Распространяются ли положения Закона о контрактной системе*(1) на закупки услуг по аренде земельного участка, необходимого в деятельности бюджетного учреждения? Может ли учреждение осуществить закупку услуг по аренде земельного участка у единственного исполнителя?
А. Гусев,
эксперт журнала "Бюджетные организации:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 12, декабрь 2016 г., с. 16-18.
Бюджетные учреждения обязаны осуществлять закупки за счет средств субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, и иных средств согласно требованиям Закона о контрактной системе, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 15 данного закона, когда бюджетное учреждение осуществляет закупки в соответствии с Федеральным законом N 223-ФЗ*(2). Государственные (муниципальные) заказчики обязаны руководствоваться Законом о контрактной системе при заключении договора аренды земельного участка (Письмо Минэкономразвития РФ от 19.08.2016 N ОГ-Д28-9907).
Что же касается способа определения поставщика, то учреждение вправе осуществить закупку у единственного поставщика при соблюдении ограничений, установленных Законом о контрактной системе.
Обоснование. В силу ст. 1 Закона о контрактной системе указанный закон направлен на регулирование отношений, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности ведения таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в данной сфере.
Исключения из сферы применения Закона о контрактной системе, установленные ч. 2 ст. 1, не содержат указания на возможность заключения договора аренды земельного участка без применения положений данного закона. Таким образом, государственные (муниципальные) заказчики обязаны руководствоваться Законом о контрактной системе при заключении договора аренды земельного участка.
Бюджетные учреждения обязаны осуществлять закупки за счет средств субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, и иных средств согласно требованиям Закона о контрактной системе, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 15 данного закона, когда бюджетное учреждение осуществляет закупки в соответствии с Федеральным законом N 223-ФЗ. Напомним: чтобы бюджетные учреждения могли не применять Закон о контрактной системе в перечисленных случаях, им нужно разработать положение о закупках и разместить его до начала года на официальном сайте РФ в сети Интернет для публикации информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.
В силу ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе бюджетные учреждения при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или производят закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы, аукционы, запрос котировок и запрос предложений.
Учреждение выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Случаи закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) определены ст. 93 Закона о контрактной системе. Так, например, п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе предусмотрена возможность осуществления закупки товара, работы или услуги у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на сумму, не превышающую 100 000 руб.
Также отметим, что учреждение не вправе осуществлять закупку на основании п. 31 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, поскольку указанный пункт не предусматривает право заказчика заключить контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предметом которого является аренда земельного участка (Письмо Минэкономразвития РФ от 08.08.2016 N Д28и-2177).
1 декабря 2016 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг".
*(2) Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"