Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 14.
Государственная программа города Москвы на 2012 - 2016 гг. "Жилище"
Подпрограмма 3.
"Капитальный ремонт и модернизация жилищного фонда"
Паспорт подпрограммы
Ответственный исполнитель |
Департамент капитального ремонта города Москвы |
|||||
Соисполнители |
Департамент градостроительной политики города Москвы. Департамент экономической политики и развития города Москвы. Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы. Префектуры административных округов |
|||||
Цели подпрограммы |
1. Повышение комфортности и безопасности условий проживания в городе Москве. 2. Улучшение качества жилищного фонда |
|||||
Задачи подпрограммы |
1. Методическое и информационное обеспечение реализации мероприятий по капитальному ремонту. 2. Оказание содействия собственникам помещений в проведении капитального ремонта многоквартирных домов. 3. Формирование и исполнение ежегодных планов мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов. 4. Формирование и исполнение мероприятий по обновлению лифтового оборудования многоквартирных домов в рамках реализации технического регламента "О безопасности лифтов", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2009 года N 782 (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.03.2011 N 141). |
|||||
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы |
1. Годовой объем капитального ремонта и модернизации жилых домов (шт., тыс. кв.м). 2. Средний процент износа жилищного фонда (%). 3. Доля многоквартирных домов, требующих капитального ремонта (%). 4. Доля многоквартирных домов, требующих замены (модернизации) лифтового оборудования (%). 5. Площадь многоквартирных домов, отремонтированных с 2012 по 2016 гг. с финансовым участием собственников (тыс. кв.м). 6. Объем денежных средств собственников помещений, направленных на финансирование капитального ремонта многоквартирных домов в 2012 - 2016 гг. (тыс. руб.) |
|||||
Этапы и сроки реализации |
Подпрограмма реализуется в один этап: с 01.01.2012 г. по 31.12.2016 г. |
|||||
Объем бюджетных ассигнований |
Всего по подпрограмме объем бюджетных ассигнований составит 128674209,2 тыс. руб., в т.ч. по годам реализации: 2012 - 23476489,1 тыс. руб.; 2013 - 24645919,6 тыс. руб.; 2014 - 25540743,6 тыс. руб.; 2015 - 26828837,7 тыс. руб.; 2016 - 28182219,2 тыс. руб. Кроме того, предусматривается софинансирование капитального ремонта собственниками в объеме 1 799 000 тыс. руб., в том числе по годам реализации подпрограммы: |
|||||
|
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
|
293820 |
317755 |
321570 |
374625 |
491230 |
||
Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы |
1. В соответствии с планами мероприятий по капитальному ремонту приведены в технически исправное состояние многоквартирные дома общей площадью 23528,5 тыс. кв.м. (с ежегодным объемом ремонта от 4 до 5 млн.кв. м) 2. Средний процент износа жилищного фонда снижен до уровня 45%. 3. Доля многоквартирных домов, требующих капитального ремонта (достигших 30 лет) снижена до уровня 78%. 4. Доля лифтов в жилищном фонде, находящихся в эксплуатации более 25 лет снижена до уровня 30% 5. Приведены в технически исправное состояние с финансовым участием собственников многоквартирные дома общей площадью 4450 тыс. кв.м. 6. На финансирование капитального ремонта многоквартирных домов направлено 1799000 тыс. руб. денежных средств собственников помещений. |
I. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Сферой реализации подпрограммы является деятельность по капитальному ремонту и модернизации жилищного фонда в городе Москве.
Техническое состояние жилищного фонда в городе в сравнении с большинством регионов РФ отличается более высоким уровнем благоустройства и менее высокой степенью износа. Вместе с тем, количество многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту по срокам эксплуатации, на сегодняшний день оценивается в объеме 26,3 тыс. строений (108 млн. кв.м.), что составляет 50,2% от общей площади жилого фонда города Москвы. Дальнейшая эксплуатация этих домов приводит к избыточному потреблению энергетических ресурсов, что для Москвы, как одного из самых энергоемких регионов, дает дополнительные нагрузки на генерирующие и передающие мощности коммунальных предприятий. Данная ситуация в перспективе способствует росту стоимости жилищно-коммунальных услуг и увеличению расходов на аварийно-восстановительные работы, которые, как показывает практика, выше расходов на планово-предупредительные ремонты.
На эксплуатации в жилищном фонде города Москвы находится 92 тыс. лифтов, 16 тыс. из них достигнут назначенного срока службы 25 лет к 2012 году. Согласно темпам старения ежегодно подлежат обновлению около 3,5-4 тыс. подъемников.
Работы, связанные с безопасностью проживания, прежде всего, обновление лифтового (24 тыс. лифтов) и газового хозяйств должны быть проведены за короткий период (до 2016 - 2017 года) согласно требованиям федерального законодательства в области технического регулирования. В противном случае, эксплуатация такого оборудования в массовом порядке может быть запрещена, что для многоквартирного жилищного фонда Москвы является недопустимым.
В 2007 году Законом города Москвы (N 52 от 19.12.2007 г.) утверждена масштабная программа капитального ремонта многоквартирных домов, в рамках которой за 7 лет (с 2008 по 2014 годы) надлежало комплексно отремонтировать 13,8 тысяч строений общей площадью 117,5 млн. кв.м. За 3 года реализации программы нужные темпы ежегодного ремонта не были обеспечены вследствие объективных причин, связанных с финансовым кризисом: в период 2008 - 2010 гг. отремонтировано 2,2 тыс. строений общей площадью 15,5 млн. кв.м. В 2011 году объемы ремонта несколько возросли и составили 7,7 млн. кв.м, однако это достигается за счет существенного сворачивания комплексного ремонта и заменой его выборочными работами, что дает удешевление стоимости работ в расчете на 1 кв. м. Очевидно, что такие объемы все равно не покрывают необходимую потребность в ремонте, о которой говорилось выше.
Собственники жилых помещений до 2011 года не принимали участие в софинансировании работ по капитальному ремонту жилищного фонда, в частности, в связи с полным отсутствием схем финансирования капитального ремонта за счет внебюджетных источников, практики осуществления ресурсосберегающих мероприятий в многоквартирных домах.
В 2011 году Правительством Москвы принято постановление, которым предусматривается предоставление средств бюджета города в виде субсидий управляющим компаниям и объединениям собственников жилья на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов. Такая модель предполагает участие собственников и города в финансировании расходов по капитальному ремонту общего имущества в пропорции 5% и 95% соответственно. Работы осуществляются в соответствии с действующим законодательством. Предоставление субсидий осуществляется по заявительному принципу. Первый опыт показал, что востребованность такой модели ремонта высокая: в Департамент капитального ремонта города Москвы поступило заявок на сумму в 2 раза больше, чем предусмотрено в бюджете текущего года на эти цели. Апробация этой модели выявила ряд проблем, которые необходимо решать на законодательном уровне не только Москвы, но и Российской Федерации.
Подпрограмма "Капитальный ремонт и модернизация жилищного фонда" направлена на решение имеющихся проблем в этой отрасли на основе формирования, утверждения и выполнения планов мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с государственными приоритетами.
II. Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы, сроков и контрольных этапов реализации подпрограммы
Приоритеты государственной политики в сфере капитального ремонта и модернизации жилищного фонда были определены, обоснованы и подтверждены в ходе подготовки и проведения Государственного совета Российской федерации, состоявшегося в ноябре 2010 года в городе Сыктывкаре. Такими приоритетами являются:
1. Повышение управляемости и контроля процессом модернизации и капитального ремонта жилищного фонда: создание стимулирующих мер для принятия собственниками решения о проведении капитального ремонта; законодательное определение ответственности собственников помещений в многоквартирных домах за ненадлежащее состояние домов;
2. Привлечение финансовых средств для модернизации и капитального ремонта жилищного фонда, а также повышение уровня вовлеченности собственников жилищного фонда к процессу финансирования модернизации и капитального ремонта жилищного фонда. Такие мероприятия предусматривают создание условий для накопительных персонифицированных ежемесячных платежей собственников на капитальный ремонт многоквартирных домов с применением (или без применения) механизмов государственной поддержки (в форме гарантий, бюджетного софинансирования и иных) для малообеспеченных собственников и (или) для выравнивания стартовых условий осуществления инвестиционных проектов для собственников худшего жилья; развитие при активном государственном участии модели доступных кредитов для собственников, в том числе которая позволяла бы собственникам многоквартирных зданий использовать их на проведение капитальных ремонтов и на получение кредитов под будущие отчисления собственников в виде платежей на капитальный ремонт.
3. Привлечение государственного ресурса, в том числе финансового, через формирование эффективной системы государственной поддержки собственников жилых помещений в многоквартирных домах с высоким уровнем износа и граждан с низким уровнем доходов при оплате возникающих у них обязательств по проведению капитального ремонта путем софинансирования модернизации многоквартирных домов с высоким уровнем износа или не обеспеченных всеми видами коммунальных услуг, введенных в эксплуатацию до 1992 г., и для софинансирования обязательств по капитальному ремонту граждан с низким уровнем доходов.
4. Формирование системы требований к капитальному ремонту и модернизации многоквартирных домов (2010 - 2020 годы), которое включает: нормативное определение критериев, при наступлении которых возникает обязанность собственников многоквартирного дома по проведению капитального ремонта; создание системы технических требований к модернизации многоквартирных домов, нацеленной на повышение уровня их благоустройства и энергетической эффективности; нормативное определение понятия "благоустройства многоквартирного дома и жилых помещений".
По мнению разработчиков такой федеральной стратегии (Министерство регионального развития РФ, Министерство экономического развития РФ, Государственная корпорация "Фонд содействия реформированию ЖКХ"), которое представлено в докладе на заседании Государственного совета РФ в Сыктывкаре: "такой подход для решения проблем модернизации жилищного фонда, направлен на перспективу, которая позволит в течение ряда лет сформировать систему, когда собственники жилья действительно будут самостоятельно решать проблемы жилищного фонда, в том числе его ремонту, модернизации и реконструкции. Масштабная модернизация систем коммунальной инфраструктуры, их техническое перевооружение на основе использования энергоэффективных и экологически чистых технологий приведет к повышению надежности и эффективности производства и поставки коммунальных ресурсов".
Главные приоритеты государственной политики в сфере обновления лифтового оборудования многоквартирных домов установлены вступившим в силу с октября 2010 года Техническим регламентом "О безопасности лифтов" и сформулированы как своевременное обновление лифтового парка с учетом современных требований безопасности, комфортности и энергоэффективности, обеспечивающее отсутствие сбоев в работе лифтов.
Цели реализации подпрограммы - повышение комфортности и безопасности условий проживания в городе Москве, улучшение качества жилищного фонда.
Задачи подпрограммы:
1. Методическое и информационное обеспечение реализации мероприятий по капитальному ремонту.
2. Оказание содействия собственникам помещений в проведении капитального ремонта многоквартирных домов.
3. Формирование и исполнение ежегодных планов мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов.
4. Формирование и исполнение мероприятий по обновлению лифтового оборудования многоквартирных домов в рамках реализации технического регламента "О безопасности лифтов", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2009 года N 782 (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.03.2011 N 141).
Основные целевые показатели:
1. Годовой объем капитального ремонта и модернизации жилых домов (тыс. кв.м).
2. Средний процент износа жилищного фонда (%).
3. Доля многоквартирных домов, требующих капитального ремонта (%).
4. Доля лифтов в жилищном фонде, находящихся в эксплуатации более 25 лет (%).
5. Площадь многоквартирных домов, отремонтированных с 2012 по 2016 гг. с финансовым участием собственников (тыс. кв.м).
6. Объем денежных средств собственников помещений, направленных на финансирование капитального ремонта многоквартирных домов в 2012-2016 гг. (тыс. руб.).
Ожидаемые конечные результаты:
1. В соответствии с планами мероприятий по капитальному ремонту и приведены в технически исправное состояние многоквартирные дома общей площадью 23528,5 тыс. кв.м. (с ежегодным объемом ремонта от 4 до 5 млн.кв. метров).
2. Средний процент износа жилищного фонда снижен до уровня 45%.
3. Доля многоквартирных домов, требующих капитального ремонта (достигших 30 лет) снижена до уровня 78%.
4. Доля лифтов в жилищном фонде, находящихся в эксплуатации более 25 лет снижена до уровня 30%
5. Приведены в технически исправное состояние с финансовым участием собственников многоквартирные дома общей площадью 4450 тыс. кв.м.
6. На финансирование капитального ремонта многоквартирных домов направлено 1799000 тыс. руб. денежных средств собственников помещений.
Реализация подпрограммы осуществляется в один этап: с 01.01.2012 - по 31.12.2016 гг.
III. Характеристика мероприятий подпрограммы
В соответствии с целями реализации подпрограммы 3 предусматривается выполнение 6-ти мероприятий.
Мероприятие 3.1. Формирование и исполнение ежегодных планов мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов.
Ответственный исполнитель: Департамент капитального ремонта города Москвы.
Мероприятие финансируется по целевой статье 05 В 0400 (мероприятия по капитальному ремонту многоквартирных домов).
Реализация данного мероприятия предусматривает формирование и выполнение ежегодных планов мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов (в том числе по жилым строениям, признанным объектами культурного наследия).
Мероприятие 3.2. Оказание содействия собственникам помещений в проведении капитального ремонта многоквартирных домов.
Ответственный исполнитель: Департамент капитального ремонта города Москвы.
Мероприятие финансируется по целевой статье 05 В 0300 (софинансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества).
Реализация данного мероприятия предусматривает предоставление из бюджета г. Москвы объединениям собственников жилья и управляющим компаниям субсидий на проведение капремонта общего имущества многоквартирных домов.
Мероприятие 3.3. Формирование и исполнение мероприятий по обновлению лифтового оборудования многоквартирных домов в рамках реализации технического регламента "О безопасности лифтов", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2009 года N 782 (в ред. постановления Правительства РФ от 03.03.2011 N 141).
Ответственный исполнитель: Департамент капитального ремонта города Москвы
Мероприятие финансируется по целевой статье 05 В 0500 (расходы на лифтовое хозяйство).
Реализация данного мероприятия включает в том числе:
- оценку соответствия лифтов, отработавших нормативный срок службы, на предмет их соответствия нормам безопасной эксплуатации с последующим продлением их срока службы или заменой;
- разработку проектно-сметной документации на лифты, подлежащие замене;
- организацию работ по демонтажу старого оборудования и установке новых лифтов в подъездах;
- формирование в рамках реализации функций государственного заказчика соответствующих технических требований, и осуществление контроля качества выполнения работ.
При реализации мероприятия 3.3 предлагается руководствоваться следующими критериями:
- замене со 100% бюджетным финансированием подлежат лифты, имеющие предписание на выполнение соответствующего вида работ на основе экспертизы промышленной безопасности.
- замене с привлечением средств собственников в рамках мероприятия 3.2 (субсидии на софинансирование капитального ремонта), а также средств, полученных, за счет экономии после проведения конкурсных процедур (по мероприятию 3.3), в порядке, опережающем выход из строя, подлежат лифты, имеющие продленный сверх нормативного срок службы.
Мероприятие 3.4. Энергосберегающие мероприятия.
Ответственный исполнитель: Департамент капитального ремонта города Москвы, префектура Южного административного округа.
Мероприятия финансируется по целевой статье 05 В 0190 и 05 В 0490 (энергосберегающие мероприятия).
Реализация этого мероприятия предусматривает выполнение работ из общего перечня, относящихся к энергосбережению.
Мероприятие 3.5. Материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности государственных учреждений города Москвы.
Ответственный исполнитель: Департамент капитального ремонта города Москвы.
Мероприятие финансируется по статье бюджета 05 В 0181 (оказание государственными учреждениями города Москвы государственных услуг, выполнение работ, финансовое обеспечение деятельности государственных казенных учреждений).
Реализация данного мероприятия предусматривает содержание подведомственных Департаменту капитального ремонта города Москвы государственных казенных учреждений с функциями государственных заказчиков по капитальному ремонту жилищного фонда и объектов нежилого фонда, создание которых путем изменения типа существующих бюджетных учреждений должно быть завершено в 2011 году.
Общая численность работников указанных учреждений в 2012 году и далее составит 320 человек, объем затрат на содержание предусмотрен на уровне в среднем 450 млн. рублей ежегодно.
Мероприятие 3.6. Методическое и информационное обеспечение реализации мероприятий по капитальному ремонту.
Ответственный исполнитель: Департамент капитального ремонта города Москвы.
Мероприятие финансируется по целевой статье 05 В 0200 (методическое и информационное обеспечение реализации программы).
Реализация данного мероприятия включает:
- проведение комплекса научно-исследовательских работ в 2012, связанных с введением в городе механизмов вовлечения средств собственников помещений в многоквартирных домах на цели капитального ремонта;
- разработку механизмов и мер кредитного регулирования сферы капитального ремонта. Серьезное влияние на эти разработки окажут сроки принятия соответствующей федеральной нормативной базы и определенные ею приоритеты и механизмы в сфере капитального ремонта (в настоящее время Министерством регионального развития РФ ведутся разработки).
В процессе планирования данных мероприятий подпрограммы проведена оценка объемов жилищного фонда города, подлежащего капитальному ремонту на текущий момент, а также дан прогноз динамики этого показателя на перспективу до 2017 года. За основу взят период межремонтного срока в 30 лет.
К 2008 году был проведен ремонт на площади 0,9 млн. кв.м. За время реализации Городской целевой программы по капитальному ремонту многоквартирных домов (далее - Программа) с 2008 по 2010 годы отремонтировано 15,5 млн. кв.м. Объем ремонта по Программе в 2011 году составит 0,7 млн. кв.м. Дополнительно выборочным ремонтом в 2011 году будет охвачено 7,9 млн.к в.м. домов с учетом домов, на которые предоставлены субсидии из бюджета города Москвы, не вошедших в краткосрочные планы мероприятий Программы.
В итоге, с учетом проведенных работ по Программе (около 17 млн. кв.м.), на 1 января 2012 года объем жилья, достигшего 30-летнего и выше возраста (вместе с пятиэтажным фондом, домами с деревянными или смешанными перекрытиями), оценивается в 108 млн. кв.м. При нулевых объемах ремонта за пять лет прирост такой площади составит около 21 млн. кв.м.
Для изменения ситуации в подпрограмме предлагается установить объем ремонтируемого жилья на уровне 23,5 млн. кв.м. (за 5 лет) или в среднем 4-5 млн. кв.м. в год. Этот показатель рассчитан, исходя из сохранения ежегодного финансирования на уровне 2011 года с дефлятором 5%, т.е. в среднем 16 млрд. рублей, а также стоимости ремонта с учетом оптимизации перечня работ в 3,5 тыс. рублей за кв.м.
Бюджетные ассигнования на капитальный ремонт многоквартирных домов предполагается расходовать двумя способами: размещение государственного заказа (Статья 05 В 0400 проекта бюджета) и предоставление субсидии на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов (Статья 05 В 0300 проекта бюджета) в рамках осуществления мероприятий 3.1. и 3.2.
Первый способ предполагает формирование, утверждение Правительством Москвы и исполнение через механизм государственного заказа ежегодных планов мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов, которые по своему техническому состоянию требуют проведения неотложных работ. Стоимость ремонта таких домов полностью (на 100%) покрывается за счет бюджетных средств. Ежегодные объемы ремонта такого жилья планируются на уровне 3,5 - 4,0 млн. кв.м.
Второй способ предполагает прямое субсидирование управляющих компаний и объединений собственников жилья (ТСЖ, ЖСК, ЖК и др.) в целях софинансирования их расходов на самостоятельную организацию и проведение капитального ремонта. Формирование списка таких получателей осуществляется на основе поданных ими заявок с последующим их ранжированием по установленным критериям. Условия и порядок реализации данного мероприятия подпрограммы будут определяться в рамках отдельного распорядительного документа Правительства Москвы. Ежегодные объемы ремонта такого жилья планируется на уровне 0,8-0,9 млн. кв.м.
IV. Характеристика мер государственного регулирования подпрограммы
Реализация подпрограммы предполагает осуществление комплекса мер государственного регулирования: правового, финансового и организационного характера, обеспечивающих практическое достижение цели и решение задач.
Меры правового регулирования включают в себя:
- разработку и принятие правовых актов города Москвы, направленных на создание необходимых условий и механизмов реализации подпрограммы, в частности, разработку и принятие нормативной базы города Москвы по созданию региональной системы капитального ремонта многоквартирных домов как совокупности мероприятий по формированию необходимых финансовых средств и организационных механизмов для проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет бюджетных и внебюджетных источников;
- корректировку существующей законодательной базы города Москвы с учетом поставленных в подпрограмме задач;
- разработку и принятие правовых актов прямого действия, в частности:
- постановления Правительства Москвы "О порядке предоставления субсидий на капитальный ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах города Москвы" (в рамках выполнения мероприятия 3.2);
- подготовку изменений и дополнений в постановление Правительства Москвы от 19.10.2010 г. N 959-ПП (в рамках выполнения мероприятия 3.3);
- об утверждении адресных перечней по капитальному ремонту многоквартирных домов (ежегодно, в 4-ом квартале года, предшествующего планируемому, в рамках выполнения мероприятия 3.1).
Финансовые меры включают разработку новых экономических механизмов, принятие изменений в законодательстве, обеспечивающих их введение.
Подпрограмма не предусматривает оказание государственными учреждениями города Москвы государственных услуг (работ).
Участие государственных унитарных предприятий, акционерных обществ с участием города Москвы, а так же государственных внебюджетных фондов в реализации подпрограммы ежегодно определяется исполнителем.
Подведомственные учреждения выполняют функции заказчика на работы по капитальному ремонту жилого и нежилого фонда города Москвы это: ГУ города Москвы по капитальному ремонту многоквартирных домов города Москвы "УКРиС" и ГУ города Москвы Департамента капитального ремонта города Москвы (ГУ ДКР).
Выполнение проектных, строительно-монтажных и иных категорий работ в сфере капитального ремонта многоквартирных домов (в том числе по замене лифтового оборудования) осуществляется коммерческими субъектами рынка либо на основе размещения государственного заказа, либо на основе свободного выбора (без торгов) при модели предоставления бюджетных субсидий как софинансирования расходов собственников. Практика работы органов исполнительной власти города в сфере капитального ремонта жилищного фонда (Департамент капитального ремонта города Москвы, Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, префектуры административных округов) показывает, что рыночная активность организаций, предоставляющих услуги по капитальному ремонту достаточно высока. Так, в 2009 году, среднее количество участников торгов, проведенных Департаментом капитального ремонта города Москвы, в расчете на 1 лот составило 3, а средний процент снижения - около 12.
При этом следует отметить, что рост объемов капитального ремонта в городе, начиная с 2008 года, дал мультипликативный эффект, выразившийся в ускоренном развитии технологий, материалов и оборудования на соответствующих производствах Московского региона. Это, в целом, положительно сказалось на экономической устойчивости предприятий строительной отрасли, что было особенно важным в период кризисных явлений 2009 - 2010 годов.
В дальнейшем, в ходе реализации подпрограммы "Капитальный ремонт и модернизация" предполагается продолжить применение мер по государственному стимулированию рынка услуг по капитальному ремонту жилищного фонда, развитию необходимой рыночной инфраструктуры, взаимодействию с саморегулируемыми организациями в сфере капитального ремонта и строительства.
В реализации мероприятий по обновлению лифтов в многоквартирных домах Департаментом капитального ремонта города Москвы налажено и осуществляется взаимодействие со следующими профессиональными сообществами отрасли:
- саморегулируемыми объединениями производителей лифтов и лифтовых компонентов, объединяющих 70% отечественных производителей, основные из которых занимают около 50% рынка и находятся в Московском регионе и Санкт-Петербурге;
- организациями, осуществляющими эксплуатацию лифтов. Здесь необходимо отметить, что наибольшие объемы работ по техническому обслуживанию лифтов в многоквартирных домах - более 60% - выполняет московский ГУП "Мослифт";
- организациями, осуществляющими оценку соответствия лифтового оборудования нормам безопасности.
Участие федеральных структур в финансировании планов мероприятий подпрограммы, связанных с капитальным ремонтом многоквартирных домов, не планируется. Это связано с тем, что Москва не удовлетворяет требованиям статьи 14 Федерального закона от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", которой установлены условия предоставления средств Фонда на реализацию адресных программ регионов по капитальному ремонту многоквартирных домов.
V. Прогноз показателей подпрограммы
Прогноз показателей (целевых индикаторов) по годам реализации подпрограммы представлен в таблице 14.1.
Таблица 14.1
Прогнозные значения показателей подпрограммы
Индикатор |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2012 - 2016 гг. |
В соответствии с планами мероприятий по капитальному ремонту и модернизации приведены в технически исправное состояние многоквартирные дома общей площадью тыс. кв.м. |
4705,7 |
4705,7 |
4705,7 |
4705,7 |
4705,7 |
23528,5 |
Средний процент износа жилищного фонда снижен до уровня. |
50,2% |
49% |
48% |
46% |
45% |
45% |
Доля многоквартирных домов, требующих капитального ремонта (достигших 30 лет) снижена до уровня 78% |
90% |
87% |
82% |
80% |
78% |
78% |
Доля лифтов в жилищном фонде, находящихся в эксплуатации более 25 лет |
85% |
70% |
55% |
40% |
30% |
30% |
Приведены в технически исправное состояние с финансовым участием собственников многоквартирные дома, тыс. кв.м. |
890 |
890 |
890 |
890 |
890 |
4450 |
На финансирование капитального ремонта многоквартирных домов направлено денежных средств собственников помещений, тыс. руб. |
293820 |
317755 |
321570 |
374625 |
491230 |
1799000 |
VI. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы
Финансирование подпрограммы осуществляется из бюджета города в пределах лимитов средств, выделяемых на выполнение программных мероприятий.
Для реализации мероприятий подпрограммы в 2012 - 2016 годах предусматривается финансирование из средств бюджета города Москвы в (тыс. руб.) согласно таблице 14.2.
Таблица 14.2
Объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы
Мероприятие. Ответственный исполнитель |
Годы реализации подпрограммы, тыс. руб. |
|||||
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2012 - 2016 гг. |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Формирование и исполнение ежегодных планов мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов. Департамент капитального ремонта города Москвы |
10604642,7 |
11134874,7 |
11344398,6 |
11911618,6 |
12507199,6 |
57502734,2 |
Финансируется по целевой статье 05 В 0400 - Мероприятия по капитальному ремонту многоквартирных домов. | ||||||
Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы. |
473 624,6 |
497305,8 |
522078,9 |
548182,8 |
575601,0 |
2616793,1 |
Префектуры административных округов |
2 579 802,6 |
2 891 924,3 |
3 036 131,9 |
3 187 938,5 |
3 347 326,4 |
15 217 877,2 |
Оказание содействия собственникам помещений в проведении капитального ремонта многоквартирных домов Департамент капитального ремонта города Москвы |
2940138,4 |
3087145,3 |
3241502,6 |
3403577,7 |
3573756,6 |
16246120,6 |
Финансируется по целевой статье 05 В 0300 - Софинансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества. | ||||||
Формирование и исполнение мероприятий по обновлению лифтового оборудования многоквартирных домов в рамках реализации технического регламента "О безопасности лифтов Департамент капитального ремонта города Москвы |
6315750,0 |
6631537,5 |
6963114,4 |
7311270,1 |
7676833,6 |
34898505,6 |
Финансируется по целевой статье 05 В 0500 - Расходы на лифтовое хозяйство. | ||||||
Энергосберегающие мероприятия. |
850,0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
850,0 |
Департамент капитального ремонта города Москвы |
Финансируется по целевой статье 05 В 0190-Энергосберегающие мероприятия. |
|||||
Префектура Южного административного округа |
174753,5 |
0 |
0 |
0 |
0 |
174753,5 |
Финансируется по целевой статье 05 В 0490-Энергосберегающие мероприятия. | ||||||
Материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности государственных учреждений города Москвы Департамент капитального ремонта города Москвы |
374070,0 |
403132,0 |
433517,2 |
466250,0 |
501502,0 |
2178471,2 |
Финансируется по целевой статье 05 В 0181 - Оказание государственными учреждениями города Москвы государственных услуг, выполнение работ, финансовое обеспечение деятельности государственных казенных учреждений. | ||||||
Методическое и информационное обеспечение реализации мероприятий по капитальному ремонту Департамент капитального ремонта города Москвы |
12857,3 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
12857,3 |
Финансируется по целевой статье 05 В 0200 - Методическое и информационное обеспечение реализации программы. | ||||||
Итого, тыс. руб.: |
23476489,1 |
24645919,6 |
25540743,6 |
26828837,7 |
28182219,2 |
128674209,2 |
Кроме того, предусматривается софинансирование капитального ремонта собственниками в объеме 1,799 млрд. руб. Распределение объемов софинансирования по годам реализации подпрограммы приведено в таблице 14.1.
VII. Анализ рисков реализации подпрограммы и описание мер управления рисками реализации подпрограммы
Риски реализации подпрограммы, в основном, связаны с общей экономической ситуацией в регионе, поскольку практически весь объем предложения ремонтных услуг, поставки материалов и оборудования, покрывается коммерческими организациями. В этой связи, в рамках подпрограммы предполагается продолжить применение мер государственного стимулирования рынка и развития рыночной инфраструктуры.
Определенная категория рисков относится к мероприятию 3.2 (субсидии на софинансирование расходов собственников) и связана с падением реальных доходов населения и платежеспособного спроса на услуги по капитальному ремонту многоквартирных домов. В данном случае собственники не смогут собрать необходимые средства для финансирования своей доли стоимости ремонта, что приведет к невозможности предоставления им бюджетных субсидий и сворачиванию объемов работ по данной модели. Для предупреждения подобных ситуаций предполагается в рамках выполнения мероприятия 1 провести разработки моделей доступных кредитов и других способов займа, предоставляемых на цели капитального ремонта собственникам помещений.
Другая группа рисков связана с реализацией мероприятия 3.3:
1. Снижение объема производства основными производителями, нивелируются через привлечение дополнительных поставщиков, стимулирование производства отечественных компонентов;
2. Снижение качества оборудования, за счет попадания на рынок недобросовестных поставщиков. Для его уменьшения необходимо при участии экспертного сообщества ужесточение технической политики и технического задания на поставку оборудования;
3. Необходимость резкого увеличения объемов реализации программы из-за внесения изменений в федеральное законодательство о техническом регулировании и принятия межгосударственных технических нормативов.
Дополнительным элементом оценки результативности подпрограммы является сравнительный анализ натуральных и стоимостных показателей планируемого и фактически проведенного капитального ремонта в разрезе видов работ, их стоимостей, соблюдения сроков и качества.
Дополнительным элементом оценки эффективности подпрограммы является оценка повышения комфортности и безопасности жилищного фонда в результате реализации мероприятий подпрограммы по целевым показателям износа в соответствии с данными БТИ, а также доли многоквартирных домов и лифтов, требующих ремонта (модернизации) - по данным мониторинга Государственной жилищной инспекции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.