Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 3
к постановлению Правительства Москвы
от 27 июля 2010 г. N 643-ПП
Требования
к доступности информации о конкурентных процедурах и иных конкурентных действиях, раскрываемой органами исполнительной власти города Москвы на официальных сайтах
1. Введение
Одним из основополагающих принципов развития конкуренции является обеспечение равного доступа к информации о деятельности органов исполнительной власти города Москвы юридическим лицам. Возможность своевременно и оперативно получать информацию о новых законодательных и нормативно-правовых актах, отраслевых и территориальных планах и программах развития, информацию о государственном заказе, проведении конкурентных процедур, участии в общегородских мероприятиях должна быть предоставлена любому юридическому лицу как обеспечение его основных гражданских прав. Равный доступ к информации является гарантией одинаковых возможностей развития организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Равный доступ к информации означает возможность рядового пользователя найти необходимую информацию на сайте органа исполнительной власти города Москвы, не обладая специфическими (сугубо техническими) навыками. Каждый пользователь с минимальным уровнем владения компьютером, используя общеупотребительные слова, должен иметь возможность получить требуемую информацию.
2. Перечень нормативных документов:
- Конституция Российской Федерации;
- Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации";
- Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции";
- Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления";
- приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 16 ноября 2009 г. N 470 "О требованиях к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти";
- постановление Правительства Москвы от 3 марта 2009 г. N 146-ПП "О размещении органами исполнительной власти города Москвы информации о проведении конкурентных процедур в городе Москве";
- постановление Правительства Москвы от 29 декабря 2009 г. N 1480-ПП "О мерах по развитию конкуренции в городе Москве на 2010-2012 гг.".
3. Общие положения
Информация, публикуемая на официальных сайтах органов исполнительной власти города Москвы, должна соответствовать следующим принципам:
3.1. Должна быть доступной (возможность быть найденной).
3.2. Должна быть актуальной (возможность быть полученной своевременно).
3.3. Должна быть сохраняемой (возможность пользоваться информацией после окончания срока актуальности).
3.4. Должна быть открытой (возможность доступа к информации без использования специальных технических средств и специального программного обеспечения).
3.5. Должна быть понятной (возможность быть понятой целевым пользователем информации).
4. Общие требования
4.1. В целях раскрытия органами исполнительной власти города Москвы информации о конкурентных процедурах и иных конкурентных действиях на официальных сайтах и сайтах органов исполнительной власти города Москвы должна быть обеспечена доступность соответствующей информации. Доступность достигается путем последовательного перехода по гиперссылкам, начиная с главной страницы официального сайта, с общим количеством таких переходов не более пяти.
4.2. Информация, размещенная на страницах официального сайта, должна быть также доступна с помощью локальных поисковых систем на запросы по ключевым словам, вводимым пользователями в формах поиска.
4.3. Максимальное время загрузки страниц сайта в ответ на действия пользователя должно быть не более 10 секунд.
4.4. Изложение информации на сайте должно помогать пользователю быстро и эффективно ориентироваться на сайте. В этих целях размещение информации на сайте рекомендуется разбивать на три уровня: краткий, охватываемый взглядом заголовок, краткий вводный абзац и полная версия документа. При этом заголовок и краткий вводный абзац не должны заменять полную версию документа, вне зависимости от того, насколько они объемны.
5. Требования к формату документа
5.1. Информация должна быть размещена в виде текста в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат"), а также дополнительно к гипертекстовому формату в виде файлов в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра ("документ в электронной форме").
5.2. Язык текстов должен быть максимально понятным и простым - это обеспечивает доступность сайта и помогает пользователям "сканировать" текст в поисках нужной им информации.
5.3. Современный сайт государственного учреждения должен иметь стилистическое руководство для редактирования текстов в целях обеспечения максимального воздействия на читателя. Такое руководство поможет выдержать единый стиль и качество текстов на всем сайте, определяя варианты написания тех или иных терминов, например: "Интернет" пишется с большой буквы, а "веб-сайт" - через дефис.
5.4. Для облегчения поиска и чтения информации на странице документа необходимо:
- выделять ключевые слова, например, посредством гиперссылок и вариантами выделения (полужирный шрифт) и цветом;
- разделять содержание документа на смысловые подзаголовки;
- оформлять текст в виде маркированных или нумерованных списков;
- в одном абзаце должна содержаться одна мысль;
- ключевая информация должна содержаться в начале абзаца.
Пользователи могут пропустить детали и подробности, если они не заинтересовались первыми словами абзаца.
5.5. Документ, размещенный на сайте, должен сопровождаться формами ввода, позволяющими пользователю:
- задать вопрос или запросить пояснения;
- оценить качество, полезность и востребованность информации;
- высказать свои предложения по совершенствованию (дополнению, или переработке) представленной информации.
5.6. В случае обнаружения пользователем ошибок, у него должна быть простая возможность сообщить об этом администратору сайту.
5.7. Информация, представленная на сайте, должна сопровождаться контекстными гиперссылками на связанные с ней документы.
5.8. Документы в формате HTML, объем которых превышает 10-15 страниц, должны быть разделены по главам и статьям на отдельные документы, содержащие перекрестные навигационные гиперссылки, гиперссылку на оглавление, а также ссылку на скачивание полного документа (для случаев, когда пользователь решил распечатать полный текст документа).
5.9. Все образцы документов и бланков, выдаваемых органами исполнительной власти города Москвы, а также информация о порядке направления этих документов должны размещаться на сайте наряду с адресами и режимом работы и возможностью их распечатки и заполнения.
6. Требования к форумам
6.1. Пользователи должны иметь возможность обсуждать информацию на публичных форумах, поддерживаемых официальными сайтами.
6.2. С установленной периодичностью информация о ходе обсуждения и предложения, поступающие от участников, должны быть обобщены, учтены и проанализированы на предмет выявления проблемных вопросов пользователей.
6.3. Участнику обсуждения должна быть доступна следующая информация:
- количество участников форума;
- количество участников, находящихся онлайн;
- тема и дата последнего сообщения.
6.4. Орган исполнительной власти города Москвы должен учитывать мнения участников обсуждения и проводить соответствующую работу.
7. Требования к сайту
Интернет-сайты органов исполнительной власти города Москвы должны:
7.1. Обладать ясной, понятной и мотивирующей пользователей системой навигации и поиска:
- предоставлять систему рубрикации информации, основанную на потребительских свойствах (назначении) описываемых в ней предметов;
- предоставлять "активные ссылки" - выделенные гиперссылкой ключевое слово, при нажатии на которое осуществляется поиск информации по этому слову, или переход к связанному с ним тематическому (например, по структуре отраслей) разделу сайта;
- средства представления информации должны обеспечивать двухстороннее взаимодействие государства и пользователей:
- предоставление возможностей запроса необходимой информации пользователями;
- учет поступающих запросов и обеспечение работы с ними (систематизация по рубрикам и разделам, аналитика и статистика).
7.2. Обеспечивать возможность общественного контроля информации за счет предоставления обратной связи пользователям сайта органа исполнительной власти города Москвы:
- предоставлять пользователям возможность обсудить тот или иной документ непосредственно на сайте (форумы и опросы);
- предоставлять пользователям возможность запросить информацию или помощь в ее нахождении;
- предоставлять пользователям возможность запросить разъяснение и уточнение по представленной на сайте информации.
Построенный на этих принципах сайт позволит осуществлять анализ потребностей пользователей, учет которых позволит сайту и предоставляемой им информации поддерживать свою актуальность, востребованность и полезность.
8. Требования к навигации
8.1. Главная страница сайта должна содержать описание структуры сайта. Каждый раздел сайта должен содержать структуру раздела.
8.2. На каждой странице раздела должна предоставляться наглядная информация о местонахождении отображаемой страницы в этой структуре.
8.3. Тематический рубрикатор должен присутствовать в каждом разделе и иметь единообразное представление (каталогизацию: внешний вид, месторасположение) на всех страницах раздела.
8.4. Каталогизация должна производиться по понятным для пользователя основаниям.
8.5. Гиперссылки, связанные с категориями каталога, должны приводить пользователя к списку документов, который не должен разбиваться более чем на 2-3 страницы.
8.6. Если список разбивается на несколько страниц, то для перемещения по списку должны быть использованы гиперссылки с номерами страниц наряду с гиперссылками "Назад" и "Далее".
8.7. Актуальные (действующие) документы должны располагаться в верхней части списка.
8.8. Документы, утратившие актуальность, должны быть также доступны. В списках и результатах поиска они должны помечаться понятным для пользователя образом.
8.9. Каждый документ в списке должен быть представлен значимыми для пользователя свойствами раскрываемой в документе информации.
8.10. Если представленный список не может поместиться на один экран и необходимо использовать полосу прокрутки, то в верхней части страницы должно быть указано количество документов в списке.
8.11. На сайте должна быть предусмотрена возможность сортировки списка документов. Критерии сортировки должны быть значимыми, понятными и непротиворечивыми для пользователя (например, дата обнародования документа, сортировка по возрастанию даты, по степени актуальности).
8.12. На сайте должны быть предусмотрены возможности задать параметры поиска документов: по дате публикации документа, по отрасли, тематике и пр.
9. Требования к работе и оформлению поиска
9.1. Форма поиска должна присутствовать на каждой странице каждого раздела. Она должна иметь единообразное оформление и месторасположение на каждой странице.
9.2. Форма поиска должна состоять из текстового поля, предназначенного для ввода поискового запроса, и кнопки запуска поиска. Кнопка запуска поиска обязательно должна иметь текстовую надпись "Найти" или "Поиск".
9.3. Рядом с формой поиска должна располагаться гиперссылка на страницу с формой расширенного поиска.
9.4. Форма расширенного поиска должна предоставлять возможность поиска не только по ключевым словам, но и по другим критериям: дата, тема, департамент и т.д., а также по функциональному назначению исковой информации (например, как арендовать землю для строительства гаража).
9.5. Область поиска должна быть явно обозначена, недопустимо неявное ограничение области поиска текущей страницей, категорией каталога или какой-либо другой.
9.6. Поисковая система должна:
9.6.1. Осуществлять поиск не только по словам, введенным пользователем, но и по синонимичным словам.
9.6.2. Обладать семантическим словарем, позволяющим расширять условия поиска, повышая полезность его результатов, и включающим:
- сложные термины - словосочетания (состоящие из двух и более слов);
- аббревиатуры и сокращения;
- варианты написания, в том числе частые опечатки;
- научные термины и их обыденные аналоги (например, H1N1 - свиной грипп);
9.6.3. Базироваться на метаданных, описывающих связанность информации, представленной на сайте, что позволит пользователю найти не только запрашиваемые документы, но и связанные с ними.
9.6.4. Учитывать специфику морфологии русского языка.
9.6.5. Корректно поддерживать поисковые операторы.
9.7. Частота индексирования информации, представленной на официальном сайте, определяется динамикой ее обновления. Разделы с редко меняющимися документами (постановления, приказы, законы) должны индексироваться не реже, чем один раз в месяц. Разделы с часто обновляемой информацией (новости, протоколы и т.п.) должны индексироваться ежедневно.
9.8. Результаты поиска должны быть представлены в форме списка и содержать критерии поиска, область поиска, количество найденных элементов, возможность сортировки.
9.9. В случае если пользователь при формировании поискового запроса допустил ошибку или опечатку, поисковая форма должна отобразить варианты исправления ошибок ввода.
9.10. В ответ на запрос пользователя, по которому не найдено ни одного документа, должно отображаться сообщение, содержащее информацию о том, какие именно ключевые слова поиска не дали результата, а также рекомендации по решению данной проблемы (проверить правописание запроса, упростить критерии поиска, использовать альтернативные способы нахождения интересующих документов - каталог и т.д.). Помимо этого на странице результатов поиска у пользователя должна быть возможность отправить запрос на получение необходимой информации, а также советы о месте поиска информации (ссылки должны вести только на официальные сайты).
9.11. Время выполнения поисковых запросов и количество найденных документов должны протоколироваться и анализироваться ежемесячно с целью повышения скорости и качества поиска. Наиболее частые поисковые запросы должны анализироваться на предмет соответствия найденной информации исходному поисковому запросу.
10. Требования по взаимодействию с внешними поисковыми системами
10.1. Информация, раскрываемая на официальных сайтах органами государственной власти, должна быть доступна внешним поисковым системам. Официальный сайт не должен препятствовать сканирование информации программным обеспечением поисковых систем:
- вся информация официального сайта должна быть доступна по гиперссылкам, размещенным на самом сайте;
- если навигационная система сайта реализована на интерактивных элементах и формах (например, выпадающие списки), то доступ к информации должен дублироваться гиперссылками (например, через карту сайта), чтобы не ограничивать зону работы поискового робота;
- файл конфигурации сканирования информации поисковыми роботами (robots.txt) не должен ограничивать область сканирования сайта.
10.2. Гиперссылки, используемые для навигации по официальному сайту, не должны содержать атрибута NOFOLLOW или NOINDEX, указывающего поисковым системам, что гиперссылку не следует никаким образом учитывать при индексировании данной страницы.
11. Возможность запроса информации пользователями
Официальные сайты должны предоставлять пользователям возможности запроса необходимой информации.
12. Мониторинг официальных сайтов
Мониторинг и контроль выполнения описанных требований должен осуществляться как непосредственно органом исполнительной власти города Москвы (собственником сайта), так и общественными организациями, а также пользователями сайта.
13. Требования к содержанию информации о проведении конкурентных процедур
13.1. Объявление о проведении конкурентной процедуры размещается организатором на официальном сайте города Москвы www.tender.mos.ru не менее чем за тридцать дней до дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурентной процедуре и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурентных процедурах.
13.2. В объявлении о проведении конкурентной процедуры должны быть указаны следующие сведения (в зависимости от предмета конкурентной процедуры):
- форма проведения конкурентной процедуры;
- наименование, место нахождения, почтовый адрес и адрес электронной почты, номер контактного телефона устроителя;
- предмет конкурентной процедуры;
- начальная (максимальная) цена;
- требования к участнику конкурентной процедуры в зависимости от предмета конкурентной процедуры;
- порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной процедуре. При этом датой начала срока подачи заявок на участие в конкурентной процедуре является день, следующий за днем размещения на официальном сайте объявления о проведении конкурентной процедуры.
- возможность и порядок отзыва заявок на участие в конкурентной процедуре, порядок внесения изменений в такие заявки;
- место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурентной процедуре и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурентной процедуре, место и дата рассмотрения таких заявок и подведения итогов конкурентной процедуры;
- требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в конкурентной процедуре, в том числе заявки, подаваемой в форме электронного документа, подписанного в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - электронный документ), и инструкцию по ее заполнению;
- форма, порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам разъяснений условий участия в проведении конкурентной процедуры;
- условия договора, заключаемого по результатам конкурентной процедуры;
- сведения о возможности изменить условия предмета конкурентной процедуры;
- критерии оценки заявок на участие в конкурентной процедуре;
- порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурентной процедуре.
13.3. Критерии, по которым будут оцениваться участники проведения конкурентной процедуры, должны соответствовать предмету конкурентной процедуры и не ограничивать круг лиц, желающих принять участие в проведении конкурентной процедуры.
13.4. В приложении к объявлению о проведении конкурентной процедуры должны быть:
- форма заявки, заполняемой участником конкурентной процедуры (в ней должны содержаться фирменное наименование (наименование), сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), номер контактного телефона);
- форма документа, подтверждающего полномочия лица на осуществление действий от имени участника процедуры.
- форма предложения участника конкурентной процедуры;
13.5. Плата за предоставление информации о проведении конкурентной процедуры, за предоставление форм документов для участия в проведении конкурентной процедуры не взимается.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.