Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 3
к постановлению Правительства Москвы
от 2 мая 2006 г. N 304-ПП
Положение
о дивидендной политике города Москвы как акционера
27 июля 2010 г., 17 мая 2013 г.
Постановлением Правительства Москвы от 17 мая 2013 г. N 306-ПП в преамбулу настоящего приложения внесены изменения
Настоящее Положение устанавливает формализованную процедуру формирования источников дивидендных выплат, расчета дивидендов и порядок осуществления их выплаты в акционерных обществах, акции которых находятся в собственности города Москвы (далее по тексту - Общества), для подготовки Департаментом городского имущества города Москвы директив представителям интересов города для голосования на общих собраниях акционеров в Обществах по вопросам распределения чистой прибыли и направления ее части на дивиденды.
Положение разработано в развитие:
- Программы реструктуризации городского портфеля акций на 2005-2007 годы и основных принципов организации управления собственностью города с использованием инструментов финансового рынка, утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 07.12.2004 г. N 843-ПП.
- Методических рекомендаций по разработке технико-экономических обоснований (ТЭО) участия города Москвы в акционерных обществах, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 27.04.2004 N 271-ПП.
1. Общие положения
1.1. Основной целью разработки настоящего Положения является обеспечение реализации прав Правительства Москвы по акциям Обществ в части обеспечения повышения их доходности. Данная цель обусловливает следующие основные задачи реализации дивидендной политики в Обществах:
- улучшение результатов финансово-хозяйственной деятельности Обществ;
- максимизацию совокупного дохода акционеров, в том числе города Москвы, при сохранении достаточного финансирования деятельности Обществ;
- повышение рыночной стоимости акций Обществ;
- выработку единых критериев расчета дивидендов в Обществах и механизмов их практической реализации;
- установление прогнозируемых показателей по сбору дивидендных платежей в Обществах.
1.2. Под дивидендной политикой, принимаемой в целях настоящего Положения, понимается реализация регламентированной уставными документами Общества процедуры планирования, расчета и выплаты части чистой прибыли акционерам. Реализация дивидендной политики предполагает использование следующих составляющих ее элементов:
1.2.1. Дивиденд - представляет собой часть чистой прибыли Общества, приходящейся на одну акцию, подлежащей распределению среди акционеров;
1.2.2. Чистая прибыль, направляемая на выплату дивидендов, - часть чистой прибыли Общества, распределяемая между акционерами пропорционально числу и виду принадлежащих им акций. На каждую акцию одной категории и типа начисляются равные дивиденды;
1.2.3. Реинвестирование прибыли - перераспределение прибыли в капитале Общества с целью расширения производства;
1.2.4. Резервный фонд - часть собственного капитала Общества, образуемая за счет ежегодных отчислений от его прибыли до достижения им размера, установленного настоящим уставом, которая служит для покрытия потерь, а также для погашения облигаций общества и выкупа собственных акций в случае отсутствия иных средств;
1.2.5. Фонд потребления - образуется за счет отчислений из чистой прибыли для осуществления социальных выплат и премирования работников, покрытия управленческих и административных расходов, не включаемых в себестоимость, покрытия расходов, связанных с содержанием социальных объектов Общества;
1.2.6. Совокупный доход акций - складывается из дивидендных выплат и доходов от изменения рыночной стоимости акций.
2. Принципы формирования дивидендной политики Общества
2.1. Принципы дивидендной политики Общества определяют подходы к формированию источников для выплаты дивидендов, расчеты сумм дивидендов и основываются на определении последовательности аналитических, расчетных и контрольных процедур.
2.2. Основными принципами дивидендной политики Обществ являются:
2.2.1. Принцип соответствия критериев расчета дивидендов требованиям закона.
Данный принцип означает, что процедура расчета и начисления дивидендов для всех Обществ базируется на требованиях законодательства Российской Федерации и города Москвы.
2.2.2. Принцип максимального учета финансового результата деятельности и текущего финансово-экономического состояния Общества.
Указанный принцип обеспечивает реализацию дивидендной политики на основе реальных результатов деятельности Общества с учетом всех факторов, влияющих на его финансово-хозяйственную деятельность.
2.2.3. Принцип оптимальности реинвестирования прибыли.
Принцип оптимальности реинвестирования прибыли Общества реализуется исходя из приоритетности инвестиционного проекта, являющегося для каждого конкретного Общества необходимостью развития основной деятельности, и базируется на оценке эффективности этого проекта и определения целесообразности его реализации.
2.2.4. Принцип обоснованности формирования фонда потребления.
Принцип обоснованности формирования Обществом фонда потребления базируется на объективном учете факторов, обеспечивающих финансовые результаты деятельности Общества, достаточные для формирования его фонда потребления.
2.2.5. Принцип прозрачности для акционеров доли управленческих и административных затрат в финансовой деятельности Общества.
Принцип прозрачности означает, что обоснование управленческих и административных расходов Общества доступно и понятно для акционеров и не оказывает существенного влияния на уменьшение размера дивидендных выплат.
3. Ограничения на выплату дивидендов
3.1. Для Обществ применяются законодательно установленные ограничения на выплату дивидендов.
Общество не вправе принимать решение (объявлять) о выплате дивидендов по акциям:
- находящимся на балансе Общества;
- до полной оплаты всего уставного капитала общества;
- до выкупа всех акций, которые должны быть выкуплены Обществом в соответствии со ст. 76 Федеральным законом "Об акционерных обществах";
- если на день принятия решения (объявления) о выплате дивидендов Общество отвечает признакам несостоятельности (банкротства) в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) или если указанные признаки появятся у Общества в результате выплаты дивидендов;
- если на день принятия решения (объявления) о выплате дивидендов стоимость чистых активов Общества меньше его уставного капитала, и резервного фонда либо станет меньше их размера в результате принятия такого решения.
3.2. Общество не вправе выплачивать объявленные дивиденды по акциям:
- если на день выплаты дивидендов Общество отвечает признакам несостоятельности (банкротства) в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) или если указанные признаки появятся у общества в результате выплаты дивидендов;
- если на день выплаты дивидендов стоимость чистых активов Общества меньше суммы его уставного капитала, и резервного фонда либо станет меньше их размера в результате выплаты дивидендов.
По прекращении указанных в настоящем пункте обстоятельств Общество обязано выплатить акционерам объявленные дивиденды.
4. Источники формирования средств для выплаты дивидендов
4.1. Средства для начисления и выплаты дивидендов на акции Общества формируются из его чистой прибыли за отчетный период при ее достаточности. Для выплаты дивидендов может быть направлена нераспределенная прибыль прошлых периодов.
4.2. Распределение чистой прибыли Общества осуществляется в зависимости от выбранной Обществом стратегии развития, которая может быть ориентирована на постановку следующих целей:
4.2.1. Стратегические цели:
- повышение эффективности деятельности Общества за счет осуществления его модернизации и реконструкции;
- сохранение имеющихся и завоевание новых сегментов рынка для своей продукции/услуг (приобретение и освоение новых технологий, осуществление активной маркетинговой политики, обеспечение выхода Общества на мировые рынки);
- разработка и реализация инвестиционных проектов, направленных на увеличение рыночных преимуществ Общества (улучшение качества товаров и услуг);
- внедрение эффективных методов управления Обществом;
- повышение надежности деятельности Обществ.
4.2.2. Тактические цели:
- рост курсовой стоимости акций Общества;
- получение прибыли от торговли собственными акциями;
- расширение круга существующих инвесторов;
- сохранение и укрепление контроля над Обществом.
Постановлением Правительства Москвы от 17 мая 2013 г. N 306-ПП в пункт 4.3 настоящего приложения внесены изменения
4.3. В зависимости от выбранной стратегии Общества и сформулированных целей осуществляется распределение чистой прибыли Общества, которое может осуществляться только по следующим направлениям и в соответствующих размерах:
- реинвестирование доли чистой прибыли Общества - до 35%;
- обязательные отчисления в резервный фонд Общества - до 5%;
- отчисления в фонд потребления и другие предусмотренные Уставом фонды Общества - до 10%;
- дивидендные выплаты акционерам Общества - не менее 50%.
Изменение соотношения в распределении чистой прибыли Общество может производить в следующих случаях:
1) При осуществлении реинвестирования прибыли по согласованному с Департаментом городского имущества города Москвы ТЭО.
2) При повышении размера отчислений в фонд потребления в случае прироста чистой прибыли Общества по сравнению с предыдущим годом.
Постановлением Правительства Москвы от 17 мая 2013 г. N 306-ПП в пункт 4.4 настоящего приложения внесены изменения
4.4. Если сумма инвестиций, направляемых на реинвестирование, превышает 35% чистой прибыли, Общество разрабатывает технико-экономическое обоснование (ТЭО) инвестиционного проекта в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке технико-экономических обоснований (ТЭО) участия города Москвы в акционерных обществах, утвержденными нормативными правовыми актами Правительства Москвы.
Порядок принятия решения о направлении доли прибыли на реинвестирование осуществляется в соответствии с процедурой, предусмотренной разделом 7 настоящего Положения.
При намерении Общества привлечь кредитные средства, превышающие 25% от балансовой стоимости его активов, возврат которых в перспективе повлечет сокращение дивидендных выплат, требования к разработанному Обществом ТЭО со стороны Департамента городского имущества города Москвы как акционера и процедура принятия решения о реализации проекта аналогичны предусмотренным для инвестиционных проектов.
4.5. Отчисления в резервный фонд из чистой прибыли осуществляются в установленном уставными документами Общества размере до достижения предельного размера, определяемого ст. 42 Закона "Об акционерных обществах", - не менее 5% от размера уставного капитала.
4.6. Размер отчислений в фонд потребления Общества может быть увеличен в случае прироста чистой прибыли в отчетном финансовом году по сравнению с предыдущим годом. Размер отчислений в фонд потребления определяется как расчетная величина, базирующаяся на сопоставлении данных финансовой отчетности за отчетный и предыдущий финансовые годы.
За основу расчета размера отчислений в фонд потребления берутся данные предыдущего года, которые не должны превышать 10% от чистой прибыли, так как составляют исходную базу для последующих расчетов, ориентированную на оптимизацию внутрифирменных затрат. Расчет суммы отчислений осуществляется по следующей формуле:
Отч.ФП = Отч.ФП_пр. + (Кэф. х Отч.ФП_пр.),
где
К_эф. - коэффициент эффективности управления;
Отч.ФП - отчисления в фонд потребления;
Отч.ФП_пр. - отчисления в фонд потребления за прошлый год.
Коэффициент эффективности управления рассчитывается по формуле:
ЧП - ЧП пр.
К эф. = -------------,
ЧП пр.
где
ЧП - чистая прибыль расчетного финансового года;
ЧП_пр. - чистая прибыль предыдущего финансового года.
Если Общество по итогам года получило убыток, отчисления в фонд потребления не производятся.
4.7. Размер отчислений в фонды Общества, на реинвестирование прибыли и выплату дивидендов утверждается общим собранием акционеров.
5. Порядок расчета суммы дивидендов
Постановлением Правительства Москвы от 17 мая 2013 г. N 306-ПП пункт 5.1 настоящего приложения изложен в новой редакции
5.1. Основу для расчета суммы дивидендов Общества составляют следующие документы:
- бухгалтерский баланс за отчетный период (форма по ОКУД 0710001);
- отчет о прибылях и убытках за отчетный период (форма по ОКУД 0710002);
- отчет об изменениях капитала за отчетный период (форма по ОКУД 0710003);
- пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках (приложение 3 к приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. N 66н);
- Положение о дивидендной политике Общества;
- ТЭО осуществляемого (предполагаемого к осуществлению) инвестиционного проекта;
- устав Общества.
5.2. На основе данных отчетных документов, указанных в п. 5.1. настоящего Положения, производится расчет следующих показателей для определения суммы дивидендов:
- резервный фонд (РФ) на отчетную дату;
- уставный капитал (УК) на конец финансового года;
- чистая прибыль (ЧП) по итогам финансового года;
- часть чистой прибыли, направляемая на реинвестирование (РП);
- часть прибыли, направляемая в фонд потребления (Отч.ФП).
5.3. Расчет суммы дивидендов осуществляется по следующей формуле:
Д = ЧП - Отч.РФ - РП - Отч.ФП,
где
Д - сумма дивидендов, предназначенная к выплате акционерам;
Отч.РФ - отчисления в резервный фонд Общества.
В случае, если Общество осуществляет промежуточные выплаты, расчет дивидендов производится по этой же формуле на основании отчетных данных периода, за который производятся выплаты.
5.4. Расчет дивидендов за отчетный год при промежуточной выплате дивидендов осуществляется по формуле:
Д = ЧП - Отч.РФ - РП - Отч.ФП - Д',
где
Д' - сумма промежуточных дивидендов, выплаченных акционерам;
РП - часть чистой прибыли, направляемая на реинвестирование.
6. Порядок, сроки и форма выплаты дивидендов
6.1. Решение о выплате годовых дивидендов, размере дивиденда и форме выплаты по акциям каждой категории (типа) принимается общим собранием акционеров по рекомендации совета директоров Общества в соответствии с порядком, определяемым Положением. Размер годовых дивидендов не может быть больше рекомендованного советом директоров Общества (рассчитанного на основании Положения) и меньше выплаченных промежуточных дивидендов.
6.2. Дивиденды выплачиваются только денежными средствами.
6.3. Дата выплаты годовых дивидендов определяется уставом Общества или решением общего собрания акционеров о выплате годовых дивидендов.
Для каждой выплаты дивидендов совет директоров Общества составляет список лиц, имеющих право на получение дивиденда. В список лиц, имеющих право на получение дивидендов, должны быть включены акционеры и номинальные держатели акций, внесенные в реестр акционеров Общества на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров.
6.4. Порядок выплаты дивидендов определяется в решении общего собрания акционеров Общества о выплате дивидендов и доводится до сведения всех акционеров в порядке, предусмотренном уставом Общества.
6.5. Выплата дивидендов Обществами по итогам первого квартала, полугодия и девяти месяцев финансового года осуществляется в порядке, аналогичном порядку выплаты годовых дивидендов, определенному настоящим Положением.
Постановлением Правительства Москвы от 17 мая 2013 г. N 306-ПП в раздел 7 настоящего приложения внесены изменения
7. Порядок согласования решения о реинвестировании прибыли Общества
7.1. Обоснование нового инвестиционного проекта, разрабатываемое в соответствии с п. 4.4. настоящего Положения, вместе с предложением о реинвестировании чистой прибыли вносится Обществом в течение 30 (тридцати) дней после окончания финансового года в Совет директоров Общества и Департамент городского имущества города Москвы.
7.2. В случае положительного решения о реализации нового инвестиционного проекта и направления чистой прибыли на реинвестирование Департамент городского имущества города Москвы осуществляет экономический мониторинг с целью контроля за реализацией инвестиционного проекта Общества по периодам контроля, установленным в ТЭО.
Экономический мониторинг инвестиционного проекта осуществляется Департаментом городского имущества города Москвы на основании отчетности, представляемой Департаменту городского имущества города Москвы как акционеру, и отчетности, представляемой представителям интересов города Москвы в органах управления и контроля Общества, в соответствии с законодательством об акционерных обществах и внутренними документами общества, устанавливающими требования к представлению корпоративной отчетности. Департамент городского имущества города Москвы при проведении мониторинга и анализа полученной информации от Общества руководствуется утвержденной Департаментом городского имущества города Москвы методикой.
7.3. Для обоснования продолжения инвестиционного проекта и реинвестирования чистой прибыли на следующий год Общество в течение 30 (тридцати) дней после окончания финансового года вносит в Совет директоров Общества и Департамент городского имущества города Москвы предложение о реинвестировании чистой прибыли, а также отчеты об экономическом мониторинге проекта за истекший финансовый год.
7.4. В случае не исполнения Обществом условий ТЭО инвестиционного проекта, Департамент городского имущества города Москвы вправе внести предложение в совет директоров Общества о приостановке реинвестирования чистой прибыли. Для возобновления реинвестирования чистой прибыли Общество обязано разработать новое ТЭО данного инвестиционного проекта и внести его на рассмотрение в Совет директоров и Департамент городского имущества города Москвы в установленном настоящим Положением порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.