Вправе ли бюджетное учреждение осуществлять закупки товаров, работ или услуг в соответствии с положениями Федерального закона N 223-ФЗ за счет средств грантов, предоставленных работникам учреждения и отражаемых на их лицевых счетах?
А. Гусев,
эксперт журнала "Бюджетные организации:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 12, декабрь 2016 г., с. 21-22.
Если получателем грантов является не само бюджетное учреждение, а его работники, учреждение не вправе осуществлять закупки за счет указанных средств в соответствии с нормами Федерального закона N 223-ФЗ. Закупки за счет средств грантов должны осуществляться согласно положениям Закона о контрактной системе.
Обоснование. Исходя из ст. 2 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" под грантами понимаются денежные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, получившими право на предоставление грантов на территории РФ в установленном Правительством РФ порядке, на осуществление конкретных научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов, на проведение конкретных научных исследований на условиях, определенных грантодателями.
В силу положений ч. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законом или добровольно принятым обязательством. Условия договора согласно положениям ч. 4 ст. 421 ГК РФ определяются по усмотрению сторон, кроме ситуаций, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Средства гранта, предоставляемого физическому лицу, перечисляются на счет учреждения на основании договора, подписываемого руководителем учреждения или лицом, уполномоченным на подписание договора.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона о контрактной системе бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, и иных средств в силу требований Закона о контрактной системе.
Вместе с тем согласно ч. 2 ст. 15 Закона о контрактной системе при наличии правового акта, принятого бюджетным учреждением на основании ч. 3 ст. 2 Федерального закона N 223-ФЗ и размещенного до начала года в ЕИС, данное учреждение вправе осуществлять в соответствующем году с соблюдением требований Федерального закона N 223-ФЗ и правового акта закупки:
- за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории РФ в порядке, установленном законодательством РФ, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
- в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения названного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;
- за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).
С учетом изложенного бюджетное учреждение может воспользоваться правом осуществления закупок за счет грантов в соответствии с положениями Федерального закона N 223-ФЗ только в случае, если оно является грантополучателем (Письмо Минэкономразвития РФ от 27.07.2016 N Д28и-2020).
1 декабря 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"