Бюджетное учреждение оказывает платные медицинские услуги. При оплате пациентами услуг по банковской карте банк взимает с учреждения 1,6% по договору эквайринга.
Может ли учреждение увеличивать стоимость услуг при оплате банковской картой на процент комиссии банка, сохранив при этом цену за наличный расчет?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Увеличение стоимости предоставляемых гражданам услуг на сумму процента, установленного договором эквайринга, заключенного между банком и медицинской организацией, при расчете граждан путем использования национальных платежных систем, является незаконным.
Обоснование вывода:
В соответствии с п. 2 ст. 10 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-I) информация о предоставляемых услугах в обязательном порядке должна содержать цену в рублях и условия приобретения этих услуг, в том числе при оплате через определенное время после их выполнения (оказания) потребителю, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы. Информация, предусмотренная п. 2 ст. 10 Закона N 2300-I, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к услугам, на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов услуг.
При этом продавец (исполнитель) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя (п. 1 ст. 16.1 Закона N 2300-I).
В силу прямого указания п. 4 ст. 16.1 Закона N 2300-I при оплате товаров (работ, услуг) продавцу (исполнителю) запрещено устанавливать в отношении одного вида товаров (работ, услуг) различные цены в зависимости от способа их оплаты посредством наличных расчетов или в рамках применяемых форм безналичных расчетов.
Кроме того, отметим, что оказание гражданам медицинских услуг осуществляется на основании заключенного договора. Согласно п. 1 ст. 426 ГК РФ подобный договор является публичным. Как установлено в п. 2 ст. 426 ГК РФ, в публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории.
Таким образом, из системного толкования приведенных выше норм можно сделать вывод о том, что пересмотр цены услуги в сторону увеличения в зависимости от формы оплаты этой услуги законодательством запрещен.
Обращаем Ваше внимание на то, что КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных законом прав потребителя, связанных с оплатой товаров, работ, услуг (ч. 4 ст. 14.8 КоАП РФ). Совершение указанного правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей. В этой связи обратите внимание на судебную практику, например постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 10 декабря 2015 г. N 02АП-9610/15, решение Арбитражного суда Орловской области от 30 сентября 2010 года по делу N А48-3332/2010.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Рижская Мария
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена
15 декабря 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.