Обязано ли муниципальное учреждение вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду?
А.И. Бирюков,
к.э.н., профессор Финансового университета
при Правительстве РФ,
советник Управления внутреннего контроля (аудита)
и оценки эффективности деятельности
Федерального казначейства
Журнал "Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере", N 6, ноябрь-декабрь 2016 г., с. 58-60.
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) закрепляет в качестве основных принципов охраны окружающей среды платность природопользования и возмещение вреда, причиненного окружающей среде. В силу ч. 1 ст. 16 Закона N 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду (далее - плата за НВОС) взимается за следующие его виды:
- выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ);
- сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
- хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Плату за НВОС обязаны вносить юридические лица, осуществляющие на территории РФ хозяйственную и (или) иную деятельность.
Исключением являются юридические лица, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории, к которым в соответствии со ст. 4.2 Закона N 7-ФЗ относятся объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду.
Примечание. Обязанность по внесению платы за НВОС возложена на юридических лиц, от хозяйственной и (или) иной деятельности которых образовались отходы, за исключением твердых коммунальных отходов.
Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 N 1029 (далее - Критерии).
Росприроднадзор в Письме от 29.09.2016 N АА-03-04-32/20054 к IV категории относит, в частности, офисные помещения, школы, детские сады и другие объекты, соответствующие пп. "б" п. 6 ч. IV Критериев, при условии отсутствия стационарных источников загрязнения (источников выбросов в атмосферный воздух).
В настоящее время плательщиками являются:
- при размещении отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) - юридические лица, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы;
- при размещении твердых коммунальных отходов - операторы (региональные) по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
В Решении ВС РФ от 09.02.2016 N АКПИ15-1379 сказано, что обязательство вносить плату за размещение отходов возникает у "образователя" отходов, а не у специализированных организаций, осуществляющих изоляцию таких отходов и непосредственно не оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Аналогичные положения закреплены в ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Примечание. В соответствии со ст. 1 Закона N 89-ФЗ отходы производства и потребления - вещества или предметы, образовавшиеся в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным законом.
В Письме Росприроднадзора от 29.03.2016 N АА-06-01-36/5099 отмечено, что плата за размещение отходов, осуществленное с 1 января 2016 года, подлежит исчислению и внесению лицами, определенными ст. 16.1 Закона N 7-ФЗ, вне зависимости от факта передачи другим лицам права собственности или иного права на размещенные отходы.
Таким образом, учреждения, отнесенные к IV категории (школы, детские сады и т.д.), вносят плату за негативное воздействие на окружающую среду. Иные учреждения, не соответствующие пп. "б" п. 6 ч. IV Критериев и имеющие стационарные источники загрязнения (источники выбросов в атмосферный воздух), являются плательщиками. Расходы таких учреждений по перечислению платы за НВОС отражаются по КВР 852 "Уплата прочих налогов, сборов" с отнесением на статью 290 "Прочие расходы" КОСГУ согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ*(1).
1 ноября 2016 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Утверждены Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 N 65н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"