Разъясните, каковы особенности инвентаризации созданных в учреждении резервов предстоящих расходов?
С.С. Бычков,
государственный советник РФ 3-го класса
Журнал "Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере", N 6, ноябрь-декабрь 2016 г., с. 20-22.
Порядок формирования резервов (виды резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т.д.) устанавливается учреждением в рамках формирования учетной политики (п. 302.1 Инструкции N 157н*(1)).
Если бюджетное учреждение создает резерв предстоящих расходов, то в соответствии с п. 3.49 Методических указаний*(2) при проведении инвентаризации ему необходимо проверить порядок формирования, использования резерва на цели его создания, а также правильность отражения резерва в учете.
Согласно п. 160.1 Инструкции N 174н*(3) в бухгалтерском учете резервы отражаются следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Формирование резервов | ||
на оплату отпусков, компенсаций за неиспользованный отпуск, включая платежи на социальное страхование; обязательств по фактически произведенным расходам, по которым в срок не поступили документы (из-за неопределенности их размеров) |
0 401 20 200 | 0 401 60 000 |
в счет предстоящей оплаты по требованию покупателей в случаях, предусмотренных договором поставки (гарантийного ремонта, текущего обслуживания) |
0 401 20 200 | 0 401 60 000 |
по обязательствам, возникающим в рамках рассмотрения претензий, исков, в том числе при досудебном (внесудебном) рассмотрении (по претензионным требованиям) | 0 401 20 200 | 0 401 60 000 |
Принятие обязательств, на которые был ранее образован резерв | ||
при начислении отпуска, компенсации, включая платежи на социальное страхование; при поступлении расчетных документов по соответствующим обязательствам; при признании претензионных требований; по утилизации основных средств, для восстановления последствий эксплуатации которого начислялся резерв | 0 401 60 000 |
По итогам инвентаризации в соответствии с п. 3.50-3.55 Методических указаний:
- уточняется размер остатка резерва на предстоящую оплату предусмотренных законодательством очередных и дополнительных отпусков работников. Данный резерв отражается в годовом балансе исходя из расходов на оплату труда работников (количества дней неиспользованного отпуска, средней заработной платы) и обязательных отчислений во внебюджетные фонды. Если в результате проведенной инвентаризации будет выявлено, что сумма фактических расходов на оплату отпусков превышает сумму созданного резерва, в бухгалтерском учете необходимо отразить дополнительные отчисления в резерв на оплату отпусков;
- при инвентаризации резерва расходов на ремонт основных средств (включая арендованные объекты) следует учитывать, что излишне зарезервированные суммы в конце года сторнируются;
- при образовании других разрешенных в установленном порядке резервов на покрытие каких-либо других предполагаемых расходов и убытков инвентаризационная комиссия проверяет правильность их расчета и обоснованность отражения на конец отчетного года.
Резерв предстоящих расходов должен использоваться только на покрытие затрат, в отношении которых этот резерв был изначально создан.
1 ноября 2016 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
*(2) Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 N 49.
*(3) Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"