Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом города Москвы, Законом города Москвы от 6 ноября 2002 г. N 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве" и с учетом особенностей организации местного значения в городах федерального значения в Москве развивается местное самоуправление.
В 2003-2004 годах установлены правовые, территориальные и финансово-экономические основы, государственные гарантии осуществления местного самоуправления, определены вопросы местного значения.
В результате выборов депутатов муниципальных собраний внутригородских муниципальных образований в городе Москве в 2004 году сформированы представительные органы местного самоуправления, образованы исполнительно-распорядительные органы - муниципалитеты.
В целях поддержки местного самоуправления в городе Москве постановлением Правительства Москвы от 21 сентября 2004 г. N 649-ПП принята Городская целевая программа государственной поддержки развития местного самоуправления в городе Москве на 2005-2007 годы.
В результате реализации Программы получили дальнейшее развитие правовые, организационные и финансово - экономические основы местного самоуправления.
В целях совершенствования правового обеспечения организации местного самоуправления уточнены на основе практики применения и определены законом города Москвы от 31 мая 2006 г. N 22 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 6 ноября 2002 г. N 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве" вопросы местного значения, полномочия органов местного самоуправления по их решению, приняты законы города Москвы, регулирующие организацию муниципальной службы, деятельность депутатов муниципальных собраний, выборных должностных лиц местного самоуправления.
В соответствии с законами города Москвы от 28 сентября 2005 г. N 47 "О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве полномочиями города Москвы по образованию и организации деятельности районных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав", от 25 октября 2006 г. N 53 "О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы в сфере организации досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства" осуществлена передача органам местного самоуправления полномочий города Москвы по обеспечению деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, организации досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства.
О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в г. Москве отдельными полномочиями г. Москвы в сфере опеки и попечительства см. Закон г. Москвы от 26 декабря 2007 г. N 51
Оказана помощь органам местного самоуправления в решении вопросов кадрового обеспечения, обучения муниципальных служащих, депутатов муниципальных собраний.
Сформирована система обмена опытом работы органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, налажена регулярная работа координационных советов префектур, управ районов и органов местного самоуправления.
Организовано информирование населения о развитии местного самоуправления: выходят еженедельные выпуски телевизионной передачи "Местное самоуправление. Имеем право" на телеканале "ТВ Столица" и ежеквартальная "Муниципальная газета" в качестве приложения к газете "Тверская, 13".
Вместе с тем дальнейшее развитие местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством, законами города Москвы требует продолжения правового, экономического, информационного и методического сопровождения, осуществление которого возможно лишь при эффективной поддержке органами государственной власти на общегородском уровне.
В первую очередь необходимо продолжить совершенствование правового обеспечения организации местного самоуправления, в том числе инициировать разработку проектов федеральных законов, учитывающих особенности организации местного самоуправления и правоприменительную практику в городах федерального значения. В настоящее время возникают проблемы при осуществлении процедур банкротства, учете бесхозяйного имущества, оформлении прекращения права собственности на бесхозяйно содержимое жилое помещение, полномочия по осуществлению которых отнесены федеральным законодательством к полномочиям органов местного самоуправления, но не могут реализовываться ими в городах федерального значения, т.к. не отнесены к вопросам местного значения законами этих городов.
В связи с периодическим изменением федерального законодательства требуется корректировка законов, других нормативных правовых актов города Москвы, в том числе по вопросам межбюджетных отношений, ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов, организации общественных слушаний при установлении сервитутов.
См. Закон г. Москвы от 22 октября 2008 г. N 49 "О порядке ведения Регистра муниципальных нормативных правовых актов города Москвы"
Необходимо также продолжить работу по уточнению вопросов местного значения, созданию условий реализации переданных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий города Москвы, обеспечению финансово-экономических гарантий развития местного самоуправления.
Целесообразно ввести в постоянную практику изучение и обмен опытом работы органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения и переданных государственных полномочий города Москвы в формах, которые в течение трех лет стали наиболее востребованными и эффективными: ежеквартальные семинары для муниципальных служащих, депутатов муниципальных собраний, в том числе из числа молодежи, работников муниципальных учреждений, проведение "круглых столов", выездных семинаров, научно-практических конференций по актуальным вопросам деятельности для руководителей органов местного самоуправления с участием руководителей органов исполнительной власти города Москвы, некоммерческих и общественных организаций.
Необходимо осуществить мероприятия, направленные на обеспечение постоянного и планомерного методического руководства деятельностью органов местного самоуправления, взаимодействия с органами исполнительной власти города Москвы по решению вопросов экономического и социального развития, повышение ответственности органов государственной власти за рассмотрение предложений органов местного самоуправления.
Представляется важным обеспечить меры по дальнейшему развитию системы информирования населения о деятельности муниципалитетов и муниципальных собраний.
Для этого необходимо продолжить выпуск "Муниципальной газеты" в качестве приложения к газете "Тверская, 13", предусмотреть создание молодежной интернет-газеты, призванной освещать вопросы деятельности депутатов муниципальных собраний, муниципальных служащих из числа молодежи, проблемы и пути решения вопросов участия молодежи в местном самоуправлении.
Актуальным представляется обеспечить периодический выход телепередачи об организации местного самоуправления в городе Москве не только на кабельном канале вещания "ТВ Столица", но и на общегородском эфирном канале вещания "ТВ Центр", охватывающем более широкую аудиторию зрителей. Важными элементами местного самоуправления должны стать инициатива граждан, самоорганизация населения, формирование структур гражданского общества. Дальнейшее развитие местного самоуправления призвано создать условия, при которых жители включатся в решение вопросов, непосредственно затрагивающих их интересы, в том числе по участию в городской программе "Мой двор - мой подъезд", конкурсе "Улучшаем свое жилище", движении "Московский двор - спортивный двор", в работе пунктов охраны общественного порядка и др. Данные вопросы предусмотрено осуществлять в тесном сотрудничестве с негосударственными некоммерческими организациями, молодежными организациями, органами территориального общественного самоуправления. В рамках переданных полномочий города Москвы в сфере досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства необходимо обеспечить участие в мероприятиях инвалидов, организовав постоянное взаимодействие с организациями и обществами.
Важным фактором развития местного самоуправления должно явиться повышение правовой культуры избирателей - жителей Москвы, обеспечение их активности на выборах. Особое внимание должно быть уделено привлечению к участию в осуществлении местного самоуправления молодежи.
Учитывая, что задачи органов государственной власти города Москвы в развитии местного самоуправления подлежат решению в конкретные, весьма сжатые сроки, они могут быть решены исключительно программными методами путем осуществления согласованного комплекса мероприятий. Отдельные мероприятия по созданию условий для деятельности органов местного самоуправления, обеспечению дальнейшего развития местного самоуправления в городе Москве проводятся органами исполнительной власти города Москвы в рамках текущей работы, специальных тематических планов, конкурсов, смотров или реализации городских целевых программ ("Спорт Москвы - 2", "Молодежь Москвы"). В целях координации данной работы указанные мероприятия также внесены в настоящую Программу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.