных кафе (штриховая линия на рис. 1) выше удельного веса респондентов, которые предпочитают еду как основную цель посещения этих предприятий (сплошная линия). После 40 лет картина меняется на противоположную. Аналогичные данные получены, когда вместо возраста был взят среднедушевой доход семьи. С ростом среднедушевого дохода фактор общения уступает влиянию фактора еды.
По оценке москвичей, территориальная доступность специализированных предприятий питания приемлема и составляет около получаса (табл. 1).
Таблица 1
Показатели функционирования сети специализированных предприятий питания
Специализированные предприятия питания |
Время в пути, мин. |
Состав группы отдыхающих, чел. |
Среднее время отдыха, час. |
Средний чек на 1 лицо, руб. |
Удельный вес респондентов, посещающих специализированные предприятия питания, % |
|
В выходные дни |
В рабочие дни |
|||||
Детские кафе |
31 |
3 |
2,01 |
467,47 |
83,1 |
16,9 |
Молодежные кафе |
28 |
4 |
2,78 |
722,20 |
66,9 |
33,1 |
Многофункциональные центры проведения семейного досуга |
34 |
4 |
2,61 |
884,35 |
84,8 |
15,2 |
При учебных и образовательных учреждениях |
31 |
5 |
1,05 |
221,13 |
17,4 |
82,6 |
В парках, садах и зонах отдыха |
36 |
4 |
2,77 |
594,45 |
82,3 |
17,7 |
В спортивно-оздоровительных комплексах |
33 |
3 |
2,08 |
656,38 |
55,2 |
44,8 |
В торгово-развлекательных комплексах |
33 |
4 |
2,35 |
746,30 |
72,3 |
27,7 |
При театрах, студиях, клубах |
52 |
3 |
2,32 |
778,41 |
78,2 |
21,8 |
Результаты социологических опросов показали, что возрастные группы, находящиеся, в диапазоне от 16 до 35 лет, в большей степени заинтересованы в развитии предприятий питания в многофункциональных предприятиях семейного досуга.
Возрастную группу от 35 до 45 лет волнует высокий уровень цен. Соответственно, приоритетным в выборе места отдыха для них является доступная ценовая политика предприятий.
Возрастную группу от 45 лет и выше в наибольшей степени беспокоит не количество и даже качество предприятий потребительского рынка, а их социальная направленность. То есть предоставление льгот (скидок) социально незащищенным слоям населения и лицам с невысоким доходом.
Для большинства опрошенных наиболее значимым является уровень цен, ценовая политика предприятий потребительского рынка и качества оказываемых услуг.
Результаты социологического исследования показывают, что сформировались определенные предпочтения и ожидания в росте количества специализированных предприятий питания различных категорий на перспективу (табл. 2).
Наиболее быстрый рост количества предприятий питания детского и молодежного досуга москвичи хотели бы иметь в торгово-развлекательных комплексах, многофункциональных центрах, студиях и клубах.
Жители Москвы важное место отводят не только количественным и качественным показателям специализированных предприятий питания, но и интеллектуальной составляющей оказываемых услуг в этих предприятиях. Считается, что особое внимание необходимо уделять проработке вопросов, связанных с развитием молодежных кафе, клубов по интересам, где молодые люди могут проводить свое свободное время.
Таблица 2
Желаемый рост предприятий детского, молодежного и семейного досуга, %
Специализированное предприятие питания |
Среднее количество посещений в неделю, раз |
Отношение количества посещений на перспективу к 2008 г., % |
|
2008 г. |
Перспектива |
||
Детские кафе |
1,3 |
1,9 |
145 |
Молодежные кафе |
1,7 |
2,7 |
163 |
Многофункциональные центры проведения семейного досуга |
1,3 |
2,0 |
149 |
При учебных и образовательных учреждениях |
3,7 |
3,8 |
104 |
В парках, садах, зонах отдыха |
1,5 |
2,2 |
141 |
В спортивно-оздоровительных комплексах |
1,9 |
2,8 |
142 |
В торгово-развлекательных комплексах |
1,5 |
2,9 |
198 |
При театрах, студиях, клубах |
1,3 |
1,9 |
146 |
Общественное мнение показывает, что необходимо активнее развивать альтернативные предприятия питания в шаговой доступности. При этом в существующей сети учреждений общественного питания определить день недели (суббота или воскресенье) и часы, в которые будет осуществляться обслуживание пенсионеров, семей льготных категорий, в т.ч. празднование юбилеев, дней рождения и т.п. по льготным расценкам.
3. Основные направления развития специализированных предприятий питания
2008 год объявлен в России годом семьи. Концепция исходит из того, что при сохранении приоритетных направлений деятельности специализированных предприятий питания по осуществлению организации здорового питания, особая роль отводится реализации идеологической функции приобщения детей, молодежи, других целевых групп населения к семейным и общественным ценностям через развитие личности, укрепление здоровья, развитие деловых навыков и эффективной коммуникации в городской среде. Глобальным фактором, который влияет на образование населения и экономику города, является то, что изменения в обществе происходят непрерывно. В Москве, стремящейся быть конкурентоспособной, соответствовать мировым стандартам по качеству товаров и услуг, задачам воспитания у детей и молодежи, ответственности за себя, свою семью, школу и город, а также подготовка эффективных менеджеров и специалистов, работников новой формации является приоритетной.
Такая проблема может быть решена путем укрепления союза юного и старшего поколений, школы и семьи, развития проектно-деловой активности учащейся молодежи с раннего возраста, формирования культуры поведения в стенах образовательных учреждений, обеспечения трудовой занятости подростков и студентов во многих сферах городского хозяйства и на основе межведомственного взаимодействия.
Концепция развития специализированных предприятий питания основывается на следующих положениях:
- правильная организация детских и молодежных кафе, а также предприятий питания семейного досуга является мощным и действенным фактором развития и укрепления коммуникационных связей в семье и обществе. Одновременно решается задача досуговой занятости;
- специализированные предприятия питания, обеспечивая разнообразный ассортимент блюд, приготовленных в соответствии с рекомендациями медицинской науки, способствуют оздоровлению населения города, начиная с первых лет жизни;
- развитие сети специализированных предприятий питания повышает качество жизни населения, являясь неотъемлемым компонентом в системах образования (колледжи, вузы), развития личности (дома детского творчества, студии, клубы), культуры (музеи, выставки, театры и т.д.)*(5), рекреации (зоны отдыха, парки, сады), социальной защиты, а также спортивно-оздоровительных и торгово-развлекательных комплексах.
3.1. Приоритеты, целевые индикаторы и показатели развития
Основные направления развития сети специализированных предприятий питания направлены на удовлетворение потребности населения города в детских, молодежных кафе и многофункциональных предприятиях семейного досуга.
К их числу относятся уже существующие, вновь построенные и реконструируемые предприятия потребительского рынка и услуг (621 предприятие общественного питания, что составляет 10,8% от общего числа предприятий отрасли).
Предполагается реализовать основные направления развития специализированных предприятий питания, используя сочетание рыночных инструментов и механизмов государственной координации и правового регулирования, в том числе:
- конкурсное выделение земельных участков и нежилых помещений в соответствии с территориальными схемами размещения и нормативами обеспеченности, с целью реализации проектов создания новых предприятий;
- включение в инвестиционные контракты (договоры аренды) условий по целевому использованию земельных участков и нежилых помещений, уровню предоставляемых услуг (категорийности предприятий), прекращению действия контрактов (договоров) в случае нарушения таких условий;
- расширение перечня преференций для предприятий отрасли.
Целевые индикаторы оборота специализированных предприятий питания представлены в таблице 3.
Таблица 3
Целевые индикаторы развития специализированных предприятий питания
Целевой индикатор |
Оценка 2007 г. |
Прогноз |
||
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
||
Оборот специализированных предприятий питания, млрд. руб. |
13,8 |
15,8 |
18,3 |
22,2 |
Индекс роста, в % к предыдущему периоду |
|
115 |
116 |
121 |
Рост объемов товарооборота и улучшение условий реализации услуг специализированными предприятиями питания должен быть обеспечен за счет сбалансированного развития предприятий питания с местами досуга, образования, развития личности и рекреации, повышения их технического уровня, улучшения качества обслуживания и реализации мероприятий по снижению издержек обращения.
В качестве главного приоритета в развитии сети специализированных предприятий питания на ближайшую перспективу Концепция рассматривает максимально полное использование существующей сети предприятий общественного питания в учреждениях образования, культуры, рекреации, физической культуры и спорта, а также предприятий питания шаговой доступности. В этих учреждениях, как правило, имеются необходимые условия для организации таких предприятий. Проведенное исследование, например, школ и колледжей показало готовность и энтузиазм их руководителей и обучаемых к участию в реализации Концепции.
По мере развертывания специализированных предприятий питания в закрытой сети будут реализованы меры по созданию новых предприятий питания для семейного, детского и молодежного досуга в открытой сети на районном и городском уровнях. При этом к городскому уровню относятся развлекательные (торгово-развлекательные), спортивно-оздоровительные комплексы, зоны рекреации и отдыха, культурно-развлекательные центры.
Концепцией определены следующие приоритетные направления в развитии сети детских, молодежных кафе и многофункциональных предприятий семейного досуга:
- создание сети тематических "Сервис кафе-клубов" при образовательных учреждениях (приложение 2 к Плану основных мероприятий);
- организация молодежных, детских кафе и предприятий питания семейного досуга в центрах социальной помощи семье и детям и молодежных центрах (приложение 3 к Плану основных мероприятий);
- организация молодежных и детских кафе в библиотеках, учреждениях клубного типа, дополнительного образования детей, многофункциональных культурных центрах и библиотечно-информационных комплексах;
- размещение многофункциональных предприятий семейного досуга в объектах потребительского рынка и услуг шаговой (пешеходной) доступности в городе Москве, спортивных комплексах, стадионах;
- создание детских и молодежных тематических кафе в составе социально ориентированных объектов товаропроводящей сети изделий народных художественных промыслов;
- открытие детских, молодежных кафе и предприятий питания семейного досуга при реконструкции территорий парковых зон, музеев-заповедников и зон отдыха;
- создание дополнительной сети социальных предприятий питания, в том числе уголков отдыха на дворовых территориях.
Размещение специализированных предприятий питания в учреждениях культуры предполагается в качестве дополнительной услуги без ущерба для их основной деятельности.
Примерами специализированных предприятий питания являются следующие:
1. Семейные предприятия питания в составе многофункциональных комплексов по оказанию потребительских услуг. Комплекс проектируется и строится в центре жилого микрорайона с мини-парком и игровыми площадками для детей. Предусматривается, что услуги общественного питания будут предоставляться как через торговые залы, так и на дому. В летнее время организуется работа летней площадки.
2. Кафе при детских театрах организуются на базе имеющихся в театрах предприятий питания. Детское кафе оформляется, например, в стиле русских сказок. При этом в качестве форменной одежды персонала кафе используются костюмы сказочных героев. Услуга питания проходит совместно с показом представлений, анонсирующих спектакли с участием актеров, выступления детских коллективов, концертные программы с участием эстрадных музыкантов и певцов.
3. Детское развлекательно-познавательное кафе - "кафе-планетарий", с прилегающей парковой зоной для отдыха. Столики в зале расставляются на разных уровнях, в виде созвездий, на столиках устанавливаются лампы с мягким светом. Меню оформляется в виде карты созвездий. В названии блюд используются астрономические термины (например: "Комета", "Млечный путь", "Звездная пыль", "Атмосфера", "Метеоритный дождь" и т.п.). Меню может начинаться кратким экскурсом в создание солнечной системы, описанием планет и т.п.
4. Тематическое "Шахматное кафе" для любителей игры в шахматы организуется в помещении площадью 200-250 кв. метров, расположенное в центральной части города. Интерьер демократичный с деревянной мебелью и столами со встроенными шахматными досками, на стенах представлены тематические фотографии, коллажи, рисунки, а также размешаются плазменные панели, на которых демонстрируются тематические клипы. Интерьер должен создавать атмосферу домашнего уюта, где приятно посидеть после работы за интересной партией и при этом вкусно поужинать. Также должно быть предусмотрено место для проведения шахматных турниров, уроков, показательных партий.
В качестве дополнительных услуг, оказываемых предприятиями питания города, предлагается:
- проведение Дней кулинаров, на которых все желающие могут ознакомиться с технологией приготовления, оформлением блюд, включенных в меню ресторана: самостоятельно приготовить их и дегустировать в торговом зале ресторана;
- предоставление кейтеринговыми компаниями услуг выезда на дом повара, официанта, мойщика посуды;
- создание на базе молодежных дискотек ночных клубов зон, работающих без реализации алкогольных напитков и табачных изделий, использующих социальную рекламу о вреде наркотиков, курения, алкоголя, распространения венерических заболеваний с наглядной агитацией в виде кинороликов, брошюр, плакатов, раздачей бесплатных средств контрацепции и пропагандой здорового образа жизни;
- проведение Дней русской кухни в странах ближнего и дальнего зарубежья, Дней национальных кухонь в Москве (в рамках проведения Дней культуры стран мира в Москве);
- организация и проведение деловых встреч предпринимателей и руководителей территориальных органов исполнительной власти, курирующих вопросы развития потребительского рынка, с ведущими рестораторами Москвы в целях пропаганды развития сетевых структур, прогрессивных форм обслуживания, новых типов предприятий питания в регионах;
- оказание консультационной помощи по вопросам развития отрасли и использованию нормативно-технической документации.
По имеющимся оценкам, основанным на результатах социологических опросов населения и данным мировой торговой практики о развитии сети предприятий массового питания в крупных европейских столицах, в перспективе до 2025 года в городе Москве должно быть создано порядка 3000 детских, молодежных кафе и многофункциональных предприятий семейного досуга. Конкретные показатели развития и размещения этих предприятий по административным округам и районам города будут определены по результатам разработки Схемы размещения детских, молодежных кафе и многофункциональных предприятий семейного досуга на территории города Москвы на период до 2025 года.
За 2008-2010 годы предполагается построить новых и реконструировать 432 предприятия, в том числе детских кафе - 32, молодежных - 173 и многофункциональных предприятий семейного досуга - 227. Количество посадочных мест в этих предприятиях возрастет на 36645 или в 1,6 раза. При этом в рамках Городской целевой программы развития потребительского рынка и услуг города Москвы на 2007-2009 г. в 2008-2009 годах предусмотрено открытие 54 детских, молодежных, семейных кафе и кафе-мороженое.
Целевые показатели решения задачи представлены в таблице 4.
Таблица 4
Целевые показатели развития специализированных предприятий питания
Целевой показатель (результат) решения задачи |
Оценка 2007 г. |
Прогноз |
Расчетная потребность, п.м. |
||
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
|||
Обеспечение потребности в посадочных местах в предприятиях питания местного уровня на 1000 человек целевой группы, п.м. |
|
|
|
|
|
детские кафе |
12 |
13 |
14 |
15 |
17 |
молодежные кафе |
41 |
45 |
50 |
55 |
67 |
кафе семейного досуга |
1 |
2 |
3 |
5 |
14 |
Удовлетворение потребности населения города в предприятиях питания семейного досуга будет обеспечиваться на основе реализации ранее принятых решений Правительства Москвы по стимулированию развития предприятий, в том числе:
- размещение многофункциональных предприятий семейного досуга в объектах потребительского рынка и услуг шаговой (пешеходной) доступности в городе Москве (в соответствии с постановлениями Правительства Москвы от 07.12.2004 N 865-ПП и от 27.09.2005 N 732-ПП)*(6);
- размещение предприятий семейного досуга в составе крупных торговых, многофункциональных центров за счет доли площадей принадлежащих городу*(7);
- размещение объектов семейного досуга в нежилых помещениях расположенных на первых этажах жилых домов строящихся по городскому заказу, а также за счет доли площадей принадлежащих городу;
- ускорение использования участков земли для строительства детских досуговых центров*(8);
- размещение объектов семейного досуга в составе социально ориентированных объектов товаропроводящей сети изделий народных художественных промыслов*(9).
При проведении конкурсов по предоставлению в аренду нежилых помещений на объектах, входящих в адресный перечень строительства объектов недвижимости для субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 13.11.2007 N 984-ПП "О ходе реализации первого этапа (2004-2006) Городской целевой программы по обеспечению субъектов малого предпринимательства нежилыми помещениями на 2004-2008 годы и задачах на 2007-2008 гг." необходимо предусмотреть площади, передаваемые в аренду с функциональным назначением под организацию детских, молодежных кафе и многофункциональных предприятий семейного досуга.
Успех реализации Концепции зависит от ряда факторов. Критическими из них являются два: идеологический и экономический.
Идеологический фактор определяется комплексом и формой услуг, предоставляемых специализированными предприятиями питания, которые различаются в зависимости от типа предприятий и их месторасположения. Требуются квалифицированные специалисты для эффективного решения вопросов, проведения различных мероприятий в таких предприятиях, отработки технологии предоставления услуг в целом.
Экономический фактор обусловлен тем, что предприятия детского, молодежного и семейного досуга ориентируются, главным образом, на группы населения с невысокими доходами. Как показывает практика работы таких предприятий, их рентабельность невысока. Поэтому стимулирование их работы и развития зависят от наличия эффективной поддержки города.
Речь идет о предоставлении определенных льгот и преференций предприятиям питания со стороны города, включая:
- заключение долгосрочных договоров аренды на нежилые помещения;
- оплату за технологическое присоединение к электрическим сетям детских, молодежных кафе и многофункциональных предприятий семейного досуга за счет средств бюджета города Москвы;
- разработку положения о порядке предоставления государственной поддержки.
Частично эффективность работы предприятий может быть достигнута за счет создания франчайзинговых компаний, совместных предприятий с долевым участием компаний-собственников крупных торговых объектов и сетевых компаний по оказанию услуг питания, рационального графика их работы, других мер повышения доходов и экономии затрат.
Актуальным направлением поддержки со стороны города развития сети детских, молодежных кафе и многофункциональных предприятий семейного досуга является обеспечение оборудованием этих предприятий через механизм лизинга.
_____________________________
*(1) Концепция основана на материалах специальных, в том числе социологических исследований, прогнозах социально-экономического развития города Москвы, прогнозах развития потребительского рынка и услуг.
*(2) Данные будут уточнены после разработки соответствующего нормативного документа, позволяющего четко относить то или иное предприятие питания к категории детского, молодежного или семейного досуга.
*(3) По оценке органов внутренних дел, проблемы, с которыми в настоящее время столкнулись многие подростки, заключаются в нестабильности и агрессивных тенденциях в обществе, социально-правовой незащищенности молодежи, проблемах досуговой занятости, утратой семьей функций традиционно-эффективного института социализации. Решение проблемы состоит в обеспечении несовершеннолетних полноценным досугом и занятостью интересной работой.
*(4) Первое социологическое обследование было организовано и проведено Студенческим Правительством дублеров. Второе - ЗАО "Оптконсалт".
*(5) Размещение специализированных предприятий питания в учреждениях культуры предполагается в качестве дополнительной услуги без ущерба для их основной деятельности.
*(6) За 2007 год Москомархитектурой подготовлено и выпущено 57 Актов разрешенного использования для проектирования и строительства объектов потребительского рынка и услуг шаговой (пешеходной) доступности, в которых заказчикам были даны рекомендации предусматривать функции, ориентированные на удовлетворение потребностей семейного досуга.
*(7) За 2007 год Москомархитектурой подготовлено и выпущено более 70 Актов разрешенного использования для проектирования и строительства крупных торговых, многофункциональных центров.
*(8) В соответствии с распоряжением Правительства Москвы от 14.03.2005 N 354-РП "О проектировании и строительстве детских досуговых центров в городе Москве" 14 земельных участков одобрены Москомархитектурой и Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы для проектирования и строительства детских досуговых центров.
*(9) В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 16.08.2005 N 607-ПП "О мерах по дальнейшему развитию товаропроводящей индустрии народных художественных промыслов на территории города Москвы" предусмотрено построить не менее 100 социально ориентированных объектов товаропроводящей сети изделий народных художественных промыслов (далее СООРТ НХП), общей наземной площадью до 3000 кв.м на земельных участках площадью около 0,3 га. Техническим заданием на разработку типового проекта СООРТ НХП предусмотрено строительство отдельно стоящих 3-этажных зданий, на вторых и третьих этажах которых, предусмотрено размещение объектов детского досуга, в т.ч. и объектов общественного питания. Москомархитектуре совместно с ГУП "Управление перспективных застроек" в 2008-2009 годах поручено предусмотреть размещение в общей сложности не менее 60 СООРТ НХП в проектах планировок и застроек жилых районов, а также комплексной реконструкции территорий сложившейся застройки города Москвы. Префектурам административных округов города Москвы совместно с Департаментом потребительского рынка и услуг города Москвы поручено также включить не менее 10 СООРТ НХП в число объектов Городской целевой программы по развитию сети предприятий потребительского рынка и услуг шаговой (пешеходной) доступности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.