Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 29 декабря 2009 г. N 1480-ПП
Концепция
Программы развития конкуренции в городе Москве на 2010-2012 гг.
Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции").
Свобода конкуренции, за исключением отдельных случаев, определяемых экономической целесообразностью, является основополагающим условием эффективного социально-экономического развития.
В утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г. N 691-р Программе развития конкуренции в Российской Федерации в пункте 9) раздела "Административные барьеры" предусматривается разработка и принятие региональных программ развития конкуренции органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В развитие указанного распоряжения Правительства Российской Федерации издано распоряжение Правительства Москвы от 15 июля 2009 г. N 1559-РП "О мерах по разработке Программы развития конкуренции в городе Москве на 2009-2012 гг.", во исполнение которого и подготовлена Концепция Программы развития конкуренции в городе Москве на 2010-2012 гг. (далее - Программа).
Государственный заказчик и координатор Программы - Департамент города Москвы по конкурентной политике.
Исполнители Программы - отраслевые и территориальные органы исполнительной власти города Москвы по принадлежности вопросов.
Участники Программы - органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве, общественные и профсоюзные объединения и организации, представители объединений и организаций бизнес-сообщества, предприятия и организации города Москвы, средства массовой информации, население города Москвы.
Источники финансирования Программы - бюджет города Москвы.
Срок действия Программы - 2010-2012 гг.
Законодательная и нормативная база развития системы публичных торгов и защиты конкуренции в городе Москве:
1. Законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам размещения государственных заказов и защиты конкуренции:
- Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";
- Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции";
- Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г. N 691-р;
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 755-р.
2. Законодательные, иные нормативные правовые акты и документы города Москвы по вопросам развития бюджетной системы города Москвы, развития единой системы торгов в городе Москве, размещения государственных заказов и проведения инвестиционных торгов в городе Москве, в том числе:
- Закон города Москвы от 17 декабря 2008 г. N 66 "О приватизации государственного имущества города Москвы";
- постановление Правительства Москвы от 2 июня 2009 г. N 513-ПП "Об антикоррупционной экспертизе проектов правовых актов органов и должностных лиц исполнительной власти города Москвы";
- постановление Правительства Москвы от 30 декабря 2008 г. N 1218-ПП "О дополнительных мерах государственной поддержки организаций и предприятий, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в собственности города Москвы, на период стабилизации финансовой системы";
- постановление Правительства Москвы от 20 января 2009 г. N 25-ПП "О совершенствовании комплексного обслуживания населения в сфере потребительского рынка и услуг в городе Москве";
- постановление Правительства Москвы от 18 ноября 2008 г. N 1067-ПП "Об утверждении Порядка организации деятельности "ярмарок выходного дня" в городе Москве";
- постановление Правительства Москвы от 20 июня 2006 г. N 420-ПП "О Комплексной целевой программе развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве на 2007-2009 гг.";
- постановление Правительства Москвы от 18 декабря 2007 г. N 1093-ПП "О мерах по реализации полномочий в области охраны здоровья граждан";
- постановление Правительства Москвы от 16 декабря 2008 г. N 1140-ПП "Об утверждении Перечня государственного имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства";
- постановление Правительства Москвы от 9 июня 2009 г. N 533-ПП "Об утверждении Положения об установлении в особом порядке арендной платы за объекты нежилого фонда, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации - города Москвы, составляющие имущественную казну города Москвы";
- постановление Правительства Москвы от 12 февраля 2008 г. N 111-ПП "О Городской целевой программе развития рекламы, информации и оформления города Москвы на 2008-2010 гг.";
- постановление Правительства Москвы от 17 февраля 2009 г. N 104-ПП "О дальнейших мерах по снижению административных барьеров для субъектов малого и среднего предпринимательства на территории города Москвы";
- постановление Правительства Москвы от 9 июня 2009 г. N 541-ПП "О совершенствовании механизма реализации прав собственника имущества государственных унитарных предприятий города Москвы в условиях их реформирования и повышении уровня ответственности и мотивации деятельности руководителей предприятий";
- постановление Правительства Москвы от 22 сентября 2009 г. N 1019-ПП "О заключении государственными унитарными предприятиями города Москвы контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг на сумму свыше 1 млн.руб.";
- постановление Правительства Москвы от 3 марта 2009 г. N 146-ПП "О размещении органами исполнительной власти города Москвы информации о проведении конкурентных процедур в городе Москве";
- распоряжение Правительства Москвы от 15 июля 2009 г. N 1559-РП "О мерах по разработке Программы развития конкуренции в городе Москве на 2009-2012 гг.";
- постановление Правительства Москвы от 13 мая 2003 г. N 367-ПП "О городской целевой программе "Электронная Москва";
- план противодействия коррупции в органах исполнительной власти города Москвы (утвержден Мэром Москвы 30 сентября 2009 г.);
- распоряжение первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы от 4 мая 2009 г. N 42-РЗМ "Об утверждении Положения о порядке направления информации о проведении конкурентных процедур для размещения на официальном сайте Департамента города Москвы по конкурентной политике в сети Интернет".
Цели развития конкуренции в городе Москве:
- обеспечение дальнейшего социально-экономического развития города Москвы посредством создания условий для состязательности хозяйствующих субъектов, повышения эффективности и конкурентоспособности экономики города Москвы, модернизации предприятий и создания условий для повышения их конкурентоспособности;
- общее улучшение конкурентной среды в городе Москве и инвестиционного климата за счет создания механизмов предотвращения избыточного регулирования, развития транспортной, информационной, финансовой, энергетической инфраструктуры и обеспечения ее доступности для участников рынка;
- создание условий для добросовестной конкуренции, открытости рынка города Москвы, противодействия коррупционным проявлениям и противоправным поглощениям.
Задачи развития конкуренции в городе Москве:
- повышение информационной прозрачности деятельности органов власти и органов местного самоуправления, включая публикацию основных процедур и результатов деятельности;
- упрощение начала и ведения предпринимательской деятельности;
- сокращение административных барьеров и устранение ограничений для перемещения товаров;
- организация сбора, анализа и публикации информации о региональных рынках, потребностях в товарах и услугах в целях привлечения новых предпринимателей;
- сокращение прямого участия государственных органов и органов местного самоуправления в хозяйственной деятельности;
- развитие практики размещения государственных заказов, в том числе расширение практики заказа социальных (медицинских, образовательных) услуг на основе конкурсных процедур;
- развитие инфраструктуры городского хозяйства, в том числе транспортной, энергетической, жилищно-коммунальной, инфраструктуры производственных, торговых объектов и нежилых помещений, потенциально пригодных для ведения бизнеса;
- реализация мер развития конкуренции в отдельных отраслях экономики города Москвы;
- расширение возможностей для участия индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в размещении заказов и стимулирование такого участия;
- совершенствование системы государственного контроля (надзора) и усиление гарантий защиты прав индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Принципы формирования системы развития конкуренции в городе Москве:
- единый подход к организации работы по развитию конкуренции в городе Москве;
- преемственность по отношению к накопленному опыту защиты и развития конкуренции;
- открытость, прозрачность, информационная доступность;
- постоянный контроль и мониторинг развития конкуренции в городе Москве;
- наличие единого методологического центра по вопросам проведения торгов, иных конкурентных процедур, развития конкуренции в городе Москве;
- повышение доверия коммерческих структур и иных заинтересованных групп к действиям органов исполнительной власти города Москвы, в том числе к процедурам размещения городского заказа и инвестиционным торгам;
- персональная ответственность руководителей органов исполнительной власти города Москвы за разработку и реализацию программы развития конкуренции в городе Москве по принадлежности вопросов;
- формирование в обществе нетерпимости к проявлениям коррупции и противоправному завладению имущественными правами юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, как к формам недобросовестной конкуренции.
Общие меры, направленные на улучшение конкурентной среды в городе Москве:
1. Устранение административных барьеров:
- разграничение функций по контролю, надзору и оказанию государственных услуг органами исполнительной власти города Москвы;
- ликвидация унитарных предприятий, исполнение функций которых может быть обеспечено негосударственными коммерческими организациями, и обеспечение передачи имущества унитарных предприятий, не используемого для осуществления публичных функций, в казну с последующей его приватизацией либо формированием имущественного фонда для сдачи в аренду хозяйствующим субъектам, введение запрета на создание унитарных предприятий в отраслях, где они были ликвидированы;
- ликвидация совмещения функций органов исполнительной власти города Москвы и подведомственных им государственных предприятий и учреждений;
- обеспечение применения электронных технологий, направленных на автоматизацию и упрощение взаимодействия участников рынка с регулирующими органами;
- реализация постановления Правительства Москвы от 2 июня 2009 г. N 513-ПП "Об антикоррупционной экспертизе проектов правовых актов органов и должностных лиц исполнительной власти города Москвы".
2. Устранение инфраструктурных ограничений конкуренции:
- решение транспортных проблем, в том числе низкой пропускной способности и высокой плотности автомобильных дорог;
- развитие аукционных форм торговли, в том числе на электронных площадках;
- организация мер, направленных на снижение информационных барьеров для участников;
- организация мониторинга динамики основных показателей рынка;
- разработка системы обобщения, анализа и публикации оперативной информации о состоянии соответствующих рынков однородных товаров;
- стимулирование формирования объективных ценовых индикаторов рынков;
- развитие инфраструктуры городского хозяйства, в том числе транспортной, телекоммуникационной, энергетической, жилищно-коммунальной, инфраструктуры производственных, торговых объектов и нежилых помещений, потенциально пригодных для ведения бизнеса.
3. Устранение ограничивающих конкуренцию действий органов власти города Москвы, органов местного самоуправления и их должностных лиц:
- разработка мер, направленных на исключение практики предоставления не предусмотренных в установленном порядке преимуществ (неформальных преференций), создания искусственных барьеров, дискриминационного подхода к оказанию государственных услуг, проведения необоснованных проверок, использования административного ресурса в отношении отдельных хозяйствующих субъектов;
- разработка и введение административных регламентов и стандартов предоставления государственных услуг юридическим и физическим лицам;
- обеспечение доступа хозяйствующих субъектов к использованию государственного имущества путем проведения торгов в форме электронного аукциона;
- организация и проведение работы по разъяснению целей и задач конкурентной политики, установленных антимонопольным законодательством требований к хозяйствующим субъектам и их деятельности, а также запретов и последствий их нарушений;
- публикация основных процедур и результатов деятельности;
- совершенствование работы по информированию населения города Москвы, общественных организаций и бизнес-сообщества, в том числе стандартизация требований к работе официальных сайтов органов исполнительной власти города Москвы и государственных учреждений города Москвы.
4. Разработка городских программ развития отдельных отраслей экономики города, в том числе:
- требований к процедурам разработки и согласования органами исполнительной власти города инвестиционных программ на основе публичности и соблюдения принципов конкурентной направленности программ;
- порядка разработки и реализации городских целевых программ, их опубликования и обсуждения, учета мнений и предложений предпринимателей;
- порядка проведения экспертизы действующих городских целевых программ с рассмотрением возможности включения в них мероприятий по развитию конкуренции на соответствующих рынках.
5. Развитие конкуренции в области государственных и муниципальных закупок:
- разработка мер противодействия недобросовестной конкуренции, в том числе необоснованному снижению цен при участии в процедурах размещения государственного заказа города Москвы (демпингу);
- разработка комплекса антикоррупционных мероприятий противодействия недобросовестной конкуренции при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд города Москвы;
- развитие системы закупок, расширение возможностей поиска информации потенциальными участниками размещения государственных заказов о торгах, проводимых государственными заказчиками города Москвы, расширение числа потенциальных участников процедур размещения заказов;
- размещение государственного и муниципального заказа преимущественно путем проведения открытых аукционов в электронной форме;
- расширение перечня конкурентных процедур, проводимых аналогично процедурам по размещению государственных заказов;
- проведение электронных торгов.
6. Развитие конкуренции в сфере деятельности естественных монополий в городе Москве и государственных унитарных предприятий города Москвы:
- установление в пределах полномочий долгосрочных тарифов, обеспечивающих приемлемую норму доходности на вложенный капитал, стимулирующих снижение издержек и поддержание определенного уровня качества услуг;
- повышение эффективности закупочной деятельности субъектов естественных монополий с долей города в уставном капитале и государственных унитарных предприятий города Москвы на основе процедур, аналогичных закрепленным в Федеральном законе от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";
- выделение из сферы деятельности субъектов естественных монополий с долей города в уставном капитале и государственных унитарных предприятий города Москвы отдельных видов работ, которые могут быть произведены сторонними компаниями на конкурентной основе;
- активизация работы по развитию конкуренции в сопряженных с деятельностью субъектов естественных монополий и государственных унитарных предприятий города Москвы сферах, в том числе посредством разделения естественных монополий с долей города в уставном капитале и государственных унитарных предприятий города Москвы на хозяйствующих субъектов, осуществляющих конкурентные и естественно-монопольные виды деятельности. Разработка методик по ведению раздельного учета указанных видов деятельности. Реорганизация государственных унитарных предприятий города Москвы, осуществляющих деятельность в сфере теплоснабжения, водоснабжения, газоснабжения с последующей приватизацией имущества или передачей в концессию.
7. Развитие малого и среднего предпринимательства:
- повышение доступности финансовых ресурсов для хозяйствующих субъектов;
- реализация мероприятий, направленных на снижение административного давления;
- упрощение и удешевление процедуры присоединения к объектам энергетической инфраструктуры и организациям коммунального комплекса;
- повышение доступности объектов недвижимости, находящихся в собственности города Москвы, для малого и среднего предпринимательства;
- стимулирование участия субъектов малого и среднего предпринимательства в выполнении государственных заказов, а также заказов субъектов естественных монополий и государственных унитарных предприятий города Москвы;
- внедрение и развитие единого интернет-портала для публикации справочной информации о возможности получения государственной поддержки;
- расширение мер государственной поддержки в целях вхождения на новые рынки и усиления позиций субъектов малого и среднего предпринимательства на существующих внутренних и внешних рынках товаров, работ, услуг;
- обеспечение защиты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от противоправных поглощений и завладения имущественными правами в рамках действующего российского законодательства;
- расширение мер государственной поддержки в целях формирования и развития кооперационных производственных связей субъектов малого и среднего предпринимательства.
8. Разработка количественных и качественных индикативных показателей результативности конкурентной политики и их мониторинг.
9. Активизация взаимодействия с общественными организациями и представителями бизнес-сообщества, в том числе по вопросам:
- противодействия коррупционным проявлениям;
- выявления объективных потребностей и дополнительных возможностей для развития предпринимательства в городе Москве, а также оценки степени достоверности и достаточности публикуемой органами исполнительной власти города Москвы информации.
10. Меры по активизации межрегионального и международного сотрудничества в области защиты и развития конкуренции
Кроме вышеперечисленных общих мер, направленных на улучшение конкурентной среды в городе Москве, Программа развития конкуренции в городе Москве на 2010-2012 гг. должна содержать отраслевые разделы с основными результатами развития конкуренции и мерами, направленными на развитие конкурентной среды в отдельных отраслях экономики города Москвы:
В сфере жилищно-коммунального хозяйства
(государственный заказчик Программы - Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы)
Основные направления развития конкуренции:
1. Стимулирование энергоэффективности, развитие рынка услуг управляющих компаний и энергосервисных компаний, привлечение эффективных частных операторов к управлению региональной коммунальной инфраструктурой.
2. Формирование системы тарифообразования, направленной на привлечение в отрасль частных инвестиций.
3. Переход к долгосрочным методам тарифного регулирования с применением метода доходности инвестированного капитала.
4. Стимулирование снижения издержек организаций коммунального комплекса.
5. Создание условий для привлечения к управлению региональной собственностью частных организаций, в том числе с использованием механизмов применения концессионных соглашений, передача городского имущества сферы ЖКХ в аренду частным операторам на основе конкурсных процедур с равным доступом для участников рынка.
6. Обеспечение информационной прозрачности деятельности организаций коммунального комплекса путем раскрытия информации о структуре тарифов.
7. Стимулирование создания саморегулируемых организаций в сфере управления жилищным фондом города Москвы.
В топливно-энергетической сфере
(государственный заказчик Программы - Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы)
Основные направления развития конкуренции:
1. Создание стимулов для гарантирующих поставщиков на розничном рынке электроэнергии по оптимизации затрат на покупку электроэнергии с оптового рынка в целях снижения нерегулируемой цены на электроэнергию розничным потребителям.
2. Обеспечение для потребителей информационной открытости деятельности инфраструктурных организаций электроэнергетики, в том числе с учетом необходимости опубликования информации о наличии свободных мощностей для присоединения к электрическим сетям, информации о ходе исполнения инвестиционной программы.
3. Обеспечение свободного и равного доступа всех участников рынка к купле-продаже произведенных нефтяными компаниями нефтепродуктов на всех сегментах рынка (нефтеперерабатывающий завод - опт - розница).
4. Проведение анализа и исключение избыточных административных барьеров при получении разрешений на строительство автозаправочных станций и выделении участков под такое строительство.
5. Переход на принципы выделения земельных участков под строительство автозаправочных станций на аукционах.
На агропродовольственном рынке
(государственный заказчик Программы - Департамент продовольственных ресурсов города Москвы)
Основные направления развития конкуренции:
В качестве приоритетных направлений при разработке Программы приняты создание саморегулируемых организаций и развитие конкуренции в отрасли.
В 2009-2012 годах в целях развития конкуренции необходимо провести работу по следующим направлениям:
1. Оптимизация форм государственного регулирования административного характера, устранение административных барьеров.
2. Расширение видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия, в отношении которых могут проводиться закупочные и товарные интервенции, совершенствование механизма проведения закупочных и товарных интервенций.
3. Создание стимулов для развития товаропроводящих сетей, в том числе структурных логистических звеньев по обеспечению перерабатывающих заводов сельскохозяйственным сырьем и организации сбыта готовой сельскохозяйственной продукции.
4. Расширение практики прямых продаж сельскохозяйственных товаров населению, в том числе через рынки и "ярмарки выходного дня" в городе Москве.
5. Поддержка на конкурентной основе эффективных проектов, направленных на развитие производственной инфраструктуры.
6. Дальнейшее совершенствование организации и проведения отборов организаций и представленных ими программ оптовых поставок продовольствия, инвесторов и инвестиционных (интеграционных) проектов с предоставлением финансовой поддержки из бюджета города.
7. Стимулирование объединений сельхозтоваропроизводителей и обслуживающих отраслей, развитие кооперации, в том числе в целях проведения эффективного диалога с розничными торговыми сетями.
8. Привлечение на конкурентной основе организаций ОПК города Москвы и других субъектов Российской Федерации к размещению государственных заказов с учетом потребностей города Москвы в сельхозпродукции, сырье и продовольствии для оказания стабилизирующего воздействия на продовольственный рынок.
9. Совершенствование и дальнейшее развитие финансовых механизмов, разработка и внедрение с учетом задач по развитию конкуренции новых организационно-финансовых моделей по обеспечению продовольственной безопасности.
10. Увеличение объемов и расширение ассортимента продовольствия, закупаемых для городских нужд, в том числе для городского резерва.
11. Формирование на конкурентных началах Комплексной программы обеспечения продовольственной безопасности города Москвы. Информирование инвесторов - потенциальных участников реализации мероприятий Программы в целях максимального привлечения на конкурентной основе инвестиций в развитие оптового продовольственного комплекса города Москвы.
12. Дальнейшее развитие портала и сайта www.mosprod.ru Департамента продовольственных ресурсов города Москвы. Расширение взаимодействия с региональными и федеральными СМИ.
13. Повышение открытости и прозрачности проводимых процедур отборов организаций, программ, инвесторов, инвестиционных (интеграционных) проектов, процедур размещения государственного заказа.
14. Внесение дополнений в Комплексную программу обеспечения продовольственной безопасности города Москвы на 2010-2012 годы в части включения в нее отдельными разделами вопросов развития конкуренции 2009-2010 гг.
В сфере розничной торговли, общественного питания и бытовых услуг
(государственный заказчик Программы - Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы)
Основные направления развития конкуренции:
1. Содействие развитию инфраструктуры потребительского рынка и услуг, развитие современных продовольственных логистических центров, в том числе с низкотемпературными режимами хранения.
Оптимизация каналов поступления продовольственных и непродовольственных товаров в розничную торговлю города Москвы посредством осуществления комплекса мероприятий по развитию системы товарообеспечения и логистики на потребительском рынке.
2. Интеграция потребительской кооперации в потребительский рынок города Москвы.
3. Создание условий для реализации населению продукции российскими товаропроизводителями (минуя посреднические каналы), в т.ч. за счет расширения ярмарочной торговли. Продолжение работы по сохранению и развитию сельскохозяйственных рынков на территории города Москвы.
4. Организация "ярмарок выходного дня" в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 18 ноября 2008 г. N 1067-ПП "Об утверждении Порядка организации деятельности "ярмарок выходного дня" в городе Москве" в целях реализации межрегиональных соглашений в области торгово-экономического сотрудничества, привлечения на московский рынок отечественных товаропроизводителей для обеспечения москвичей широким ассортиментом продукции.
5. Продолжение работы по достижению уровня обеспеченности населения торговыми площадями, посадочными местами в предприятиях общественного питания и рабочими местами в предприятиях бытового обслуживания, близкого к аналогичным показателям обеспеченности в крупных мегаполисах за рубежом.
6. Обеспечение мониторинга и контроля за динамикой цен на социально значимые продукты питания и т.д.
На строительном рынке
(государственные заказчики Программы - Департамент городского заказа капитального строительства города Москвы, Департамент городского строительства города Москвы, Департамент дорожно-мостового и инженерного строительства города Москвы)
Основные направления развития конкуренции:
1. Упрощение процедуры выдачи разрешений на строительство и участие в разработке технических регламентов, формализующих требования к биологической, химической, промышленной и иным видам безопасности.
2. Снижение некомпенсируемых издержек, возникающих за счет обременений, возлагаемых на застройщиков-инвесторов при жилищном строительстве.
3. Стимулирование строительства новых заводов по производству строительных материалов и техническое перевооружение существующих предприятий путем предоставления им инвестиционных налоговых льгот и снижения административных барьеров при проектировании и строительстве.
4. Создание условий для повышения информационной открытости рынка путем организации доступа к информации о потребностях в цементе для государственных нужд.
5. Применение исключительно аукционного принципа выделения земельных участков под строительство.
По развитию малого и среднего предпринимательства
(государственный заказчик Программы - Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы)
Основные направления развития конкуренции:
1. Продвижение на региональные и международные рынки товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности, производимых и создаваемых субъектами малого и среднего предпринимательства с использованием инструментов прямого маркетинга (проведение деловых миссий в регионы Российской Федерации и зарубежные страны с предварительным анализом региональных рынков, проведением презентаций товаров/услуг московских субъектов малого и среднего предпринимательства).
2. Содействие установлению партнерских связей субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере промышленной кооперации и инновационной деятельности (привлечение субъектов малого и среднего предпринимательства города Москвы к заключению договоров субподряда, в том числе в области инновационной деятельности и промышленного производства, организация переговоров всех участников инновационного процесса, подготовка и проведение презентационных сессий, использование биржевых механизмов, содействие внедрению современных методов организации производства и переходу к международным стандартам менеджмента и сертификации).
3. Продвижение на региональные и международные рынки товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности, производимых и создаваемых субъектами малого и среднего предпринимательства с использованием IТ-технологий.
4. Организация участия субъектов малого и среднего предпринимательства в городских, межрегиональных, международных выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятиях.
5. Организация проведения маркетинговых исследований международных и региональных рынков товаров и услуг для нужд субъектов малого и среднего предпринимательства города Москвы (проведение сбора данных из первичных источников (опросы) и(или) анализа вторичных данных о состоянии товарных и промышленных рынков регионов Российской Федерации и зарубежных стран, подготовка аналитических обзоров и отчетов) с размещение результатов на сайте.
6. Разработка и продвижение коллективных брендов малых и средних производственных предприятий (комплекс мероприятий по разработке юридической и организационной базы использования коллективных брендов, разработке фирменного стиля, рекламных носителей, защиты от подделок, выведению на рынок и продвижению продукции групп малых и средних предприятий под едиными торговыми марками (коллективными брендами).
7. Актуализация, издание и целевое распространение Реестра экспортоориентированных малых производственных предприятий города Москвы (описание конкурентных и технологических преимуществ субъектов Реестра, рассылка Реестра в адрес заинтересованных организаций в Российской Федерации и за рубежом, распространение на деловых межрегиональных и международных мероприятиях).
В сфере здравоохранения, на рынках фармацевтической и медицинской продукции
(государственный заказчик Программы - Департамент здравоохранения города Москвы)
Основные направления развития конкуренции:
1. Упрощение процедур лицензирования, разграничение функций по контролю и надзору в сфере здравоохранения.
Разработка в целях децентрализации лицензирования в сфере здравоохранения и исключения дублирования функций государственного контроля (надзора) в отношении тех хозяйствующих субъектов, деятельность которых подлежит лицензированию, в установленном порядке предложений по передаче полномочий по лицензированию медицинской, фармацевтической деятельности, а также деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, на уровень субъектов Российской Федерации.
2. Оптимизация деятельности государственных унитарных предприятий системы здравоохранения города Москвы.
В сфере легкой промышленности
(государственный заказчик Программы - Департамент науки и промышленной политики города Москвы)
Основные направления развития конкуренции:
1. Поддержка эффективных проектов, направленных на разработку средств распознания контрафактной и фальсифицированной продукции, в том числе на основе конкурсного размещения государственных заказов в организациях прикладной науки.
2. Совершенствование практики выявления контрафактной и фальсифицированной продукции, теневого импорта, включая широкое привлечение для реализации соответствующих мероприятий законопослушных участников рынка потребительских товаров.
3. Продолжение практики правовой защиты организаций легкой промышленности города Москвы от недружеских поглощений.
4. Организация проведения маркетинговых исследований международных и региональных рынков товаров и услуг для нужд московских товаропроизводителей (проведение сбора данных из первичных источников (опросы) и (или) анализа вторичных данных о состоянии товарных и промышленных рынков регионов Российской Федерации и зарубежных стран, подготовка аналитических обзоров и отчетов).
На рынках финансовых услуг
(государственный заказчик Программы - Департамент финансов города Москвы)
Основные направления развития конкуренции:
1. Опубликование информации об адресах пунктов обмена валюты, зарегистрированных в МГТУ Банка России, и поддержание данной информации в актуальном состоянии, обращение в этих целях в Центральный Банк Российской Федерации с предложением о раскрытии и поддержании в актуальном состоянии информации о валютообменных пунктах в городе Москве.
2. Формирование перечня организаций финансовой сферы, где Правительство Москвы имеет пакет акций (долю в уставном капитале), и анализ участия этих организаций в торгах, проводимых Правительством Москвы, а также договоров, заключенных этими организациями с органами власти города Москвы.
3. Изучение возможности расширения на конкурсной основе числа банков, принимающих участие в реализации программы "Социальная ипотека" и проекта "Социальная карта москвича".
4. Ежегодное проведение торгов (с разбивкой на лоты) на право размещения временно-свободных средств бюджета города Москвы на банковских депозитах.
В сфере государственных закупок
(государственный заказчик Программы - Департамент города Москвы по конкурентной политике)
Основные направления и меры по развитию конкуренции в сфере размещения государственного заказа города Москвы:
1. Разработка и принятие мер по исключению корыстной или иной личной заинтересованности должностных лиц органов и организаций, являющихся государственными (муниципальными) заказчиками, обеспечению объективности и беспристрастности при определении поставщиков, по противодействию неэффективному либо неправомерному использованию бюджетных средств при размещении государственного заказа города Москвы.
В частности, предупреждение возникновения ситуаций, когда поставщик товара не выполняет всех обязанностей, установленных государственным контрактом, а заказчик производит оплату за те товары или работы, которые фактически не поставлены или не выполнены, либо иным образом нарушает порядок оплаты за счет бюджетных средств, в том числе не применяет предусмотренные государственным контрактом штрафные санкции.
2. Разработка мер по предотвращению возможности сговоров участников процедур размещения государственных заказов и необоснованного снижения цены государственных контрактов.
3. Переход при размещении государственных заказов на электронные аукционы.
В сфере проведения конкурсов и аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного имущества
В сфере использования нежилых помещений, переданных органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий города Москвы
(государственные заказчики Программы - Департамент имущества города Москвы, Департамент семейной и молодежной политики города Москвы, Комитет общественных связей города Москвы, Департамент территориальных органов исполнительной власти города Москвы во взаимодействии с Советом муниципальных образований города Москвы)
Основные направления развития конкуренции:
1. Проведение мониторинга практики проведения конкурсов на предоставление муниципалитетами помещений негосударственным некоммерческим организациям для организации досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства.
2. Проведение круглых столов для руководителей органов местного самоуправления и руководителей негосударственных некоммерческих организаций по совершенствованию процедуры проведения конкурсов, критериев оценки заявок участников конкурсов.
В сфере культуры (в том числе в организации и проведения культурно-массовых мероприятий)
(государственный заказчик Программы - Департамент культуры города Москвы)
Основные направления развития конкуренции:
1. Дальнейшее повышение прозрачности деятельности, включая публикацию основных процедур и результатов деятельности. Публичная оценка деятельности учреждений культуры.
2. Расширение практики размещения государственных заказов на организацию и проведение культурно-массовых мероприятий на основе конкурентных процедур.
3. Обеспечение применения электронных технологий, направленных на автоматизацию и упрощение взаимодействия участников рынка с регулирующими органами.
4. Организация мер, направленных на снижение информационных барьеров для участников.
5. Организация и проведение работы по разъяснению целей и задач конкурентной политики, установленных антимонопольным законодательством требований к хозяйствующим субъектам и их деятельности, а также запретов и последствий их нарушений.
В сфере физической культуры и спорта
(государственный заказчик Программы - Департамент физической культуры и спорта города Москвы)
Основные меры по развитию конкуренции:
- создание и ведение городского реестра физкультурно-спортивных организаций города Москвы;
- создание системы мониторинга содержания и качества физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг в городе Москве;
- создание условий для стандартизации в области физической культуры и спорта, осуществление мероприятий по развитию систем добровольной сертификации в области физической культуры и спорта в городе Москве;
- развитие системы информирования жителей города Москвы в области физической культуры и спорта, в том числе по вопросам предоставления физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг, обеспечение доступности внедрения в указанную систему для физических и юридических лиц, предоставляющих соответствующие услуги;
- продолжение практики проведения конкурсов общественных инициатив в области развития физической культуры и спорта с последующим субсидированием их реализации победителями за счет средств бюджета города Москвы.
В сфере размещения наружной рекламы
(государственный заказчик Программы - Комитет рекламы, информации и оформления города Москвы)
Основные направления развития конкуренции:
1. Оптимизация форм государственного регулирования административного характера, устранение административных барьеров.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 9 июня 2009 г. N 541-ПП "О совершенствовании механизма реализации прав собственника имущества государственных унитарных предприятий города Москвы в условиях их реформирования и повышении уровня ответственности и мотивации деятельности руководителей предприятий" разработать предложения по реформированию ГУП "Городская реклама и информация", подведомственного Комитету рекламы, информации и оформления города Москвы.
2. Изучение опыта проведения структурных реформ, стратегии развития рекламной отрасли в субъектах Российской Федерации и зарубежных странах.
3. Проведение комплексного анализа и совершенствование нормативных правовых актов Правительства Москвы, регламентирующих вопросы размещения рекламы и информации на территории города Москвы, на предмет исключения норм, в той или иной степени ограничивающих конкуренцию хозяйствующих субъектов.
4. Включение при разработке проекта Городской целевой программы развития рекламы, информации и оформления города Москвы на 2011-2013 годы отдельного раздела, предусматривающего комплекс мероприятий по развитию конкурентной среды столичной рекламной отрасли.
5. В рамках межрегиональных форумов по проблемам рекламно-информационной и оформительской деятельности, а также научно-практических конференций, предусмотреть включение в программы межрегиональных мероприятий отдельных семинаров и/или круглых столов по вопросам развития конкуренции в рекламной отрасли.
Кроме вышеперечисленных отраслевых разделов Программа развития конкуренции в городе Москве на 2010-2012 гг. должна содержать отраслевые разделы с основными результатами развития конкуренции и мерами, направленными на развитие конкурентной среды.
В сфере транспорта
(государственный заказчик Программы - Департамент транспорта и связи города Москвы)
В сфере информационно-коммуникационных технологий
(государственный заказчик Программы - Управление информатизации города Москвы с участием Департамента транспорта и связи города Москвы)
В сфере услуг образования
(государственный заказчик Программы - Департамент образования города Москвы)
Общественный контроль за формированием и реализацией Программы развития конкуренции в городе Москве
Разработка и реализация Программы должна осуществляться при активном участии общественных организаций и бизнес-сообщества. К числу важнейших направлений Программы, реализация которых должна строится на принципах такого сотрудничества, относятся:
- внедрение процедуры общественной экспертизы и предварительной оценки последствий принятия городских законов и распорядительных документов Правительства Москвы, направленной на уменьшение риска их негативного влияния на конкуренцию, устранение произвола чиновников, коррупции;
- повышение прозрачности размещения городского заказа и инвестиционных торгов за счет участия представителей общественных объединений московских предпринимателей в работе конкурсных комиссий, экспертных групп, методических советов, и т.п.;
- определение требований и обеспечение общественного контроля за полнотой, достоверностью, своевременностью и доступностью информации о московских торгах с точки зрения возможности ее использования потенциальными поставщиками, расширения числа участников и повышения эффективности конкурентных процедур;
- привлечение к осуществлению контрольных функций в системе организации и проведения городских торгов общественных объединений московских предпринимателей;
- совершенствование механизмов учета надежности и деловой репутации участников торгов, разработка соответствующих методик и обобщение правоприменительной практики, внедрение на этой основе мер по противодействию недобросовестной конкуренции, в т.ч. ценовому демпингу, конкурсному рейдерству и т.п.;
- закрепление в практике хозяйственной деятельности обычаев делового оборота, стимулирующих добросовестное поведение субъектов на рынке;
- содействие устранению административных барьеров и доминирующего положения монополистов, расширению участия в торгах и доступа к финансовым ресурсам предприятий среднего и малого бизнеса Москвы;
- развитие межрегионального и международного сотрудничества применительно к расширению состава участников городских торгов и участию московских организаций в размещении заказа в других субъектах Российской Федерации, экспорту продукции и услуг на зарубежные рынки, использование возможностей сотрудничества общественных организаций, в частности, системы ТПП (информационное обеспечение, конгрессно-выставочная деятельность и т.п.);
- обеспечение информационной поддержки и пропаганды мероприятий Программы;
- формирование интегрированной оценки столичным бизнес-сообществом хода реализации Программы, степени развития конкуренции в различных отраслях городского хозяйства (обратная связь), возможно с присуждением общественной награды лучшим заказчикам.
Для реализации указанных направлений предусматривается формирование общественной инфраструктуры поддержки добросовестной конкуренции в городе Москве.
Для координации деятельности общественных организаций и бизнес-сообщества с работой органов исполнительной власти города Москвы по развитию конкуренции предусматривается создание Общественного совета по развитию конкуренции в городе Москве.
Внесение на рассмотрение Правительства Москвы Положения об Общественном совете по развитию конкуренции в городе Москве будет осуществлено в ходе подготовки к рассмотрению Правительством Москвы Программы развития конкуренции в городе Москве на 2010-2012 гг.
Программа работ по развитию конкуренции в городе Москве
1. В ходе разработки Программы развития конкуренции в городе Москве на 2010-2012 гг. предполагается разработать показатели развития конкуренции в отраслях и периодичность представления данных по ним во взаимосвязи с целевыми отраслевыми программами.
При этом отраслевые разделы программы развития конкуренции должны быть раскрыты в соответствии с разделом концепции "Общие меры, направленные на улучшение конкурентной среды в городе Москве". В ходе доработки в каждый из них необходимо в обязательном порядке включить анализ факторов, препятствующих развитию конкуренции, и мер по их устранению в каждой конкретной отрасли, а также перечень отраслевых показателей развития конкуренции.
2. Мероприятия по реализации Программы развития конкуренции в городе Москве на 2010-2012 гг. предполагается осуществлять в два этапа.
На первом этапе предусматривается проведение первоочередных мероприятий по развитию конкуренции в городе Москве, направленных на формирование единых общегородских требований и методических подходов к развитию конкуренции, а также системы отраслевых показателей развития конкуренции и разработки методики их мониторинга. Это также позволит обеспечить единство подходов к решению вопросов развития конкуренции в различных отраслях городского хозяйства.
Продолжительность этапа: до 1 июля 2010 г.
Завершается этап докладом Правительству Москвы о ходе исполнения Перечня первоочередных мероприятий по развитию конкуренции в городе Москве.
Второй этап предполагает реализацию Программы развития конкуренции в городе Москве на 2010-2012 гг.
Продолжительность этапа: 1 июля 2010 г. - 31 декабря 2012 г.
Завершается этап подготовкой к рассмотрению Правительством Москвы Программы развития конкуренции в городе Москве на 2013-2015 гг.
Формы и методы управления реализацией Программы
В систему управления реализацией Программы предлагается включить следующие рабочие органы:
1. Государственный заказчик - координатор Программы в лице Департамента города Москвы по конкурентной политике.
2. Рабочая группа по разработке Программы развития конкуренции в городе Москве на 2010-2012 гг. - коллегиальный орган при Правительстве Москвы по вопросам разработки стандартов развития конкуренции в городе Москве.
3. Система заказчиков Программы, включающая в свой состав помимо государственного заказчика - координатора Программы государственных заказчиков по отдельным мероприятиям Программы.
Государственный заказчик Программы размещает городской государственный заказ на услуги и работы, осуществляет функции по технической координации и контролю исполнения Программы, организует выполнение мероприятий организационного, научного и информационного обеспечения реализации Программы.
Государственный заказчик-координатор осуществляет координацию деятельности государственных заказчиков и других участников реализации Программы по выполнению мероприятий Программы, формирует проекты ежегодных планов и предложений по приоритетным направлениям и мероприятиям Программы на очередной год, согласовывает конкурсную документацию при проведении конкурсов по выбору исполнителей и начальные (максимальные) цены программных мероприятий и проектов Программы.
Государственные заказчики Программы представляют заказчику-координатору Программы отчеты о ходе выполнения программных мероприятий за отчетный период и об ожидаемом выполнении за год.
Государственный заказчик - координатор Программы:
- организует работу рабочей группы по разработке программы развития конкуренции в городе Москве на 2010-2012 гг.;
- осуществляет мониторинг хода реализации Программы, представляет первому заместителю Мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководителю Комплекса экономической политики и развития города Москвы отчет о ходе выполнения программных мероприятий за отчетный период.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.