Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Москвы от 22 февраля 2012 г. N 64-ПП настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 20 сентября 2011 г. N 432-ПП
Государственная программа
"Спорт Москвы" на 2012-2016 гг.
22 февраля 2012 г., 27 февраля 2013 г.
Об утверждении Календарного плана реализации настоящей Государственной программы на 2012 г. см. распоряжение Департамента физической культуры и спорта г. Москвы от 22 декабря 2011 г. N 1293
Паспорт
Государственной программы города Москвы "Спорт Москвы" на 2012-2016 гг.
Ответственный исполнитель программы |
Департамент физической культуры и спорта города Москвы |
|||||
Соисполнители программы |
Департамент имущества города Москвы, Департамент образования города Москвы, Департамент строительства города Москвы, Департамент территориальных органов исполнительной власти города Москвы, Департамент финансов города Москвы, Департамент экономической политики и развития города Москвы |
|||||
Подпрограммы программы |
10А. Массовая физкультурно-спортивная работа, 10Б. Подготовка спортивного резерва, развитие спорта высших достижений |
|||||
Программно-целевые инструменты |
В рамках Государственной программы города Москвы "Спорт Москвы" на 2012-2016 гг. (далее - Государственная программа) не предусмотрена реализация федеральных целевых программ и ведомственных целевых программ. |
|||||
Цели программы |
Увеличение числа жителей города Москвы, занимающихся физической культурой и спортом, достижение московскими спортсменами наивысших спортивных результатов |
|||||
Задачи программы |
1. Обеспечение жителей города Москвы возможностями для удовлетворения потребностей в физической активности и участии в массовом спортивном движении. 2. Популяризация физической культуры и спорта среди жителей города Москвы. 3. Совершенствование системы физического воспитания детей и молодежи. 4. Модернизация системы подготовки специалистов в области физической культуры и спорта. 5. Совершенствование взаимодействия физкультурно-спортивных организаций с органами исполнительной власти города Москвы и органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве по привлечению жителей города Москвы к регулярным занятиям физической культурой и спортом. 6. Развитие спорта высших достижений, в том числе повышение результативности выступления московских спортсменов - представителей города Москвы на Олимпийских играх, Паралимпийских играх и Сурдлимпийских играх, Всемирной универсиаде, чемпионатах и кубках мира, чемпионатах и кубках Европы, официальных физкультурных мероприятиях и спортивных соревнованиях. 7. Приоритетное развитие видов спорта, входящих в программы Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр. 8. Совершенствование системы подготовки московских спортсменов высшей квалификации, осуществление научно-методического, медико-биологического, антидопингового и информационно-технологического обеспечения подготовки спортивного резерва. 9. Расширение сети объектов спорта, в том числе уникальных и специализированных, строительство и реконструкция спортивных объектов по приоритетным видам спорта. 10. Развитие материально-технической базы организаций Москомспорта, в том числе обеспечение доступности для инвалидов и иных лиц с ограниченными возможностями здоровья, совершенствование системы эксплуатации и содержания существующих объектов спорта. |
|||||
Целевые индикаторы и показатели программы |
Показатель (индикатор) 1000000.01. Расходы бюджета города Москвы на физическую культуру и спорт в расчете на 1 жителя, рубль 1000000.02. Удельный вес населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, процент 1000000.03. Удельный вес населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, млн. человек 1000000.04. Численность спортсменов города Москвы, включенных в составы спортивных сборных команд Российской Федерации, человек на 100 тыс. человек населения 1000000.05. Доля московских спортсменов, зачисленных в составы сборных команд Российской Федерации, в общем количестве спортсменов, занимающихся на этапе совершенствования спортивного мастерства и этапе высшего спортивного мастерства организаций Москомспорта, процент 1000000.06. Обеспеченность спортивными залами, тыс. кв. м на 10 тыс. населения 1000000.07. Обеспеченность плоскостными спортивными сооружениями, тыс. кв. м на 10 тыс. населения 1000000.08. Обеспеченность плавательными бассейнами, кв. м зеркала воды на 10 тыс. населения 1000000.09. Удовлетворенность населения условиями для занятия физической культурой и спортом, процентов от числа опрошенных |
|||||
Этапы и сроки реализации программы |
2012 г. : 01.01.2012 - 31.12.2012 2013 г. : 01.01.2013 - 31.12.2014 2014 г. : 01.01.2014 - 31.12.2015 2015 г. : 01.01.2015 - 31.12.2016 2016 г. : 01.01.2016 - 31.12.2016 |
|||||
Объемы бюджетных ассигнований программы |
Общий объем финансирования - 302824351,9 тыс. руб., в т.ч. за счет средств бюджета города Москвы - 181776481,9 тыс. руб. |
|||||
Финансирование по годам реализации: | ||||||
Источник финансирования |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
|
Всего |
51693508,1 |
73984896,8 |
57887417,8 |
59482721,4 |
59775807,8 |
|
бюджет города Москвы |
29793938,1 |
37966896,8 |
36507417,8 |
37582421,4 |
39925807,8 |
|
юридические лица |
21899570,0 |
36018000,0 |
21380000,0 |
21900300,0 |
19850000,0 |
|
федеральный бюджет |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
Ожидаемые результаты реализации программы |
1. Увеличение количества москвичей, регулярно занимающихся физической культурой и спортом, до 30% от общего числа жителей города Москвы. 2. Увеличение количества инвалидов, занимающихся физической культурой и спортом, до 11% от числа инвалидов, способных по медицинским показаниям заниматься физической культурой и спортом. 3. Увеличение доли московских спортсменов, зачисленных в составы сборных команд Российской Федерации, в общем количестве спортсменов, занимающихся на этапе совершенствования спортивного мастерства и этапе высшего спортивного мастерства организаций Москомспорта, до 41,4%. 4. Увеличение количества спортсменов, представляющих город Москву, в составах кандидатов сборных команд Российской Федерации, включенных в программы Олимпийских игр, до 35-40,0% 5. Повышение интереса различных возрастных групп и социальных категорий жителей города Москвы, особенно молодежи, к занятиям физической культурой и спортом. 6. Доведение уровня обеспеченности спортивными залами до 1,105 тыс.кв.м, плоскостными спортивными сооружениями до 3,963 тыс.кв.м, плавательными бассейнами до 163,33 кв.м зеркала воды на 10 тыс. населения. 7. Повышение удовлетворенности населения условиями для занятия физической культурой и спортом до 34% от числа опрошенных человек. |
1. Характеристика текущего состояния, основные проблемы сферы реализации Государственной программы
Текущее состояние физической культуры и спорта в городе Москве характеризуется положительными тенденциями, связанными с возрождением лучших спортивных и физкультурных традиций, развитием спорта высших достижений и массового спорта, строительством и модернизацией спортивных сооружений.
В сфере физической культуры и спорта в городе Москве функционируют 127 учреждений, подведомственных Департаменту физической культуры и спорта города Москвы (далее - Москомспорт), 93 спортивные федерации, физкультурно-спортивные общества, спортивные клубы, 1572 спортивных клуба по месту жительства. Вопросы физического воспитания детей и молодежи решаются также в 1849 общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях среднего профессионального образования, образовательных учреждениях дополнительного образования детей, 122 государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, профсоюзными организациями, более чем 200 некоммерческими спортивными организациями.
Растет интерес москвичей к занятиям спортом и физической культурой, престижность здорового образа жизни. Доля занимающихся физической культурой и спортом возросла с 17% в 2009 году до 22,3% в 2011 году. Число ежегодно проводимых физкультурных мероприятий и массовых спортивных мероприятий увеличилось с 22,5 тысячи до 23,1 тысячи.
Московские спортсмены лидируют на общероссийских соревнованиях. Достигнуты значительные успехи в легкой атлетике, художественной гимнастике, спортивных единоборствах, синхронном плавании. Акцентировано внимание на развитии зимних видов спорта с учетом необходимости подготовки к Олимпийским играм в Сочи.
В городе Москве функционируют 575 отделений по различным видам спорта в спортивных школах с общим числом занимающихся более 165 тысяч человек, в том числе 1826 спортсменов с ограниченными возможностями здоровья. В группах спортивного совершенствования проходят подготовку свыше 4,8 тысячи человек, в группах высшего спортивного мастерства - более 1,4 тысячи человек.
Функционирует ряд крупных спортивных сооружений международного уровня. Ежегодно в городе Москве проходит около 50 значимых международных и российских спортивных мероприятий.
Расширяются возможности для занятий массовым спортом москвичей всех возрастных групп. В жилых микрорайонах города Москвы обустроены спортивные площадки как для самостоятельных занятий физической культурой и спортом, так и для занятий под руководством тренера. Дворовые спортивные площадки переданы в безвозмездное пользование органам местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве - всего 2775. Из бюджета города Москвы выделяются средства на содержание, ремонт площадок и на организацию на них физкультурно-оздоровительной и спортивной работы. В соответствии с нормативом в целом по Москве (0,15 кв. м на одного жителя) обеспеченность спортивными площадками составляет 99,7%. Вместе с тем по территориям районов города Москвы спортивные площадки распределены неравномерно. В целях выравнивания уровня обеспеченности планируется до 2016 года продолжить строительство новых спортивных площадок во дворах.
Для спортивных занятий граждан, в том числе учащихся, используются также 1286 школьных спортивных площадок, 701 школьный и межшкольный стадион. Однако вопросы их эксплуатации в интересах жителей ждут дополнительного решения.
Более 30% зданий спортивных школ построены до 1960 года и имеют значительную степень износа, а 61 спортивная школа Москомспорта не имеет своей базы и арендует помещения у других организаций. В период реализации Государственной программы планируется осуществить реконструкцию и строительство 51 объекта, подлежащих передаче в оперативное управление учреждениям Москомспорта (Таблица А приложения 2 к Государственной программе), их них 34 объекта в период действия Государственной программы будут введены в эксплуатацию.
В 2010-2011 учебном году организациями Москомспорта осуществлялся учебно-тренировочный процесс на 600 объектах Департамента образования города Москвы. В свою очередь, 648 общеобразовательных учреждений организовывали работу на 73 объектах Москомспорта без возмещения эксплуатационных и коммунальных расходов.
Такое взаимодействие создает дополнительные условия для широкого вовлечения детей и молодежи в занятия спортом. В этих же целях расширяется система функционирования спортивных классов на базе общеобразовательных учреждений. В 2010-2011 учебном году работали 282 спортивных класса, в которых обучалось свыше 7 тысяч учащихся.
Увеличение численности жителей города Москвы и рост интереса к занятиям спортом требуют значительного увеличения площадей спортивных сооружений. Построенные в последние годы физкультурно-оздоровительные комплексы востребованы москвичами всех возрастов. С 2007 года построено более 100 физкультурно-оздоровительных комплексов (ФОК) различной типологии (ФОКи с залами, катками и бассейнами).
Большое внимание уделяется приспособлению спортивных сооружений для обеспечения доступности инвалидов и иных лиц с ограниченными возможностями здоровья. В 2010 году велись работы на 89 объектах, в том числе комплексно приспособлено 37 объектов, в 2011 году планируется комплексно приспособить еще 59 объектов. Обустраиваются для инвалидов и иных лиц с ограниченными возможностями здоровья также дворовые спортивные площадки, приобретаются мобильные площадки для проведения занятий с инвалидами-колясочниками. Вопросы приспособления всех спортивных сооружений и прилегающих к ним территорий для различных категорий инвалидов и иных лиц с ограниченными возможностями здоровья останутся актуальными и на ближайшие годы.
Проведенная работа позволяет предоставлять физкультурно-спортивные услуги более чем 20 тысячам инвалидов и иным лицам с ограниченными возможностями здоровья. Государственной программой запланированы мероприятия, которые позволят 45 тысячам инвалидов и иным лицам с ограниченными возможностями здоровья заниматься физической культурой и спортом. Это - поддержка общественных организаций инвалидов, организация работы специализированного ФОКа, расширение взаимодействия с учреждениями социальной защиты населения города Москвы по формированию групп здоровья и секций по видам спорта.
Несмотря на высокий уровень вовлеченности москвичей в занятия физической культурой и спортом (20,3%), задействован не весь имеющийся в городе Москве потенциал для привлечения их к этой деятельности. Социологические опросы показывают, что 20% детей школьного возраста не занимаются спортом только потому, что нет желания. А это означает, что пропаганда, создание имиджа спортивного молодого человека не работают в полной мере. Необходимо разрабатывать новые методики и формы массовой физкультурно-спортивной работы, привлекательные для детей разного уровня физической подготовки.
Учащиеся общеобразовательных учреждений имеют возможность заниматься спортом в свободное от учебы время в школьных спортивных секциях, спортивных секциях по месту жительства, в спортивной школе. В 2010-2011 учебном году 64% учащихся общеобразовательных учреждений занимаются спортом в свободное от учебы время. Назрела необходимость создания в каждой школе своего спортивного клуба, который мог бы принять участие во Всероссийских спортивных играх учащихся общеобразовательных учреждений "Президентские спортивные игры". Возможно также создание семейных спортивных клубов на базе общеобразовательных учреждений. Тем более что в выходные дни спортивные залы общеобразовательных учреждений загружены только на 49,5%.
Во многом не использован потенциал общественности по месту жительства граждан. Задача муниципалитетов внутригородских муниципальных образований в городе Москве - создать условия для широкого физкультурного движения на местах, инициировать создание любительских спортивных обществ. Наиболее эффективной организационной формой развития массового спорта и повышения его социальной значимости является спортивный клуб по месту жительства, который способен выступить организатором спортивной активности жителей города Москвы.
В настоящее время более 93 тысяч человек систематически занимаются спортом в секциях и более 1 миллиона человек в 2010 году приняли участие в муниципальных физкультурных мероприятиях. Капитально отремонтированные спортивные площадки сделают занятия спортом на улице более привлекательными и удобными. Во многих районах города Москвы устанавливаются уличные тренажеры нового поколения, которые пользуются большой популярностью у москвичей разных поколений, инвалидов и иных лиц с ограниченными возможностями здоровья. Все это должно помочь большему количеству москвичей заниматься спортом и самостоятельно, в удобное время, и под руководством инструктора.
Развивается спортивная инфраструктура природных парков и зон отдыха. Уже в ближайшее время москвичи получат возможность заниматься в них велоспортом, летом кататься на роликах, зимой - на лыжах. Ежегодно увеличивается количество катков, заливаемых в зимний период. Бесплатно каждый житель города Москвы в сезоне 2010-2011 годов мог кататься на коньках и играть в хоккей на 842 дворовых площадках, на 166 школьных спортивных площадках. Организовываются также катки, работающие на коммерческой основе, в том числе и в природных парках и зонах отдыха. Всего зимой 2010-2011 годов работало 1140 катков. Для расширения возможностей самостоятельных занятий рядом с местами активного отдыха граждан устанавливаются модули с теплыми раздевалками и пунктами проката спортивного инвентаря. Эти меры помогут значительно расширить возможности москвичей самостоятельно заниматься спортом, в том числе - заниматься всей семьей.
Несмотря на общую положительную динамику, в развитии сферы физической культуры и спорта имеются проблемы, требующие разработки новых методик и подходов.
Почти все учащиеся общеобразовательных учреждений города Москвы занимаются физической культурой в процессе учебных занятий, больше половины из них занимаются также и в спортивных секциях в свободное от учебы время. Вместе с тем после окончания учебных занятий в образовательных учреждениях у многих молодых людей снижается интерес к спорту. Во многом это обусловлено и отсутствием спортивной базы в большинстве образовательных учреждений высшего профессионального образования, отсутствием широкого студенческого спортивного движения и отсутствием свободного времени при совмещении учебы с работой.
В образовательных учреждениях высшего профессионального образования по очной форме обучается более 520 тысяч студентов. Их физическая подготовка, проведение здорового спортивного досуга - одна из важнейших задач Государственной программы. В большинстве государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования работают спортивные секции, проводятся спартакиады и соревнования по популярным видам спорта. Занятия проводятся на собственной спортивной базе (209 крытых спортсооружений, залов, бассейнов и 62 открытых спортивных сооружения) или на арендуемых сооружениях. Большая часть спортивных сооружений устарела и обеспечивает проведение занятий физической культурой и спортом лишь трети московских студентов, поэтому требуется проведение реконструкции и капитального ремонта.
Необходимо решение вопросов развития спортивной базы федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, не относящихся к полномочиям органов государственной власти города Москвы, поскольку расширение спортивной базы в целом может снизить остроту проблемы и будет востребовано также работающей молодежью и людьми среднего возраста.
Основной заботой в сфере массовой физической культуры остаются дети. Известна тревожная тенденция повышения уровня и ухудшения структуры заболеваемости детей. Проводимые в течение ряда лет обследования показали, что только 6% обследованных учащихся общеобразовательных учреждений отличаются высоким уровнем здоровья. Достаточно высокий уровень резервов здоровья и работоспособности имеет 31% обследованных, 29% - удовлетворительный. Сниженный уровень здоровья отмечен у 34% учащихся общеобразовательных учреждений. Большинство из них ведут малоподвижный образ жизни, а некоторые имеют вредные привычки. Введение третьего урока физической культуры во всех общеобразовательных учреждениях поможет увеличить объем двигательной активности детей, но при этом требуется увеличение площадей объектов спорта и решение кадрового вопроса.
Еще одна неблагоприятная тенденция последних лет - влияние различных неформальных объединений в молодежной среде. Требуется постоянный мониторинг ситуации и постоянное обновление методик работы с молодежью, в том числе в среде болельщиков, на межведомственной основе.
В связи с сокращением спортивных объектов, принадлежащих организациям, в последние годы остро стоит вопрос об определении форм привлечения работников трудовых коллективов организаций к занятиям физической культурой и спортом. В большинстве своем эта категория граждан занимается спортом в коммерческих организациях, самостоятельно оплачивая расходы. По данным социологического опроса, 14% населения города Москвы занимается спортом на платной основе. Но идея "корпоративного спорта" может стать действенным стимулом для увеличения числа занимающихся спортом. Кроме того, занятия физической культурой и спортом по месту работы могут рассматриваться в качестве средства снижения профессиональных производственных рисков. В данном направлении проводится работа совместно с профсоюзными организациями.
Говоря о спорте высших достижений, следует отметить нарастающее ужесточение конкуренции на международных спортивных соревнованиях. Это означает, что актуальными являются вопросы подготовки высококвалифицированных спортивных кадров (тренеров, спортивных врачей, психологов и иных специалистов), а также строительства спортивных сооружений, отвечающих современным мировым требованиям для подготовки спортсменов по отдельным видам спорта.
Последнее массовое строительство спортивных сооружений для спорта высших достижений осуществлялось в городе Москве в 70-е годы прошлого века, в преддверии летней Олимпиады-80. В последние годы на территории города Москвы построено только 5 объектов, позволяющих проводить соревнования, в том числе международного уровня:
- ледовый дворец "Мегаспорт" на Ходынском поле;
- многофункциональный комплекс "Строгино" на ул. Таллинской;
- крытый конькобежный центр в Крылатском;
- ледовый дворец на улице Коненкова;
- баскетбольный комплекс в Крылатском.
В предстоящий пятилетний период с 2012 по 2016 годы в городе Москве планируется проведение ряда крупнейших международных соревнований, в том числе: второй этап Кубка мира по гребле на байдарках и каноэ, чемпионаты мира по регби-7 и легкой атлетике, по дзюдо и по гребле на байдарках и каноэ, по хоккею.
Подготовка спортсменов к участию в международных соревнованиях потребует значительных инвестиционных вложений в модернизацию имеющейся материально-технической базы по соответствующим видам спорта.
В соответствии с запланированными Государственной программой мероприятиями в течение ее действия планируется завершить строительство и/или реконструкцию 10 крупных спортивных объектов, позволяющих проводить спортивные мероприятия международного уровня как за счет средств бюджета города Москвы, так и за счет средств привлеченных инвесторов.
В частности, в рамках Адресной инвестиционной программы города Москвы за счет ежегодно выделяемых лимитов капитальных вложений по отрасли "Физическая культура и спорт" планируется проведение проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ по комплексной реконструкции территории Гребного канала. После окончания реконструкции объект будет соответствовать мировым стандартам спортивных сооружений.
В рамках подготовки к проведению чемпионата мира по футболу 2018 года уже ведутся работы по строительству стадиона "Спартак" на Тушинском аэродроме (Волоколамское шоссе, вл. 67), стадиона "ЦСКА" (3-я Песчаная ул., вл. 2) и комплексной реконструкции стадиона "Динамо" (Ленинградский просп., вл. 36). Выполнение работ осуществляется за счет средств привлеченных инвесторов.
После проведения чемпионата мира по легкой атлетике 2013 года начнутся работы по комплексной реконструкции стадиона "Лужники" для проведения чемпионата мира по футболу 2018 года.
Кроме того, в период действия Государственной программы предусмотрены бюджетные ассигнования на реконструкцию плавательного бассейна Олимпийского комплекса "Лужники" и спортивного комплекса "Олимпийский".
Проведение запланированных в рамках Государственной программы работ позволит обеспечить не только проведение вышеуказанных международных соревнований, но и создать базу для последующей организации крупных соревнований, а также обеспечит создание учебно-тренировочной базы мирового уровня и условий для организации спортивно-зрелищных мероприятий для жителей города Москвы.
Основными проблемами в сфере массовой физической культуры, подготовки спортивного резерва и развития спорта высших достижений являются:
- Отсутствие достаточного количества спортивных сооружений, отвечающих современным мировым требованиям, что затрудняет подготовку спортивного резерва и тормозит развитие спорта высших достижений (острая нехватка футбольных полей, отсутствие лыжного стадиона, сооружений для занятий экстремальными видами спорта, единоборствами, недостаточное количество сооружений для занятий водными видами спорта и иных объектов).
- Недостаточное развитие материально-технического оснащения объектов спорта, в том числе в целях обеспечения доступности для инвалидов и иных лиц с ограниченными возможностями здоровья. Значительная степень износа зданий спортивных школ.
- Нехватка городских территорий для возведения новых масштабных физкультурно-спортивных объектов, в том числе специализированных.
- Недостаточная обеспеченность граждан крытыми спортивными сооружениями "шаговой" доступности.
- Отсутствие современной спортивной базы государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, отсутствие широкого студенческого спортивного движения.
- Значительное сокращение спортивных объектов, принадлежащих организациям.
- Нехватка высококвалифицированных спортивных кадров (тренеров, спортивных врачей, психологов и иных специалистов).
Государственной программой предусмотрены меры, направленные на решение имеющихся в сфере физической культуры и спорта проблем и на достижение основных макроэкономических показателей, предусмотренных Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Создание необходимых условий для занятий физической культурой и спортом повышает качество жизни москвичей и способствует поддержанию здоровья и высокой работоспособности. Одним из главных показателей, используемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственного статистического учета и представляемым для оценки эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, является удельный вес населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом. Государственной программой предусмотрено постоянное увеличение числа занимающихся физической культурой и спортом москвичей всех возрастных групп, в том числе инвалидов и иных лиц с ограниченными возможностями здоровья. Несмотря на прогнозируемый рост численности жителей города Москвы, доля москвичей, занимающихся физической культурой и спортом, за период реализации Государственной программы существенно увеличивается: с 22,3% до 30%.
Другим макроэкономическим показателем является уровень обеспеченности спортивными сооружениями. В городе Москве имеется недостаток в спортивных сооружениях. Мероприятия Государственной программы позволят увеличить обеспеченность населения спортивными залами, плоскостными спортивными сооружениями, плавательными бассейнами.
Важным макроэкономическим показателем является удовлетворенность населения условиями для занятия физической культурой и спортом. В настоящее время (по итогам опроса) 30,2% жителей города Москвы удовлетворены уровнем и качеством предоставляемых физкультурно-оздоровительных услуг. С учетом роста требований к качеству услуг и роста численности жителей города Москвы запланировано увеличить этот показатель до 34%.
2. Приоритеты политики Правительства Москвы в сфере реализации Государственной программы
2.1. Приоритеты политики Правительства Москвы в сфере реализации Государственной программы определены в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 года N 1101-р, Федеральной целевой программой "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2006 года N 7.
Приоритетами Государственной программы являются:
1. Улучшение физического развития и физической подготовки жителей города Москвы.
2. Пропаганда физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни.
3. Обеспечение потребности жителей города Москвы в качественных услугах в сфере физической культуры и спорта.
4. Модернизация системы физического воспитания различных категорий жителей города Москвы, развитие организационно-управленческого и кадрового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности, в том числе в трудовых коллективах организаций города Москвы.
5. Развитие объектов инфраструктуры в сфере физической культуры и спорта.
6. Совершенствование подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва для повышения конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене.
7. Приоритетное развитие видов спорта, входящих в программы Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр.
8. Организация эффективной системы детско-юношеского спорта, отбора и подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд страны.
9. Развитие организационно-управленческого, кадрового, научно-методического, медико-биологического, антидопингового и информационного обеспечения физкультурно-спортивной деятельности.
10. Разработка высокотехнологических подходов к развитию спорта высших достижений.
11. Улучшение организации деятельности и качества содержания подведомственных Москомспорту учреждений физической культуры и спорта, в том числе развитие их материальной базы, обеспечение доступности для жителей города Москвы, в том числе для инвалидов и иных лиц с ограниченными возможностями здоровья.
2.2. Цель Государственной программы:
Увеличение числа жителей города Москвы, занимающихся физической культурой и спортом, достижение московскими спортсменами наивысших спортивных результатов.
2.3. Достижение целей Государственной программы будет обеспечиваться решением следующих задач:
1. Обеспечение жителей города Москвы возможностями для удовлетворения потребностей в двигательной активности и участии в физкультурных и массовых спортивных мероприятиях.
2. Популяризация физической культуры и спорта среди жителей города Москвы всех возрастных групп (дети, молодежь, среднее и старшее поколения), в том числе инвалидов и иных лиц с ограниченными возможностями здоровья.
3. Совершенствование системы физического воспитания детей и молодежи.
4. Модернизация системы подготовки специалистов в области физической культуры и спорта.
5. Совершенствование взаимодействия городских, окружных и районных физкультурно-спортивных организаций города Москвы с органами исполнительной власти города Москвы и органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве по привлечению населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом.
6. Развитие спорта высших достижений, в том числе повышение результативности выступления московских спортсменов - представителей города Москвы на Олимпийских играх, Паралимпийских играх и Сурдлимпийских играх, Всемирной универсиаде, чемпионатах и кубках мира, чемпионатах и кубках Европы, официальных физкультурных мероприятиях и спортивных соревнованиях.
7. Приоритетное развитие видов спорта, входящих в программы Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр.
8. Совершенствование системы подготовки московских спортсменов высшей квалификации, осуществление научно-методического, медико-биологического, антидопингового и информационно-технологического обеспечения подготовки спортивного резерва.
9. Расширение сети объектов спорта, в том числе уникальных и специализированных, строительство и реконструкция спортивных объектов по приоритетным видам спорта.
10. Развитие материально-технической базы организаций Москомспорта, в том числе для обеспечения их доступности для инвалидов и иных лиц с ограниченными возможностями здоровья, совершенствование системы эксплуатации и содержания существующих объектов спорта.
2.4. Показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач:
Оценка промежуточных и конечных результатов реализации Государственной программы представлена динамикой целевых показателей и индикаторов эффективности реализации Государственной программы. В результате реализации Государственной программы будут достигнуты следующие показатели:
Увеличение расходов бюджета города Москвы на физическую культуру и спорт в расчете на 1 жителя города Москвы с 2196,8 руб. до 3354,5 руб.
Увеличение удельного веса жителей города Москвы, систематически занимающегося физической культурой и спортом, с 22,3% до 30%, в том числе удельного веса инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, с 6,7% до 11% от числа инвалидов, способных по медицинским показаниям заниматься физической культурой и спортом.
Доведение численности спортсменов города Москвы, включенных в составы спортивных сборных команд Российской Федерации, с 21 до 25 человек на 100 тыс. человек населения.
Увеличение доли московских спортсменов, зачисленных в составы сборных команд Российской Федерации, в общем количестве спортсменов, занимающихся на этапе совершенствования спортивного мастерства и этапе высшего спортивного мастерства организаций Москомспорта, с 35,8% до 41,4%.
Доведение уровня обеспеченности на 10 тыс. населения:
- спортивными залами с 0,974 тыс. кв. м до 1,105 тыс. кв. м;
- плоскостными спортивными сооружениями с 3,706 тыс. кв. м. до 3,963 тыс. кв. м;
- плавательными бассейнами с 79,21 кв. м до 163,33 кв. м зеркала воды.
Повышение удовлетворенности населения условиями для занятия физической культурой и спортом с 30,2% до 34% от числа опрошенных человек.
2.5. Основные ожидаемые конечные результаты Государственной программы.
Выполнение Государственной программы в полном объеме позволит достичь следующих качественных результатов:
1. Увеличение количества москвичей, регулярно занимающихся физической культурой и спортом, до 30% от общего числа жителей города Москвы.
2. Увеличение количества инвалидов, занимающихся физической культурой и спортом, до 11% от числа инвалидов, способных по медицинским показаниям заниматься физической культурой и спортом.
3. Увеличение доли московских спортсменов, зачисленных в составы сборных команд Российской Федерации, в общем количестве спортсменов, занимающихся на этапе совершенствования спортивного мастерства и этапе высшего спортивного мастерства организаций Москомспорта, до 41,4%.
4. Увеличение количества спортсменов, представляющих город Москву, в составах кандидатов сборных команд Российской Федерации, включенных в программы Олимпийских игр, до 35-40,0%
5. Повышение интереса различных возрастных групп и социальных категорий жителей города Москвы, особенно молодежи, к занятиям физической культурой и спортом.
6. Доведение уровня обеспеченности спортивными залами до 1,105 тыс.кв.м, плоскостными спортивными сооружениями до 3,963 тыс.кв.м, плавательными бассейнами до 163,33 кв.м зеркала воды на 10 тыс. населения.
7. Повышение удовлетворенности населения условиями для занятия физической культурой и спортом до 34% от числа опрошенных человек.
2.6. Сроки и этапы реализации
Государственной программы: Государственная программа города Москвы "Спорт Москвы" рассчитана на период с 2012 по 2016 гг. и предусматривает следующую этапность:
I этап: 01.01.2012 - 31.12.2012 гг.;
II этап: 01.01.2013 - 31.12.2013 гг.;
III этап: 01.01.2014 - 31.12.2014 гг.;
IV этап: 01.01.2015 - 31.12.2015 гг.;
V этап: 01.01.2016 - 31.12.2016 гг.
3. Характеристика мероприятий и ведомственных целевых программ Государственной программы
Мероприятия Государственной программы включают в себя меры, направленные на развитие физической культуры и массового спорта, подготовку спортивного резерва, развитие спорта высших достижений.
1. Подпрограмма "Массовая физкультурно-спортивная работа"
Подпрограмма предусматривает мероприятия по созданию необходимых условий для занятий физической культурой и спортом жителей города Москвы по месту жительства, учебы, работы, для самостоятельных занятий. В этих целях предполагается постоянное обновление и расширение физкультурно-оздоровительных услуг, оказываемых государственными учреждениями города Москвы. В целях повышения качества предоставляемых услуг будут проводиться постоянный мониторинг, совершенствование материально-технической базы организаций Москомспорта, повышение квалификации специалистов, разработка методики организации физкультурно-спортивной работы с жителями разных возрастных групп, инвалидами и иными лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Предусмотрена организация работы с населением города Москвы по месту жительства органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве. Жители всех возрастных групп должны получить возможность заниматься физической культурой и спортом под руководством инструктора или самостоятельно, получая необходимые методические рекомендации.
Подпрограммой предусмотрена финансовая и организационно-методическая поддержка массовой физкультурно-спортивной работы негосударственных организаций.
Особое внимание уделяется организации физического воспитания молодежи допризывного возраста. Планируется проведение работы органами исполнительной власти города Москвы совместно с общественными организациями, органами местного самоуправления. Предусмотрены физкультурные и массовые спортивные мероприятия, организация секционной и клубной работы, проведение сборов, выезд в воинские части.
На Департамент образования города Москвы возлагаются задачи по организации массовой физкультурно-спортивной работы в дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях дополнительного образования, образовательных учреждениях профессионального образования. Воспитанники и обучающиеся получат широкие возможности для занятий спортом в свободное от учебы время.
Организация массовой физкультурно-спортивной работы в образовательных учреждениях высшего профессионального образования планируется проводить совместно с администрацией этих учреждений и студенческой спортивной общественностью.
Развитие сферы физической культуры и массового спорта предусматривает проведение большого числа физкультурных и спортивных мероприятий. Соревновательная деятельность является необходимой частью подготовки спортсменов-любителей. Кроме того, физкультурные мероприятия пропагандируют спортивный образ жизни, позволяют организовать активный досуг жителей разных возрастных групп. При этом большое количество мероприятий планируется проводить с участием инвалидов и иных лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Программой предусмотрены меры по развитию материально-технической базы организаций Москомспорта, в том числе для обеспечения их доступности для инвалидов и иных лиц с ограниченными возможностями здоровья, строительство физкультурно-оздоровительных комплексов, в том числе специализированных.
Организация массовой физкультурно-спортивной работы основывается на методической базе и сопровождается пропагандой здорового образа жизни.
2. Подпрограмма "Подготовка спортивного резерва, развитие спорта высших достижений"
Подпрограмма предусматривает мероприятия по обеспечению подготовки спортивного резерва и сборных команд государственными учреждениями города Москвы, в рамках которых будут созданы центры спортивной подготовки по группам видов спорта, отделения, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья, по видам спорта, входящим в программы летних и зимних Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийких игр, а также мероприятия по целевой подготовке, профессиональной переподготовке и повышению квалификации тренеров и иных специалистов по приоритетным видам спорта, спорта высших достижений, в том числе в области адаптивной физической культуры и адаптивного спорта.
Неотъемлемой частью подготовки спортивного резерва и развития спорта высших достижений является проведение в городе Москве крупных спортивных мероприятий, включая спортивные мероприятия мирового уровня, в том числе для инвалидов и иных лиц с ограниченными возможностями здоровья. Подпрограммой предусмотрены меры по подготовке спортсменов в условиях учебно-тренировочных сборов для участия в официальных всероссийских спортивных соревнованиях, выполнение требований ЕВСК и отбор в сборные команды Российской Федерации для выступления в официальных международных спортивных соревнованиях в составе сборной команды Российской Федерации по различным видам спорта, в том числе входящим в программы Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр.
Предусмотрены меры по развитию и совершенствованию материально-технической базы организаций Москомспорта, в том числе для обеспечения их доступности для инвалидов и иных лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Достижение московскими спортсменами наивысших спортивных результатов на основе совершенствования системы многолетней подготовки спортсменов высшей квалификации невозможно без научно-методического, медико-биологического, антидопингового и информационно-технологического обеспечения. Подпрограммой предусмотрены необходимые меры по совершенствованию данных направлений, а также по совершенствованию системы управления в сфере физической культуры и спорта.
Строительство крупных спортивных комплексов и реконструкция объектов спорта позволят обеспечить проведение масштабных спортивных соревнований в городе Москве, а также привлечь к занятиям физической культурой жителей города Москвы.
4. Характеристика мер государственного регулирования Государственной программы
В условиях формирования новых подходов к системе планирования и контроля реализации планов и основных показателей системы управления сферой физической культуры и спорта, совершенствования правового положения государственных учреждений, развития конкурентной среды, внедрения в практику современных управленческих технологий в рамках настоящей Государственной программы предлагаются следующие меры государственного регулирования:
1. Повышение эффективности управления кадровыми, материальными, финансовыми, организационными ресурсами в сфере физической культуры и спорта:
- мероприятия по оптимизации структуры управления сферой физической культуры и спорта;
- информатизация сферы физической культуры и спорта, внедрение новых технологий;
- разработка нормативов, положений, регламентов для совершенствования работы сферы физической культуры и спорта и повышения эффективности использования бюджетных средств;
- комплексная система целевой подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников сферы физической культуры и спорта, имеющих среднее и высшее профессиональное образование, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников, ориентированной на потребности в сфере физической культуры и спорта в целом и конкретных учреждений по итогам ежегодного мониторинга.
2. Развитие государственно-частного партнерства в сфере физической культуры и спорта.
3. Создание благоприятной конкурентной среды и реализация мероприятий по развитию конкуренции:
- мероприятия по устранению административных барьеров (разработка и внедрение стандартов физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг, предоставляемых жителям города Москвы; организация и ведение городского реестра физкультурно-спортивных организаций);
- мероприятия по устранению информационных ограничений (публикация основных процедур и результатов деятельности Москомспорта);
- мероприятия по устранению инфраструктурных барьеров и ограничений (развитие аукционных форм торговли, в том числе на электронных площадках).
4. Организация правового сопровождения деятельности подведомственных Москомспорту государственных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. Создание правового механизма взаимодействия спортивных школ с профессиональными спортивными клубами.
6. Разработка комплекса мероприятий, направленных на повышение эффективности взаимодействия с городскими спортивными федерациями и другими общественными физкультурно-спортивными организациями.
5. Прогноз сводных показателей государственных заданий Государственной программы
Москомспортом в соответствии с законодательством Российской Федерации утвержден перечень государственных услуг и работ, выполняемых государственными учреждениями города Москвы в рамках государственных заданий, утверждаемых в установленном порядке.
Структура Государственной программы в разрезе оказываемых услуг и выполняемых работ представлена в Таблице 5 приложения 1 к Государственной программе.
В рамках проведения мероприятий Государственной программы планируется увеличение показателя объема следующих услуг:
1. Предоставление дополнительного образования спортивной направленности:
- на спортивно-оздоровительном этапе подготовки с 16376 до 17976 человек;
- на этапе начальной подготовки с 72103 до 74103 человек;
- на учебно-тренировочном этапе с 41711 до 43711 человек;
- на этапе спортивного совершенствования с 4523 до 5323 человек;
- на этапе высшего спортивного мастерства с 3698 до 4498 человек.
2. Предоставление дополнительного образования спортивной направленности для инвалидов и иных лиц с ограниченными возможностями здоровья:
- на спортивно-оздоровительном этапе подготовки с 715 до 795 человек;
- на этапе начальной подготовки с 949 до 1029 человек;
- на учебно-тренировочном этапе с 437 до 477 человек;
- на этапе спортивного совершенствования с 208 до 228 человек;
- на этапе высшего спортивного мастерства с 91 до 99 человек.
3. Предоставление начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.
Число обучающихся по программам общего образования должно составлять не менее 13770 человек.
4. Предоставление среднего профессионального образования, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.
Число обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования по укрупненным группам специальностей (направлениям подготовки) по каждой форме обучения должно составлять не менее 4783 человек.
5. Предоставление услуг, связанных с подготовкой спортивного резерва.
Численность обучающихся в среднем составляет 780 человек.
6. Предоставление жителям города Москвы физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг.
Численность занимающихся должна составлять ежегодно не менее 755,0 тыс.человек.
7. Предоставление услуг по переподготовке и повышению квалификации тренерско-преподавательского состава и других специалистов организаций Москомспорта.
Количество специалистов в среднем составляет 2000 человек.
8. Работы по организации и проведению официальных физкультурных и спортивных мероприятий в соответствии с Единым календарным планом физкультурных и спортивных мероприятий города Москвы.
Ежегодно планируется провести не менее 1720 физкультурных мероприятий.
Проведение спортивных мероприятий планируется увеличить с 8928 до 9285 мероприятий.
9. Работы по организации и проведению межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных и спортивных мероприятий, значимых массовых спортивно-зрелищных мероприятий в соответствии с перечнем, ежегодно утверждаемым Мэром Москвы.
Число ежегодно проведенных мероприятий должно составлять не менее 48.
10. Работы по обеспечению подготовки сборных команд города Москвы.
Количество спортсменов, тренеров, специалистов в среднем должно составлять не менее 3000 человек.
11. Работы по антидопинговому обеспечению деятельности московской лаборатории по обнаружению запрещенных веществ в организме спортсменов, в том числе сбор и анализ проб.
Количество взятых проб у спортсменов в среднем должно составлять не менее 2000 проб.
12. Ведение электронной базы данных по видам спорта, ведение городского реестра физкультурно-спортивных организаций.
Поименный перечень предполагается довести до 120 видов спорта.
13. Работы по научно-методическому и медико-биологическому обеспечению.
Планируется увеличить количество спортсменов с 2200 до 4000 человек.
14. Работы по технической организации процедуры аккредитации городских спортивных федераций.
Количество организованных процедур составит до 120 единиц.
6. Информация об участии предприятий, организаций и внебюджетных фондов в реализации Государственной программы
Информация об участии юридических лиц в реализации Государственной программы представлена по объему финансирования в Таблице 7 приложения 1 к Государственной программе.
Юридические лица участвуют в реализации мероприятий Государственной программы за счет собственных и привлеченных средств.
Строительство и реконструкцию объектов спорта планируется проводить с участием или за счет средств привлеченных инвесторов путем реализации инвестиционных контрактов (компенсационное строительство), в том числе при реконструкции спортивных объектов для проведения крупных международных соревнований в городе Москве. Строительство объектов шаговой доступности для массовых занятий физической культурой и спортом и их дальнейшую эксплуатацию планируется осуществлять за счет собственных средств инвесторов.
7. Анализ рисков реализации Государственной программы
Риски:
- Существующие ограничения в использовании механизмов государственно-частного партнерства, не позволяющие активно развивать спортивно-зрелищную индустрию и спортивную промышленность, обеспечивать доступность спортивных и физкультурно-оздоровительных услуг.
- Затруднения при обеспечении укомплектованности квалифицированными кадрами в сфере физической культуры и спорта.
- Сокращение объемов средств, выделяемых на поддержку физкультурно-спортивных организаций, в том числе спортивных федераций по соответствующим видам спорта.
- Недостаточный уровень качества проводимых физкультурных и спортивных мероприятий.
- Недостаточное количество объектов спорта, предоставляющих возможность бесплатного посещения малообеспеченным категориям граждан, детям, учащимся (обучающимся, воспитанникам и студентам), пенсионерам, инвалидам и иным лицам с ограниченными возможностями здоровья.
- Рост дефицита земельных ресурсов для размещения физкультурно-спортивных объектов.
- Отставание темпов роста интереса к массовому спорту и здоровому образу жизни от увеличения интереса к профессиональному спорту
- Недостаточная заинтересованность инвалидов и иных лиц с ограниченными возможностями здоровья в регулярных занятиях физической культурой и спортом.
- Отсутствие системы мониторинга качества физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг.
- Отсутствие механизмов активного внедрения систем добровольной сертификации физкультурно-спортивных организаций и центров для занятий спортом по месту жительства в целях обеспечения высокого качества физкультурно-спортивных услуг
- Отсутствие реестра спортивных объектов для проведения официальных спортивных мероприятий
- Несовершенство системы нормативного правового регулирования деятельности в сфере физической культуры и спорта на федеральном уровне. Задержка принятия запланированных нормативных правовых актов
- Риски природных и техногенных аварий и катастроф, не позволяющие в полном объеме и в установленные сроки реализовать запланированные мероприятия.
- Финансовые риски, связанные с недостаточным уровнем бюджетного финансирования Государственной программы
Меры управления рисками:
- Совершенствование механизма государственно-частного партнерства в сфере физической культуры и спорта, исходя из изменений во внутренней и внешней среде реализации Государственной программы.
- Проведение подготовки и переподготовки кадров, а также привлечение внешних профильных консультантов.
- Совершенствование финансового обеспечения спортивной деятельности.
- Разработка и внедрение отраслевых стандартов по организации и проведению физкультурных и спортивных мероприятий.
- Совершенствование механизма государственно-частного партнерства в сфере физической культуры и спорта.
- Рассмотрение возможностей использования физкультурно-спортивных объектов, расположенных в Московской области, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти и частной собственности.
- Совершенствование пропагандистского обеспечения физкультурно-спортивного движения и здорового образа жизни.
- Совершенствование пропагандистского обеспечения с целью вовлечения инвалидов и иных лиц с ограниченными возможностями здоровья в занятия физической культурой и спортом. Приспособление объектов спорта, участвующих в учебно-тренировочном процессе и массовой физкультурно-спортивной работе и имеющих техническую возможность, для беспрепятственного доступа и занятий спортом инвалидов и иных лиц с ограниченными возможностями здоровья.
- Разработка и внедрение системы мониторинга качества физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг.
- Разработка и внедрение механизмов активного внедрения систем добровольной сертификации физкультурно-спортивных организаций и центров для занятий спортом по месту жительства.
- Формирование и ведение реестра спортивных объектов для проведения официальных спортивных мероприятий.
- Проведение комплексного анализа внешней и внутренней среды исполнения Государственной программы с дальнейшим пересмотром критериев оценки и отбора мероприятий Государственной программы.
- Оперативное реагирование и внесение изменений в Государственную программу, нивелирующее или снижающее воздействие негативных факторов на выполнение целевых показателей Государственной программы.
8. Методика оценки эффективности Государственной программы
Оценка эффективности и результативности Государственной программы представляет собой совокупность показателей оценки фактической эффективности по годам и по итогам реализации Государственной программы в целом.
Методика оценки эффективности Государственной программы выражается в оценке достижения запланированного значения каждого показателя. Общая эффективность выполнения Государственной программы складывается из результатов по всем целевым показателям.
Контроль эффективности и результативности Государственной программы осуществляется посредствам ежегодных отчетов, мониторинга промежуточных показателей и опросов об уровне удовлетворенности жителей города Москвы оказываемыми физкультурно-оздоровительными и спортивными услугами.
По итогам каждого этапа Государственной программы возможна корректировка информации как по ресурсному обеспечению, так и по комплексу мероприятий в составе отдельных подпрограмм Государственной программы. Предложения о внесении изменений в перечни и состав мероприятий, а также в объемы бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий в пределах утвержденных лимитов, вносит в установленном порядке Ответственный исполнитель по согласованию с соисполнителями.
Планируемый вклад результатов государственной программы в социально-экономическое развитие Москвы базируется прежде всего на успешном выполнении запланированных на период ее реализации целевых индикаторов и показателей, а также мероприятий в установленные сроки. Стратегический эффект такого выполнения, исчисляемого как абсолютными, так и процентными значениями, в совокупности приведет к увеличению числа жителей города Москвы, занимающихся физической культурой и спортом, достижению московскими спортсменами наивысших спортивных результатов.
<< Назад |
Приложение 1 >> Приложение 1 |
|
Содержание Постановление Правительства Москвы от 20 сентября 2011 г. N 432-ПП "Об утверждении Государственной программы города Москвы... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.