Муниципальное бюджетное учреждение оказывает услуги по организации и обеспечению питанием обучающихся в общеобразовательных учреждениях. Из бюджета городского округа учреждение получает субсидию на выполнение муниципального задания, связанного с обеспечением бесплатным питанием отдельных льготных категорий учеников (дети из малоимущих, многодетных семей и т.д.). Возможно ли изменение типа данного учреждения на автономное в целях осуществления закупок за счет средств субсидии по нормам Закона N 223-ФЗ*(1)?
К.Г. Чагин,
консультант по социальной политике Института экономики города (Москва)
Журнал "Руководитель бюджетной организации", N 12, декабрь 2016 г., с. 27-29.
Муниципальные автономные учреждения функционируют только в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления и в сферах, определенных законодательством об автономных учреждениях, в том числе в сфере образования*(2). Если муниципальное автономное учреждение будет заниматься только организацией и обеспечением питания учащихся общеобразовательных учреждений, то оно может считаться работающим в сфере образования. Но тогда возникает вопрос: какие полномочия органов местного самоуправления городского округа оно будет осуществлять? Согласно федеральному законодательству о местном самоуправлении соответствующим полномочием местного значения городского округа является организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам*(3). Питание обучающихся сюда не входит. Однако в силу федерального законодательства об образовании к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в сфере образования относится создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях*(4), а в свою очередь понятие "присмотр и уход за детьми" включает в себя комплекс мер по организации питания*(5). Поэтому изменение типа названного в вопросе учреждения на автономное правомерно - в данном случае учреждение будет работать в сфере образования и участвовать в осуществлении такого полномочия органов местного самоуправления городского округа, как создание условий для присмотра и ухода за детьми в муниципальных образовательных организациях в части реализации комплекса мер по организации питания. Дополнительно укажем, что муниципальная услуга, которую учреждение продолжит оказывать для льготных категорий учеников в рамках муниципального задания и за счет средств соответствующей субсидии, согласно базовому (отраслевому) перечню государственных и муниципальных услуг и работ должна быть сформулирована как "предоставление питания" (реестровый номер 11Д07000000000000005100)*(6).
Также при ответе на заданный вопрос нельзя не упомянуть следующее. Действительно, автономные учреждения продолжают использовать при всех своих закупках "мягкий" Закон N 223-ФЗ (кроме закупок за счет средств, предоставленных этим учреждениям из бюджета на осуществление капитальных вложений в объекты государственной и муниципальной собственности)*(7). Однако в связи с постоянными упреками в сторону заказчиков, действующих по Закону N 223-ФЗ, в том, что они, устанавливая "правила игры" в своих положениях о закупке, злоупотребляют закупками у единственного поставщика*(8), необоснованно ограничивают конкуренцию и т.д., законодатели могут заставить автономные учреждения перейти на "жесткий" Закон о контрактной системе. Показательно, что с 01.01.2017 уже будут вынуждены перейти с Закона N 223-ФЗ на Закон о контрактной системе государственные и муниципальные унитарные предприятия*(9), а многие из таких предприятий в отличие от "автономок" вообще не получают средств из бюджета. Поэтому нельзя исключать, что аналогичная судьба может рано или поздно постигнуть и автономные учреждения.
1 декабря 2016 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
*(2) Часть 1 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях".
*(3) Пункт 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон о самоуправлении).
*(4) Пункт 3 ч. 1 ст. 9 Закона об образовании.
*(5) Пункт 34 ст. 2 Закона об образовании.
*(6) См. базовый (отраслевой) перечень государственных и муниципальных услуг и работ на Официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях (bus.gov.ru).
*(7) Пункт 1 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
*(8) Например, Доклад Минэкономразвития о результатах мониторинга применения Закона N 223-ФЗ в 2015 году (см. economy.gov.ru/minec/about/structure/depfks/223/20160225).
*(9) Федеральный закон от 03.07.2016 N 321-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"