14 марта, 18 апреля 2006 г.
Исполнение бюджета города Москвы в 2002 году характеризуется стабильным выполнением показателей, утвержденных Законом города Москвы от 23 ноября 2001 года N 60 "О бюджете города Москвы на 2002 год". Доходная часть бюджета исполнена на 102,1 процента, дополнительно получено 5,7 млрд. рублей. В соответствии с объемами выполненных работ, проведенными мероприятиями и затратами на текущее содержание бюджетных учреждений бюджетные расходы профинансированы на уровне 97,3 процента.
Первоначально утвержденные бюджетные показатели уточнялись в течение 2002 года с учетом мобилизации дополнительных доходов и выделения субвенций из федерального бюджета, а также в целях определения направлений использования свободного остатка бюджетных средств на начало года и перераспределения бюджетных ассигнований по предложениям главных распорядителей средств бюджета. Это позволило в ходе исполнения бюджета решить ряд неотложных и дополнительных задач по финансовому обеспечению города. Внесение указанных изменений проводилось в строгом соответствии с порядком, установленным бюджетным законодательством.
Стабильному исполнению бюджета 2002 года способствовала работа, проводимая органами исполнительной власти, налоговыми и другими контролирующими органами по максимальному привлечению бюджетных ресурсов и их целевому расходованию.
Доходная часть бюджета была пополнена за счет отмены целого ряда налоговых льгот. На формировании доходной базы положительным образом сказалось сокращение на 1,2 млрд. рублей задолженности по платежам в бюджет, в том числе за счет использования механизма ее реструктуризации и списания долгов, признанных в установленном порядке безнадежными ко взысканию.
Значительная часть дополнительных средств, полученных в 2002 году, приходится на долю неналоговых доходов, с превышением утвержденных показателей исполнены доходы от сдачи в аренду государственного имущества города Москвы и продажи права аренды земельных участков, более чем в 2 раза увеличились поступления в виде процентов от предоставления бюджетных кредитов.
Комплексами городского управления Правительства Москвы, отраслевыми департаментами, комитетами и управлениями уделялось особое внимание вопросам экономии бюджетных средств за счет проведения конкурсов на выполнение городского заказа, установления лимитов потребления тепловой и электрической энергии. Усилению контроля за целевым расходованием бюджетных ассигнований способствовало существенное увеличение бюджетополучателей, переведенных на финансирование расходов через органы Московского городского казначейства.
Определенные меры приняты по совершенствованию заемной политики города, в первую очередь в части поэтапного перехода к режиму единого заемщика. Это позволило в течение 2002 года более оперативно и с учетом реальных потребностей по финансированию расходов осуществлять привлечение заемных ресурсов. В результате весьма существенно сокращены расходы по обслуживанию долговых обязательств города Москвы, а также сокращен на 3 млрд. рублей общий объем заимствований, утвержденный в первоначальных бюджетных показателях на 2002 год. Предельные параметры, определенные Бюджетным кодексом Российской Федерации по долговым обязательствам и их обслуживанию, выдержаны.
В соответствии с требованиями бюджетного законодательства Правительство Москвы постановлением от 29 апреля 2003 года N 312-ПП "О проекте закона города Москвы "Об исполнении бюджета города Москвы за 2002 год" одобрило основные параметры исполнения бюджета 2002 года и направило указанный законопроект в Московскую городскую Думу.
Контрольно-счетной палатой Москвы по результатам внешней проверки отчета об исполнении бюджета города Москвы за 2002 год в целом сделан вывод о его соответствии структуре закона о бюджете и бюджетной классификации, принятых при утверждении бюджета, а также требованиям Министерства финансов Российской Федерации по представлению годовой бюджетной отчетности.
Вместе с тем, результаты контрольных мероприятий, проведенных контролирующими органами Правительства Москвы, а также Контрольно-счетной палатой Москвы, включая внешнюю проверку отчета об исполнении бюджета города Москвы за 2002 год, свидетельствуют о наличии недостатков и нарушений при исполнении бюджетных показателей города Москвы в 2002 году.
Так, Главным управлением государственного финансового контроля города Москвы в числе продолжающих иметь место нарушений отмечается использование бюджетных средств на цели, не предусмотренные сметой расходов, перемещение бюджетных назначений сверх предельного уровня, оплата работ и услуг при отсутствии или по неправильно оформленным документам, нарушение порядка конкурсного размещения городского заказа и завышение норм и расценок при оплате выполненных работ.
Контрольно-ревизионным управлением в г.Москве Министерства финансов Российской Федерации по бюджетным учреждениям города отмечается превышение установленных тарифных ставок и должностных окладов, содержание сверхштатных единиц, завышение расценок по капитальному ремонту, вывозу мусора и другим видам работ.
В ходе контрольных проверок со стороны финансовых органов города Москвы значительные суммы нарушений выявлены уже на стадии составления смет доходов и расходов бюджетных учреждений, а в порядке последующего контроля - факты незаконного и нецелевого расходования бюджетных средств по различным основаниям.
В материалах внешней проверки отчета об исполнении бюджета города Москвы за 2002 год Контрольно-счетной палатой Москвы отмечено нарушение Департаментом имущества города Москвы бюджетной классификации в части зачисления неналоговых доходов и средств от продажи имущества, находящегося в собственности города Москвы. В качестве общего замечания по расходованию бюджетных средств также отмечено наличие фактов неэффективного их расходования и необоснованного образования как дебиторской, так и кредиторской задолженности по работам, выполняемым в рамках городского заказа.
Рассмотрев итоги исполнения бюджета города Москвы за 2002 год с учетом контрольных мероприятий, проведенных в рамках осуществления государственного финансового контроля и внешней проверки отчета об исполнении бюджета города Москвы, Правительство Москвы постановляет:
1. Признать, что исполнение показателей, утвержденных в бюджете города Москвы на 2002 год, обеспечило стабильное функционирование всех систем жизнеобеспечения города. Отчет об исполнении бюджета города Москвы за 2002 год в целом соответствует положениям Закона города Москвы от 23 ноября 2001 года N 60 "О бюджете города Москвы на 2002 год".
2. В порядке устранения недостатков и нарушений, отмеченных внешней проверкой отчета об исполнении бюджета города Москвы за 2002 год:
2.1. Департаменту имущества города Москвы:
2.1.1. До 1 декабря 2003 года закрыть счета по аккумулированию неналоговых доходов и доходов от продажи имущества, открытые в коммерческих банках, и обеспечить перечисление средств на счета по исполнению бюджета города Москвы, открытые Департаменту финансов города Москвы, в соответствии с их принадлежностью статьям бюджетной классификации.
2.1.2. Не допускать зачисление плательщиками средств от использования и продажи государственного имущества минуя счета по исполнению бюджета города Москвы, открытые Департаменту финансов города Москвы.
2.1.3. Обеспечить в 2003-2004 годах доработку программных продуктов, используемых для учета операций по управлению имуществом города Москвы, с целью консолидации разрозненных баз данных на основе Единого реестра собственности города Москвы, и включение в них стоимостных и объемных характеристик соответствующих объектов.
2.2. Комитету государственных заимствований города Москвы при подготовке распорядительных документов по выпуску облигационных городских займов предусматривать конкретные условия эмиссии и обращения городских облигаций, в первую очередь в части возможности получения владельцами облигаций дохода по ним в форме дисконта и периодических купонных выплат.
2.3. Руководителям комплексов городского управления, департаментов, комитетов, управлений и префектам административных округов города Москвы при расходовании средств бюджета города Москвы обеспечить безусловное соблюдение положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и нормативных правовых актов города Москвы по размещению городского заказа на поставку товаров, производство работ, оказания услуг исключительно на конкурсной основе.
2.4. Главным распорядителям средств бюджета города Москвы одновременно с отчетом об исполнении бюджетных показателей за 2003 год представить в Департамент финансов города Москвы информацию об объемах бюджетных средств, использованных на оплату товаров, работ и услуг, выполненных на конкурсной основе.
Департаменту финансов города Москвы до 1 января 2004 года направить главным распорядителям бюджетных средств форму представления указанной информации и во II квартале 2004 года доложить Мэру Москвы результаты ее обобщения.
2.5. Департаменту экономической политики и развития города Москвы совместно с Департаментом финансов города Москвы до конца 2003 года представить на утверждение Правительства Москвы порядок финансового обеспечения исполнения Адресной инвестиционной программы города Москвы (включая порядок ее уточнения и изменения в ходе реализации).
См. Положение о порядке формирования и финансового обеспечения Адресной инвестиционной программы г. Москвы в части строительства и реконструкции объектов государственного заказа г. Москвы, утвержденное постановлением Правительства Москвы от 14 октября 2008 г. N 954-ПП
2.6. Главным распорядителям и распорядителям бюджетных средств совместно с получателями бюджетных средств по итогам исполнения бюджета города Москвы за 9 месяцев 2003 года провести уточнение объемов работ, выполняемых за счет предусмотренных на 2003 год бюджетных ассигнований, имея в виду недопущение на 1 января 2004 года образования необоснованной как дебиторской, так и кредиторской задолженности.
О проведенной работе доложить руководителю соответствующего комплекса городского управления Правительства Москвы не позднее 15 ноября 2003 года.
2.7. Принять к сведению, что постановлением Правительства Москвы от 22 июля 2003 года N 582-ПП "Об организации конкурса на право выполнения функций уполномоченного органа Департамента финансов города Москвы по проверке финансового состояния получателей бюджетных кредитов, обеспечения их целевого использования" установлено положение о порядке финансовой проверки организаций, претендующих на получение бюджетных кредитов.
3. Утратил силу.
См. текст пункта 3
4. Обратить внимание руководителей комплексов городского управления Правительства Москвы, департаментов, комитетов, управлений и префектов административных округов города Москвы на продолжающие иметь место факты необоснованного, нецелевого и нерационального расходования средств бюджета города Москвы, а также на необходимость принятия дополнительных мер по устранению и недопущению в дальнейшем недостатков и нарушений, выявленных Контрольно-счетной палатой Москвы и контролирующими органами исполнительной власти города Москвы.
5. В целях усиления контроля за целевым и эффективным расходованием бюджетных средств в отраслях городского хозяйства руководителям комплексов городского управления Правительства Москвы, департаментов, комитетов, управлений и префектам административных округов города Москвы:
5.1. В части усиления предварительного контроля обеспечить формирование и утверждение смет расходов бюджетных учреждений, а также заключение договоров на выполнение работ в рамках городского заказа в строгом соответствии с утвержденными нормативными показателями (штатная численность, должностные оклады, нормы расходов, тарифы и расценки) и объемами бюджетных ассигнований.
5.2. В части обеспечения текущего контроля - провести с получателями бюджетных средств необходимую работу по надлежащему оформлению документации, являющейся основанием для финансирования бюджетных расходов.
5.3. В части реализации мероприятий по осуществлению последующего контроля уделять особое внимание вопросам соблюдения условий заключенных договоров и контрактов по выполнению городского заказа, а также всесторонне анализировать факты превышения предусмотренных в них объемов работ и стоимостных показателей, в необходимых случаях применять меры дисциплинарного и материального воздействия на нарушителей финансовой дисциплины.
5.4. При расходовании бюджетных средств активнее использовать форму бюджетного кредитования, обеспечивая при этом осуществление оперативного контроля за использованием средств по целевому направлению, а также строгое соблюдение сроков возврата предоставленных бюджетных ресурсов, не допуская необоснованного их продления.
5.5. При формировании направлений расходования бюджетных средств в 2004 году в пределах выделенных ассигнований определить перечень конкретных мероприятий и программ, обеспечиваемых бюджетным финансированием в 2004 году, с учетом их значимости и приоритетности, исключив практику внесения в течение финансового года предложений по дополнительному выделению бюджетных средств, в том числе и за счет средств резервного фонда.
5.6. Утратил силу.
См. текст пункта 5.6
6. В целях оптимизации расходов на государственное управление Департаменту имущества города Москвы в двухмесячный срок пересмотреть нормативы выделения площади на одного работника в органах исполнительной власти города Москвы в зависимости от выполняемых функций, с учетом служебной и вспомогательной площади, а также действующих в настоящее время санитарных норм, отражающих требования предоставления помещений для пользователей ПЭВМ.
7. В порядке дальнейшего развития программно-целевого принципа формирования и исполнения бюджетных показателей:
7.1. Принять к сведению, что в проект закона города Москвы "О бюджете города Москвы на 2004 год" включено отдельное приложение об объемах бюджетного финансирования в разрезе целевых городских программ.
7.2. Департаменту финансов города Москвы при формировании сводной бюджетной росписи присвоить целевым программам, предусмотренным законом о бюджете на 2004 год, дополнительные коды бюджетной классификации.
7.3. Главным распорядителям, распорядителям и получателям бюджетных средств обеспечить обособленный учет средств, направляемых на финансирование целевых городских программ, и сбалансированность объемов выполняемых работ и финансовых ресурсов при их реализации.
7.4. Департаменту экономической политики и развития города Москвы совместно с Департаментом финансов города Москвы и отраслевыми департаментами, комитетами и управлениями продолжить работу по оптимизации перечня программ, имеющих целевой характер и подлежащих финансированию из бюджета города Москвы.
Соответствующие предложения учесть при формировании проекта бюджета города Москвы на 2005 и последующие годы.
7.5. Комплексу по экономической политике и развитию Правительства Москвы совместно с Департаментом экономической политики и развития города Москвы и Департаментом финансов города Москвы в первом полугодии 2004 года проанализировать практику применения Закона города Москвы от 11 июля 2001 года N 34 "О государственных целевых программах в городе Москве", включая вопросы его финансового обеспечения, и представить результаты проделанной работы Мэру Москвы.
8. Главным распорядителям бюджетных средств до конца текущего года проанализировать действующую систему учета средств, выделяемых из бюджета города Москвы в форме дотаций (субвенций, субсидий) и связанных с применением цен и тарифов, подлежащих государственному регулированию, в целях исключения фактов необоснованной уплаты налогов с этих сумм.
9. Предоставить Департаменту финансов города Москвы право не принимать к рассмотрению предложения о расходовании средств резервного фонда в случаях непредставления департаментами, комитетами и управлениями информации о наличии экономии в расходовании утвержденных ассигнований, отсутствия сметы и расчетов при обосновании запрашиваемых дополнительных средств, а также без согласования этого вопроса с руководителем соответствующего комплекса городского управления.
10. Считать важнейшим направлением деятельности органов исполнительной власти города Москвы в области совершенствования системы исполнения бюджетных показателей безусловное выполнение установленных сроков внедрения казначейского принципа аккумуляции доходов и расходования бюджетных ресурсов.
11. Департаменту экономической политики и развития города Москвы принять дополнительные меры к неукоснительному соблюдению сроков проектирования и создания первой очереди автоматизированной информационной системы управления бюджетным процессом (АИС УБП) и сдаче ее в эксплуатацию не позднее 1 июля 2004 года.
12. Управлению бюджетного планирования и городского заказа города Москвы и Департаменту финансов города Москвы до конца 2003 года обеспечить перевод получателей бюджетных средств Комитета общественных связей города Москвы и Комитета межрегиональных связей города Москвы на казначейский метод исполнения бюджета, а также открытие лицевых счетов для финансирования расходов организаций образования и культуры.
13. Определить в качестве дополнительных мер по усилению контроля за поступлением и расходованием средств бюджета города Москвы:
13.1. Разработку проекта закона города Москвы "Об административной ответственности за нарушение бюджетного законодательства".
Заместителю Мэра Москвы в Правительстве Москвы Петрову А.В. совместно с отделом законопроектных работ Правительства Москвы Центра законотворчества Москвы и Департаментом финансов города Москвы до 1 июля 2004 года разработать и представить на рассмотрение Правительства Москвы проект указанного закона.
13.2. Разработку проекта закона города Москвы "О детализации бюджетной классификации Российской Федерации".
Департаменту финансов города Москвы до 1 мая 2004 года разработать и представить на рассмотрение Правительства Москвы проект указанного закона.
13.3. Создание в городе Москве единой системы учета договоров и контрактов, заключаемых в рамках городских заказов и программ.
Руководителям департаментов, комитетов, главных управлений, управлений и префектам административных округов города Москвы до 15 ноября 2003 года представить в Комплекс экономической политики и развития Правительства Москвы предложения о принципах формирования и ведения реестров договоров и контрактов, заключаемых в рамках городских заказов.
Руководителю Комплекса экономической политики и развития Правительства Москвы до конца 2003 года представить на рассмотрение Правительства Москвы обобщенные предложения по формированию и порядку ведения единых городских реестров договоров и контрактов главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств.
13.4. Расширение практики осуществления контрольных мероприятий по проверке конкретных направлений расходования бюджетных средств или комплексной проверке типовых учреждений (организаций) в целях выработки на их основе соответствующих мер организационного и нормативного характера.
Главному управлению государственного финансового контроля города Москвы при формировании координационного плана контрольной работы предусмотреть проведение соответствующих проверок.
13.5. Департаменту финансов города Москвы в I квартале 2004 года рассмотреть возможность введения режима обязательного согласования с Мэром Москвы предложений главных распорядителей об уменьшении бюджетных ассигнований по статьям расходов, признанных приоритетными при формировании проекта бюджета, в пользу других направлений расходования бюджетных средств.
13.6. Исключить практику заключения инвестиционных контрактов, предусматривающих замену причитающихся бюджету города Москвы финансовых средств выполнением натурального объема работ, а также недостаточно обоснованного предоставления отсрочек по уплате средств в бюджет при совершении сделок с государственным имуществом города Москвы, включая землю.
13.7. Руководителю Комплекса экономической политики и развития Правительства Москвы совместно с другими комплексами городского управления в I квартале 2004 года внести на рассмотрение Мэра Москвы предложения по упорядочению и совершенствованию системы страхования и оценки государственного имущества города Москвы.
14. Признать необходимым, начиная с 2005 года, осуществлять формирование соответствующих показателей прогноза социально-экономического развития и проекта бюджета города Москвы исходя из возможных вариантов прогнозируемой конъюнктуры мировых цен на нефть и другие сырьевые ресурсы.
15. Департаменту экономической политики и развития города Москвы совместно с Департаментом финансов города Москвы до 15 января 2004 года внести на рассмотрение Мэра Москвы предложения по реализации пункта 14 настоящего постановления.
16. Департаменту финансов города Москвы при рассмотрении проекта закона города Москвы "Об исполнении бюджета города Москвы за 2002 год" в Московской городской Думе учесть согласованные предложения Контрольно-счетной палаты Москвы по итогам внешней проверки отчета.
17. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Вице-мэра Москвы, первых заместителей и заместителей Мэра Москвы в Правительстве Москвы в соответствии с распределением их обязанностей, а в целом - на министра Правительства Москвы Коростелева Ю.В.
О ходе выполнения настоящего постановления доложить Правительству Москвы в I квартале 2004 года.
И.о. Мэра Москвы |
В.П.Шанцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Москвы от 28 октября 2003 г. N 913-ПП "Об итогах исполнения бюджета города Москвы за 2002 год с учетом результатов проверки Контрольно-счетной палатой Москвы"
Текст постановления опубликован в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы", декабрь 2003 г., N 67 (дата выхода в свет 19.11.03)
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Москвы от 24 августа 2010 г. N 730-ПП
Постановление Правительства Москвы от 18 апреля 2006 г. N 259-ПП
Постановление Правительства Москвы от 14 марта 2006 г. N 185-ПП