Профилактика преступлений дознавателем органов внутренних дел
С.И. Данилова,
ведущий научный сотрудник НИЦ ВНИИ МВД России,
кандидат юридических наук, доцент
Журнал "Гражданин и право", N 10, октябрь 2016 г.
1. Современное состояние профилактической деятельности дознавателя органов внутренних дел
Профилактика преступлений является одним из важнейших направлений деятельности дознавателя органов внутренних дел, которому в последнее время уделяется пристальное внимание. Об этом, в частности, свидетельствуют результаты опроса руководителей подразделений дознания и дознавателей*(1), а также статистические данные ФКУ "ГИАЦ МВД России" за период 2012-2015 гг., согласно которым количество представлений, внесенных дознавателями в порядке ч. 2 ст. 158 УПК РФ, увеличилось с 389 506 до 433 813, а число полученных на них ответов возросло с 332 956 до 366 140.
Положительная динамика наблюдается также в использовании дознавателями такой профилактической формы (меры), как сообщение (в том числе обобщенное) о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению преступления.
Несмотря на то что по сравнению с представлением профилактического характера эта превентивная мера применяется гораздо реже, тем не менее количество направленных дознавателями сообщений предупредительного характера увеличилось с 686 до 727.
Отмечается активизация профилактической деятельности дознавателей также в части использования ими непроцессуальных превентивных мер. Так, количество выступлений с докладами и лекциями, а также бесед на правовые темы в трудовых коллективах и перед населением за последние четыре года увеличилось с 30 966 до 38 758. Число публикаций в средствах массовой информации возросло с 8259 до 14518. Изменились также количественные показатели выступлений на радио и телевидении (с 3255 до 4629), а также бесед с потерпевшими с целью предупреждения их виктимного поведения (с 258 399 до 285 811).
Вместе с тем анализ правоприменительной деятельности дознавателей свидетельствует о наличии определенных сложностей, возникающих при реализации ими превентивных полномочий.
2. Объекты профилактического воздействия
Основными нормативными правовыми актами, регламентирующими предупредительную деятельность дознавателя, являются УПК РФ, приказ МВД России от 17 января 2006 г. N 19 (ред. от 20 января 2016 г.) "О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений".
Согласно этим нормативным правовым актам, объектами профилактического воздействия являются:
- обстоятельства (причины и условия), способствующие совершению преступления, другие нарушения закона (ч. 2 ст. 158 УПК РФ; п. 14.1, 14.2 приказа МВД России);
- подозреваемый, обвиняемый (с целью предупреждения совершения ими новых преступлений), в том числе в отношении которых избрана мера пресечения, не связанная с лишением свободы, а также лица, в отношении которых уголовное преследование прекращено по нереабилитирующим основаниям (п. 14.3 приказа МВД России);
- потерпевший с целью изменения его виктимного поведения (п. 14.4 приказа МВД России).
- иные лица, в отношении которых осуществляется профилактическая деятельность по формированию и стимулированию правомерного поведения путем реализации непроцессуальных форм (мер) профилактики (выступления в трудовых коллективах, образовательных учреждениях, перед населением и в средствах массовой информации).
3. Представление о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления, или других нарушений закона*(2)
В УПК РФ не содержится определения понятия представления профилактического характера, однако, исходя из анализа ст. 5, ст. 40.1 и ч. 2 ст. 158 УПК РФ, под ним следует понимать акт реагирования начальника подразделения дознания, дознавателя на выявленные в ходе расследования уголовного дела обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, содержащий конкретные меры по устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона, который вносится в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу.
Согласно ч. 2 ст. 158 УПК РФ, представление подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения.
На сегодняшний день представление по-прежнему является одной из самых востребованных мер профилактического воздействия. 80% опрошенных дознавателей заявили о том, что используют эту профилактическую форму (меру) по окончании дознания практически по всем уголовным делам, 12% дознавателей сообщили, что делают это часто, и лишь 6% респондентов указали на то, что применяют ее весьма редко.
Эта ситуация отчасти обусловлена тем, что представление профилактического характера:
1) является единственной предупредительной мерой, которая напрямую закреплена в УПК РФ;
2) в некоторых субъектах Российской Федерации прокуроры не утверждают обвинительные акты без наличия в материалах уголовного дела информации о направлении указанных процессуальных документов с целью принятия превентивных мер;
3) дознаватели считают эту профилактическую меру самой эффективной.
Форма и содержание представления
Структура представления профилактического характера, на наш взгляд, должна состоять из трех частей: вводной, описательно-мотивировочной и резолютивной.
Во вводной части следует указывать:
1) Наименование адресата, которому направляется представление.
Уголовно-процессуальный закон предусматривает возможность направления представления профилактического характера в любую организацию или должностному лицу, в деятельности которых выявлены те или иные недостатки, способствовавшие совершению преступления.
2) Полное наименование документа.
В соответствии с ч. 2 ст. 158 УПК РФ данный процессуальный документ следует именовать следующим образом: "Представление о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления (других нарушений закона)".
3) Время и место составления документа.
4) Должность, специальное звание, фамилию и инициалы дознавателя, составившего документ.
5) Номер уголовного дела, по материалам которого вносится представление.
В описательно-мотивировочной части представления необходимо отразить:
1) Краткое описание обстоятельств совершенного преступления (фабулу дела: время, место, способ и иные обстоятельства совершенного преступления).
2) Выявленные дознавателем обстоятельства, способствовавшие совершению преступления.
Это могут быть не только обстоятельства, связанные с обстановкой совершения преступления (отсутствие заграждений и сигнализационных устройств, плохая освещенность и т.д.), но и информация, характеризующая личность подозреваемого, обвиняемого (антиобщественные взгляды, привычки, психические отклонения и т.д.).
3) Доказательства, подтверждающие наличие обстоятельств, способствовавших совершению преступления.
Необходимость приведения доказательств обусловлена тем, что представление может послужить поводом к привлечению лица, по вине которого возникли указанные обстоятельства, к административной или дисциплинарной ответственности. Соответственно само представление должно быть обоснованным.
В резолютивной части представления должны содержаться:
1) Конкретные профилактические меры, которые, по мнению дознавателя, надлежит предпринять адресату представления с целью устранения выявленных в ходе предварительного расследования обстоятельств, способствовавших совершению преступления.
При этом дознаватель может требовать их выполнения в императивной форме или рекомендовать предпринять те или иные меры.
Вместе с тем практика показывает, что представления, содержащие рекомендации по приятию профилактических мер, не всегда воспринимаются соответствующими организациями или должностными лицами как документы, обязательные для исполнения. В связи с этим рекомендуется вносить адресату представления, содержащие требования, изложенные в императивной форме.
Помимо получения доказательственной информации, позволяющей дознавателю в дальнейшем принять грамотное решение о выборе той или иной профилактической меры, немаловажное значение имеет получение сведений об адресате представления. Это связано с тем, что специфика последнего также определяет, какие превентивные меры будут более эффективными.
Такие сведения могут быть получены дознавателем процессуальными (т.е. путем производства следственных действий, в основном допросов) и непроцессуальными способами (в ходе личной беседы дознавателя с руководителем того или иного предприятия, учреждения или организации), а также в результате выполнения письменного поручения органом дознания в порядке подп. 1 п. 1 ч. 3 ст. 41 УПК РФ.
Необходимо установить, насколько ответственно тот или иной руководитель предприятия или организации, должностное лицо, которому дознаватель планирует направить представление профилактического характера, относится к обстоятельствам, способствовавшим совершению преступления, и тем мерам, которые надлежит принять с целью их устранения.
Если предполагаемый адресат относится к этой проблеме несерьезно, проявляет равнодушие или демонстрирует скептическое отношение к предстоящим мероприятиям профилактического характера, возникает необходимость в формулировании представления таким образом, чтобы требование о принятии профилактических мер было изложено в императивной форме.
В связи с этим резолютивную часть представления следует начинать словом: "НЕОБХОДИМО" и далее излагать те профилактические меры, которые, по мнению дознавателя, должны быть непременно приняты соответствующим руководителем или должностным лицом с целью устранения обстоятельств, способствовавших совершению преступления.
В отдельных случаях, когда для устранения обстоятельств, способствующих совершению преступления, требуются специальные знания, при подготовке представлений рекомендуется приглашать специалиста.
Отличительной особенностью ответа на представление, изложенное в императивной форме, является то, что в нем должны быть указаны:
- информация о том, что соответствующим руководителем или должностным лицом приняты к исполнению именно те меры профилактического характера, которые были предусмотрены в резолютивной части представления;
- время принятия указанных мер (число, месяц, год);
- результаты, полученные в ходе их реализации.
В некоторых случаях эффективными являются представления, содержащие рекомендации о принятии тех или иных профилактических мер.
Целесообразность принятия решения о внесении такого представления может быть обусловлена следующими обстоятельствами:
- принятие профилактических мер предполагает вмешательство в административно-кадровые вопросы предприятия, учреждения или организации, решение которых находится в компетенции руководителя. Только он может принять решение о том, кого и как наказать;
- руководитель соответствующей организации более компетентен в решении вопроса о том, какие именно профилактические механизмы в рамках его учреждения являются наиболее результативными. Это возможно, как правило, в тех случаях, когда руководитель проявляет заинтересованность в осуществлении мероприятий профилактического характера, активно контактирует с правоохранительными органами.
При этом резолютивную часть представления рекомендуется начинать словом: "ПРЕДЛАГАЮ" и далее излагать те профилактические меры, которые, по мнению дознавателя, являются наиболее эффективными.
Последние могут быть предварительно обсуждены с руководителем предприятия, учреждения или организации, должностным лицом соответствующего государственного органа, куда направляется представление.
Изложенные в резолютивной части представления предложения о принятии профилактических мер могут носить альтернативный характер.
В этом случае в уведомлении об исполнении представления должно быть указано:
- какие именно профилактические меры были приняты;
- время принятия указанных мер (число, месяц, год);
- ожидаемые или полученные результаты в ходе принятия указанных профилактических мер.
Руководитель соответствующей организации или должностное лицо могут указать также те превентивные меры, которые не содержались в резолютивной части представления, но были приняты ими по собственной инициативе в целях наиболее эффективного решения поставленной профилактической задачи.
В связи с этим дознавателю рекомендуется указывать в представлении на необходимость отражения в уведомлении информации о профилактических мерах, принятых соответствующими руководителями или должностными лицами в инициативном порядке.
2) Срок, в течение которого представление подлежит рассмотрению, с указанием на необходимость обязательного уведомления дознавателя о принятых мерах.
Данный срок установлен в ч. 2 ст. 158 УПК РФ и составляет один месяц со дня вынесения представления.
Целесообразно указать, что ответ о принятых мерах должен быть дан в письменной форме (письменное уведомление).
Если для принятия мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению преступления, по объективным причинам требуется больше месяца, то дознавателю в течение установленного законом срока должно быть сообщено о ходе работы по представлению и о причинах, по которым своевременно принять соответствующие меры невозможно. Однако это не освобождает адресата представления от исполнения изложенных в нем предписаний.
3) Предупреждение о возможности применения к лицу, на которое возлагается обязанность по рассмотрению и исполнению представления, в случае умышленного невыполнения законных требований дознавателя мер административного воздействия в порядке ст. 17.7 КоАП РФ с разъяснением предусмотренных указанной статьей санкций.
4) Порядок обжалования представления.
Указание на порядок обжалования является одной из важнейших составляющих представления, отсутствие которой может повлечь за собой существенные нарушения прав и интересов личности. Поэтому в резолютивной части указанного процессуального документа целесообразно кратко изложить порядок его обжалования, сделав при этом ссылку на ст. 123-125 УПК РФ.
Законность, обоснованность и мотивированность представления
Согласно ч. 4 ст. 7 УПК РФ ("Законность при производстве по уголовному делу") определения суда, постановления судьи, прокурора, следователя, дознавателя должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Несмотря на то что представление профилактического характера не упомянуто в ч. 4 ст. 7 УПК РФ, оно также должно соответствовать вышеуказанным процессуальным требованиям, поскольку, подобно определениям и постановлениям, является процессуальным решением властного характера.
Требование законности представления профилактического характера заключается в том, что это процессуальное решение должно приниматься:
- только уполномоченным на то субъектом уголовного процесса, а именно дознавателем. Сюда же следует отнести и начальника подразделения дознания, который в соответствии с ч. 2 ст. 40.1 УПК РФ вправе в установленном законом порядке возбудить уголовное дело, принять его к своему производству и произвести дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя, в том числе по внесению представлений о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления, или других нарушений закона;
- на основаниях, предусмотренных законом (ч. 2 ст. 73, ч. 2 ст. 158 УПК РФ);
- в установленном законом порядке, т.е. с соблюдением процедуры его внесения в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу (ч. 2 ст. 158 УПК РФ).
Требование обоснованности представления профилактического характера выражается в том, что его внесение в соответствующую организацию или должностному лицу должно быть основано на тех доказательствах, которые были собраны в ходе дознания по уголовному делу.
Значимость этого требования особенно возрастает в тех случаях, когда представление является юридическим основанием для привлечения лица, создавшего благоприятные условия для совершения преступления, к уголовной, административной или дисциплинарной ответственности.
Несмотря на то что требования законности и обоснованности взаимосвязаны и взаимообусловлены, они не тождественны друг другу.
Если требование законности заключается в правильном применении норм уголовного и уголовно-процессуального права, то требование обоснованности есть нечто иное, как соответствие выводов дознавателя, изложенных в представлении, тем обстоятельствам дела, которые подтверждены собранными в ходе предварительного расследования доказательствами.
Требование мотивированности представления профилактического характера предполагает изложение мотивов принятия решения о его внесении в ту или иную организацию или должностному лицу.
Необходимость мотивировки представления обусловлена еще и тем, что, согласно ч. 2 ст. 158 УПК РФ, внесение представления профилактического характера - право, а не обязанность дознавателя.
Исходя из этого, полагаем, что в самих этих процессуальных решениях должна содержаться информация о том, почему дознаватель пришел к выводу о целесообразности использования именно этой формы реагирования на обстоятельства, способствовавшие совершению преступления.
Основные ошибки, допускаемые дознавателями при составлении представлений
Анализ представлений профилактического характера*(3) свидетельствует о том, что при составлении этих процессуальных документов дознаватели допускают следующие основные ошибки:
1) Применительно к вводной части представления:
- указание неправильного адресата, которому направляется представление;
- неправильное наименование указанного процессуального документа. Последнее должно соответствовать формулировке, содержащейся в ч. 2 ст. 158 УПК РФ;
- отсутствие указания на номер уголовного дела, по материалам которого вносится представление.
2) Применительно к описательно-мотивировочной части представления:
- внесение представлений, которые хотя и содержат утверждения дознавателя, базирующиеся на доказательственной информации, но лишены ссылок на конкретные процессуальные документы.
3) Применительно к резолютивной части представления:
- внесение представлений формального характера, в которых отсутствует перечень конкретных профилактических мер, принятие которых, по мнению дознавателя, необходимо для устранения обстоятельств, способствовавших совершению преступления;
- отсутствие указания на срок, в течение которого представление должно быть рассмотрено и по нему должны быть приняты профилактические меры;
- отсутствие предупреждения о возможности применения к адресату в случае умышленного неисполнения им представления мер административного воздействия в порядке ст. 17.7 КоАП РФ с разъяснением предусмотренных указанной статьей санкций;
- отсутствие указания в представлении на порядок его обжалования в соответствии со ст. 123-125 УПК РФ.
4. Проблема неисполнения представлений профилактического характера. Роль начальника органа дознания, прокурора и суда в ее решении
В настоящее время по-прежнему актуальной остается проблема, связанная с умышленным игнорированием внесенного дознавателем представления и непринятием по нему необходимых профилактических мер.
Согласно проведенному опросу 95% дознавателей заявили о том, что сталкиваются в своей деятельности с неисполнением вносимых ими представлений. Из них 53% указали на то, что такие случаи встречаются в их практике постоянно, 15 - достаточно часто, 27 - редко и 5% сообщили, что в их практике таких случаев не было.
Согласно проведенному исследованию, эта проблема обусловлена тремя основными причинами:
1) отсутствие в ряде случаев надлежащего контроля за исполнением внесенных представлений;
2) недобросовестное отношение руководителей организаций, должностных лиц к этим процессуальным документам и, как следствие, неисполнение ими обязанностей по принятию мер профилактического характера;
3) отсутствие четкой законодательной регламентации механизма разрешения указанной ситуации.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за умышленное невыполнение законных требований дознавателя (ст. 17.7).
Непринятие руководителем соответствующей организации или должностным лицом профилактических мер на основании внесенного представления является невыполнением законных требований следователя (дознавателя)*(4).
Однако проблема заключается в том, что в настоящее время на законодательном уровне четко не установлено, каким образом должно осуществляться привлечение лиц к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ.
В результате этого на современном этапе в России не сложилась единая правоприменительная практика, касающаяся инициирования административного производства в связи с нарушением диспозиции ст. 17.7 КоАП РФ.
Несмотря на это, большинство дознавателей (84% опрошенных) инициируют в случае неисполнения представлений профилактического характера привлечение виновных в этом лиц к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ.
На основании действующих ведомственных нормативных правовых актов дознаватели используют следующие варианты разрешения создавшейся ситуации:
1) Через участковых уполномоченных полиции.
В соответствии с п. 7.2 Инструкции о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений, утвержденной приказом МВД России от 17 января 2006 г. N 19 (ред. приказа МВД России от 20 января 2016 г.), обязанность контроля за своевременным принятием мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению правонарушений, руководителями организаций возложена на участковых уполномоченных полиции.
В случае невыполнения данных предписаний последние вносят руководству территориального органа МВД России на районном уровне предложения о принятии к указанным лицам мер в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 4.2 Наставления по организации деятельности участковых уполномоченных полиции, утвержденного приказом МВД России от 31 декабря 2012 г. N 1166 "Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции", предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений являются самостоятельным направлением деятельности участкового уполномоченного полиции при несении службы на административном участке*(5).
В соответствии с п. 77.2 указанного Наставления, а также п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ участковые уполномоченные полиции наделены полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 17.7 КоАП РФ.
2) Направление начальниками органов дознания, заместителями начальников органов дознания - начальниками полиции в суды протоколов об административных правонарушениях с целью привлечения к ответственности должностных лиц и руководителей организаций по ст. 17.7 КоАП РФ за неисполнение представлений профилактического характера.
Согласно п. 4.1 Перечня должностных лиц системы МВД России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, утвержденного приказом МВД России от 5 мая 2012 г. N 403 (ред. от 12 октября 2015 г.) "О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию"*(6), начальник управления (отдела, отделения); заместитель начальника управления (отдела) - начальник полиции; заместители начальника полиции; начальник, заместитель начальника отдела (отделения) полиции; начальник пункта полиции вправе составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ*(7).
Таким образом, указанные должностные лица наделены полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях по факту неисполнения руководителями организаций представлений профилактического характера (ст. 17.7 КоАП РФ).
В настоящее время на практике встречаются случаи составления таких протоколов самими дознавателями в случае неисполнения их представлений о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступлений или других нарушений закона.
В качестве обоснования такого варианта разрешения этой проблемы практические работники ссылаются на п. 4.15 вышеуказанного Перечня, согласно которому "должностные лица подразделений дознания" в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 17.7 КоАП РФ.
Вместе с тем анализ п. 7 ст. 5 УПК РФ и ст. 41 УПК РФ позволяет сделать вывод о том, что деятельность дознавателя носит сугубо процессуальный характер и ограничена рамками досудебного производства по уголовным делам.
Поэтому решение проблемы неисполнения представлений профилактического характера путем составления дознавателем протоколов об административных правонарушениях представляется весьма сомнительным.
Полагаем, что в этой ситуации более уместно руководствоваться пунктом 4.1 Перечня должностных лиц системы МВД России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, согласно которому протоколы об указанных административных правонарушениях вместе с необходимыми материалами направляются в суд начальниками органов дознания, заместителями начальников органов дознания - начальниками полиции.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 17.7 КоАП РФ, рассматриваются мировыми судьями (ст. 23.1 КоАП РФ). Последние в пределах своей компетенции рассматривают административные дела в качестве суда первой инстанции*(8).
В рамках этой деятельности они всесторонне, полно и объективно выясняют обстоятельства дела об административном правонарушении, связанном с неисполнением представления профилактического характера, разрешают его в соответствии с законом, обеспечивают исполнение вынесенного постановления (ст. 24.1 КоАП РФ).
3) Направление материалов для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в органы прокуратуры.
Согласно ч. 1 ст. 37 УПК РФ прокурор осуществляет надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.
В соответствии со ст. 25.11 и 28.4 КоАП РФ, ст. 22 и 25 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 (ред. от 28 ноября 2015 г.) "О прокуратуре Российской Федерации" при осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, он вправе возбуждать производства об административных правонарушениях*(9).
5. Непроцессуальные меры профилактического воздействия
Согласно приказу МВД России от 17 января 2006 г. N 19 (ред. от 20 января 2016 г.) "О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений" к непроцессуальным профилактическим мерам (т.е. мерам, не нашедшим законодательного закрепления в УПК РФ) относятся:
- внесение сообщений (в том числе обобщенных) о принятии мер по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений;
- информирование соответствующих подразделений органов внутренних дел о лицах, в отношении которых избрана мера пресечения, не связанная с лишением свободы, а также в отношении которых уголовное преследование прекращено по нереабилитирующим основаниям, для постановки на профилактический учет;
- осуществление профилактической деятельности среди лиц, потерпевших от преступных посягательств, в целях изменения их виктимного поведения.
В настоящее время этот перечень дополнен пунктами 14.5 и 14.6, согласно которым на дознавателя дополнительно возложена обязанность при расследовании уголовных дел с участием несовершеннолетних выявлять лиц, вовлекших их в совершение противоправных деяний, и принимать меры к привлечению таких лиц к уголовной ответственности, а также своевременно передавать в соответствующие подразделения органов внутренних дел сведения, имеющие значение для предупреждения и раскрытия преступлений*(10).
Согласно проведенному опросу 68% дознавателей указали на то, что используют в своей деятельности непроцессуальные профилактические меры.
При этом наиболее эффективными дознаватели считают такие выработанные и апробированные на практике меры, как выступления в СМИ (43%), в образовательных учреждениях (22), в трудовых коллективах (3%). Однако использование последних не всегда находит отражение в материалах уголовных дел, что представляется неверным.
Каждый такой факт обязательно должен документально фиксироваться, поскольку это позволяет в дальнейшем не только сформировать наиболее полное представление о проделанной дознавателем профилактической работе в рамках конкретного уголовного дела, но и выявить наиболее эффективные механизмы предупредительной деятельности.
Порядок действий дознавателя при подготовке к выступлению в трудовом коллективе, образовательном учреждении
При подготовке к выступлению дознавателю необходимо:
а) определить тему выступления. Ее формулировка должна соответствовать целям и задачам предстоящего выступления;
б) подобрать необходимые материалы: ксерокопии документов, позволяющих проиллюстрировать какой-либо пример или обосновать тот или иной вывод дознавателя об обстоятельствах, способствовавших совершению преступления; аудиозапись, а также видеоматериалы (мультимедиа, слайд-лекции, видеоролики), фотоснимки;
в) изучить по теме выступления нормативную базу, а также дополнительную литературу;
г) собрать необходимую информацию об аудитории, перед которой предстоит выступить с сообщением или докладом: возраст, национальность, семейное положение, круг интересов людей, психологический климат в коллективе, студенческой аудитории и т.д. Учет этих факторов позволяет должным образом подготовиться к предстоящему выступлению (докладу), учесть те или иные нюансы при составлении основного текста или его тезисов.
Такого рода информация может быть получена в ходе беседы дознавателя, например, с руководителями образовательного учреждения, трудового коллектива. В ряде случаев следует обратиться за консультацией к специалистам, выбор которых обусловлен спецификой аудитории и тематикой выступления;
д) согласовать с руководителем образовательного учреждения или трудового коллектива место, дату и время предстоящего выступления, решить иные организационные вопросы.
Перед началом выступления необходимо установить психологический контакт с аудиторией. С этой целью целесообразно, чтобы руководитель представил дознавателя своим сотрудникам. Затем дознаватель должен ознакомить присутствующих с целью своего визита и только после этого приступить к докладу.
В процессе выступления (доклада) необходимо делать ссылки на соответствующие нормы уголовного и уголовно-процессуального законодательства, разъясняя при этом их содержание. Это позволит исключить возможность неправильного толкования гражданами того или иного правового положения.
В ходе выступления необходимо сохранять связь с аудиторией, при этом эффективно общение в виде диалога между выступающим и слушателями.
В конце выступления дознавателю следует предложить аудитории задать интересующие вопросы и постараться четко и лаконично ответить на них.
Порядок действий дознавателя при подготовке к выступлению в СМИ
Эффективность указанной меры профилактического воздействия обусловлена тем, что СМИ позволяют в короткие сроки обеспечить розыск лиц, причастных к совершению преступления; осуществить необходимое воздействие на отдельных руководителей, должностных лиц, граждан; побудить неизвестных дознанию свидетелей, а также потерпевших сообщить дополнительные сведения об обстоятельствах, способствовавших совершению преступления.
Дознаватели имеют возможность использовать в профилактических целях СМИ как через отделы (отделения, группы) по связям со средствами массовой информации*(11), так и самостоятельно.
Порядок подготовительных действий дознавателя к такому выступлению в основном аналогичен действиям при подготовке к выступлению в образовательном учреждении или трудовом коллективе. Однако здесь существует ряд особенностей, обусловленных спецификой СМИ.
Выступая по радио или телевидению, дознаватель лишен визуального контакта с радиослушателями или телезрителями. В роли посредника между дознавателем и слушателями, зрителями в этой ситуации, как правило, выступает журналист или телеведущий. При этом в одних случаях роль последнего ограничивается представлением дознавателя как должностного лица соответствующего государственного органа, озвучиванием темы его выступления, а по завершении выступления - тех вопросов, которые нуждаются в уточнении или конкретизации; в других - выступление дознавателя выстраивается в форме диалога с журналистом и представляет собой по большей части комментирование тех проблем профилактического характера, которые являются наиболее злободневными и непосредственно связаны с заявленной темой выступления, после чего, как правило, следуют вопросы, задаваемые слушателями или зрителями в прямом эфире.
Такая форма профилактической деятельности в психологическом отношении является одной из наиболее сложных, поскольку требует максимальных усилий и сосредоточенности.
Исходя из этого, дознавателю необходимо:
а) определить СМИ, в котором предстоит выступить с докладом;
б) получить сведения о том, среди каких слоев населения теле- или радиопередача пользуется наибольшей популярностью. Это позволит дознавателю не только грамотно расставить акценты при подготовке выступления, но также определить круг предполагаемых вопросов от радиослушателей или телезрителей, на которые ему, возможно, необходимо будет ответить в ходе прямого эфира.
Такая информация может быть получена при обращении к сотрудникам, ответственным за взаимодействие со СМИ, которые, как правило, хорошо осведомлены о системе массового информирования населения в регионе, имеют полный перечень зарегистрированных СМИ (радио, ТВ, информационные агентства) с почтовыми адресами, фамилиями руководителей и т.д.;
в) установить контакт с представителями СМИ, а также оценить степень их готовности оказать помощь органам дознания в доведении до радиослушателей или телезрителей информации профилактического характера. В ряде случаев необходимо встретиться или созвониться с сотрудником СМИ, который будет задействован в теле- или радиопередаче, и предварительно оговорить:
- время начала и окончания выступления (предполагаемые перерывы на рекламу);
- каким образом должно быть выстроено выступление (в форме доклада или диалога). В последнем случае необходимо уточнить, кто еще помимо дознавателя и ведущего передачи будет участвовать в диалоге (представители государственных органов, общественных организаций, местной администрации, религиозных конфессий и т.д.);
- наиболее часто задаваемые радиослушателями и телезрителями вопросы;
- материально-технические возможности СМИ. Установление этого обстоятельства важно в том случае, когда дознаватель планирует в ходе своего выступления использовать различного рода наглядные материалы.
Если дознаватель ставит перед собой цель наряду с сообщением об обстоятельствах, способствовавших совершению преступления, получить имеющую значение для уголовного дела информацию от телезрителей, следует заранее это обсудить с сотрудниками телеканала, поскольку, например, контактную информацию (номера служебных телефонов, адреса конкретных подразделений дознания) целесообразнее оформить в виде "бегущей строки".
Пределы информирования населения
Несмотря на то что публичные выступления играют важную роль в расследовании и профилактике преступлений, именно с их помощью осуществляется пропаганда права среди населения, предупреждение виктимного поведения граждан, оказывается воздействие на должностных лиц, обязанных в рамках своей компетенции принимать меры, направленные на устранение обстоятельств, способствовавших совершению преступлений, и тем не менее необходимо помнить о том, что применять эти непроцессуальные меры профилактического воздействия следует крайне осторожно.
Это обусловлено тем, что при выступлении в трудовом коллективе, образовательном учреждении или СМИ необходимо соблюдение пределов информирования аудитории, населения с целью недопущения разглашения сведений, составляющих тайну предварительного расследования, а также предрешения вывода о виновности или невиновности лица в совершении преступления.
На этапе подготовки к публичному выступлению должна быть учтена также форма подачи материала, поскольку она оказывает влияние на формируемое в процессе выступления мнение аудитории; результаты таких выступлений отражаются на авторитете органов дознания.
Более того, на данном этапе необходимо прогнозирование возможности возникновения затруднений в ходе дознания, обусловленных преждевременным информированием общественности о тех или иных причинах и условиях, способствовавших совершению преступления. В ряде случаев это обстоятельство может послужить основанием для отказа от использования указанной меры профилактического воздействия. Дознавателю также необходимо помнить о том, что в ходе публичного выступления недопустимо разглашение сведений об интимной жизни участников процесса, а также использование непроверенной информации.
6. Особенности профилактики рецидива преступлений, преступлений несовершеннолетних, в сфере миграции, незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, преступлений против личности и собственности
Профилактика рецидива преступлений
Специфика рецидивной преступности*(12) предопределяет необходимость принятия профилактических мер, направленных на недопущение возврата на преступный путь лиц, которые уже подвергались уголовному наказанию; на снижение возможности совершения повторных преступлений.
Важную роль в предупреждении рецидива преступлений играет режим, воспитательная работа, обучение и труд осужденных с целью искоренения их антиобщественных взглядов, привития уважения к закону, возвращения к социально полезной деятельности.
Эти функции возложены на Федеральную службу исполнения наказаний, территориальные органы которой осуществляют свою деятельность во взаимодействии с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, правоохранительными органами, а также с общественными и религиозными объединениями*(13).
При осуществлении дознания в отношении подозреваемого, обвиняемого, который ранее уже был осужден за совершение преступления и отбыл наказание, необходимо направлять запрос в территориальные органы исполнения наказаний с целью получения информации о его личности, индивидуально-психологических особенностях, поведении во время отбывания наказания, степени исправления, а также других сведений, необходимых для организации в отношении него индивидуально-профилактической работы.
Соответствующий запрос целесообразно также направить начальнику территориального органа МВД России, решением которого на основании сообщения из исправительного учреждения и постановления суда указанное лицо ранее было поставлено на профилактический учет*(14).
При получении информации о том, что в отношении указанного лица профилактический учет прекращен, дознавателю необходимо в трехдневный срок проинформировать соответствующее подразделение органов внутренних дел о необходимости повторной постановки лица на такой учет.
В предупреждении рецидива преступлений особое место занимает административный надзор, устанавливаемый в отношении определенных категорий лиц, освобожденных из мест лишения свободы с целью недопущения совершения ими повторных преступлений, формирования у них положительных социальных наклонностей*(15).
Осуществление административного надзора возложено на участковых уполномоченных полиции, которые осуществляют свою деятельность в тесном взаимодействии с сотрудниками иных служб, а также представителями общественности.
Если при производстве дознания выяснится, что одним из обстоятельств, способствовавших совершению преступления подозреваемым, обвиняемым в период осуществления над ним такого надзора, является неисполнение или ненадлежащее исполнение соответствующих обязанностей со стороны участковых уполномоченных полиции, об этом необходимо сигнализировать в соответствующий территориальный орган МВД России.
Немаловажное значение в предупредительной деятельности дознавателя имеет также организация эффективного взаимодействия с подразделениями, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
Согласно ч. 3 ст. 41 УПК РФ дознаватель вправе давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий*(16), в том числе по выявлению мест концентрации ранее судимых и других лиц, ведущих антиобщественный образ жизни.
Особую роль в предупреждении рецидива преступлений играют в том числе непроцессуальные меры профилактического воздействия: выступления дознавателей по радио, телевидению и в печати с сообщениями, докладами и лекциями с целью разъяснения правовых последствий судимости, уголовного законодательства и законодательства об административном надзоре, регулирующих правовые вопросы борьбы с рецидивной преступностью; освещение в СМИ причин и условий, способствующих рецидиву преступлений; проведение совместных мероприятий с представителями общественных организаций, религиозных конфессий*(17).
Профилактика преступлений несовершеннолетних
Особое внимание дознавателям следует уделять профилактике преступлений, совершаемых несовершеннолетними.
В этих случаях наряду с обстоятельствами, традиционно входящими в предмет доказывания по уголовным делам (ст. 73 УПК РФ), необходимо установить обстоятельства, предусмотренные статьей 421 УПК РФ, включая влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц, с целью их привлечения к уголовной ответственности (п. 14.5 приказа МВД России от 20 января 2016 г. N 33) и оказания на них превентивного воздействия.
При этом первостепенное значение приобретает осуществление профилактической работы с несовершеннолетними подозреваемыми, обвиняемыми.
Дознаватель обязан о каждом факте совершения преступления несовершеннолетним направлять уведомления (сообщения) в подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел с целью постановки их на профилактический учет (п. 42 Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации)*(18), а также в органы опеки и попечительства, комиссию по делам несовершеннолетних.
Сотрудникам подразделений по делам несовершеннолетних необходимо рекомендовать регулярно проводить рейды с целью проверки мест массового скопления молодежи, пресечения распития алкогольных напитков, токсикомании, употребления наркотических средств и психотропных веществ, выявления лиц, склонных к совершению преступлений.
В уведомлениях (сообщениях), направляемых в органы опеки и попечительства, целесообразно указывать на необходимость инициирования возбуждения гражданского производства о лишении родительских прав родителей, совместное проживание с которыми способствует формированию у несовершеннолетних стойких антиобщественных установок. При этом необходимо отражать конкретные криминогенные факторы, существующие в семье (пьянство, наркомания, антиобщественный образ жизни, жестокое обращение с детьми и т.д.).
Необходимо также вносить представления профилактического характера руководителям общеобразовательных учреждений, а также проводить лекции и беседы с учащимися на правовые темы.
Профилактика преступлений в сфере миграции
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 150 и п. 1 ч. 3 ст. 151 УПК РФ дознаватели органов внутренних дел производят дознание по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных частью 1 ст. 322.1, статьями 322.2 и 322.3 УК РФ.
Осуществление эффективной профилактики при расследовании указанных преступлений немыслимо без взаимодействия дознавателей с представителями других государственных органов*(19).
Одной из наиболее эффективных форм такого взаимодействия является обмен оперативной информацией.
Не менее значимым представляется также сигнализирование органами дознания о недостатках в организации миграционного контроля (надзора), способствующих совершению вышеуказанных преступлений.
Это является основанием для ужесточения контроля за соблюдением правил привлечения работодателями и заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда, а также за осуществлением трудовой деятельности иностранных работников.
Положительной профилактической мерой является также проведение внезапных проверок в местах, представляющих интерес для незаконных мигрантов (на рынках, железнодорожных вокзалах, аэропортах, в нефункционирующих промышленных зонах и прилегающих к ним территориях, а также на заброшенных и неэксплуатируемых объектах и т.п.).
С целью предупреждения дознавателями вышеуказанных преступлений также необходимо:
- использовать непроцессуальные профилактические меры, связанные с проведением разъяснительной работы среди работодателей, представителей национальных диаспор, мигрантов, руководителей образовательных учреждений, где учатся иностранные студенты;
- выступать в СМИ с целью информирования граждан о совершаемых в сфере миграции преступлениях, а также об обусловливающих их причинах и условиях.
Профилактика преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК РФ дознаватели органов внутренних дел осуществляют дознание по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных частью 1 ст. 228, статьями 228.2, 228.3, частью 1 ст. 230 и частью 1 ст. 231 УК РФ.
В условиях расследования и предупреждения указанных преступлений весьма важно налаживание эффективного взаимодействия органов дознания системы МВД России с иными подразделениями и службами органов внутренних дел, а также различными государственными органами*(20) и общественными организациями.
При осуществлении дознания по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных частью 1 ст. 228, статьями 228.2 и 228.3 УК РФ, особое внимание должно быть уделено вопросам, связанным с принятием необходимых предупредительных мер в части, касающейся обеспечения надлежащего контроля за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также за соблюдением порядка уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ и т.д.
При расследовании преступлений, связанных со склонением к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов несовершеннолетних, дознавателям необходимо взаимодействовать с подразделениями по делам несовершеннолетних, оперативными подразделениями органов внутренних дел, со службой участковых уполномоченных полиции, с образовательными учреждениями и т.д.
Особая роль в предупреждении незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ должна быть отведена таким непроцессуальным мерам профилактического воздействия, как проведение бесед с лицами, употребляющими наркотические средства и психотропные вещества; осуществление совместной работы с медицинскими учреждениями, учебными и трудовыми коллективами, представителями общественных организаций, религиозных конфессий; информирование граждан о состоянии наркопреступности в стране, специфике преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ (их негативных последствиях, в том числе правового характера), об обстоятельствах, способствующих их совершению.
Профилактика преступлений против личности
Значительную часть уголовных дел, находящихся в производстве дознавателей системы МВД России, составляют дела о таких преступлениях небольшой и средней тяжести против жизни и здоровья, как умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, умышленное причинение легкого вреда здоровью, побои, истязание, причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности и т.д.
По этим уголовным делам необходимо информировать о принятии надлежащих мер профилактического характера органы внутренних дел, где:
- выявлен низкий уровень работы участковых уполномоченных полиции по установлению и принятию мер превентивного характера к лицам, злоупотребляющим спиртными напитками, употребляющим одурманивающие и психотропные вещества, ведущим антиобщественный образ жизни;
- осуществляется слабый надзор за ранее судимыми, в результате чего они вновь совершают преступления.
Наряду с этим могут быть внесены представления руководителям организаций, имеющих на балансе общежития, в иные социальные учреждения, где совершаются преступления, а также в администрацию учебного заведения по месту обучения подозреваемого, обвиняемого.
По находящимся в производстве дознавателей уголовным делам о заражении венерической болезнью (ст. 121 УК РФ) или ВИЧ-инфекцией (ч. 1 ст. 122 УК РФ) возникает необходимость принятия необходимых превентивных мер во взаимодействии с медицинскими учреждениями в целях повышения уровня медицинской грамотности населения, а также информирования граждан о мерах по предупреждению распространения ВИЧ-инфекций.
Помимо этого дознавателям целесообразно осуществлять тесное взаимодействие с общественными организациями, пропагандирующими здоровый образ жизни среди молодежи.
В связи с этим особую значимость приобретают непроцессуальные меры профилактического воздействия, связанные с выступлениями в СМИ с сообщениями о складывающейся ситуации распространения венерических болезней и ВИЧ-инфекций; об обстоятельствах, способствующих совершению преступлений, предусмотренных статьями 121 и 122 УК РФ.
Профилактика преступлений против собственности
Значительную часть уголовных дел, находящихся в производстве дознавателей органов внутренних дел, составляют дела о таких преступлениях против собственности, как кража, различные виды мошенничества, грабеж.
Важным социально-психологическим условием, способствующим совершению этих преступлений, является виктимное поведение потерпевших, выражающееся в беспечном, недостаточно внимательном отношении к сохранности своего имущества, излишней доверчивости, случайных связях, пренебрежении элементарными правилами предосторожности.
В связи с этим в профилактических целях целесообразно в различных формах (выступления в трудовых коллективах, СМИ) разъяснять гражданам опасность такого поведения.
По уголовным делам о кражах и грабежах, совершаемых в кафе, ресторанах, барах, магазинах, иных общественных местах, необходимо вносить представления профилактического характера в адрес дирекции этих организаций с предложениями об установке камер видеонаблюдения, организации надлежащей охраны.
В тех случаях, когда владельцы такого рода заведений устанавливают дешевые камеры, не позволяющие эффективно считывать видеоинформацию, в представлениях целесообразно указывать на необходимость установки видеокамер с высоким уровнем разрешения, позволяющим максимально считывать и расшифровывать видеоматериалы.
В целях эффективного предупреждения хищений из крупных торговых центров, сетевых магазинов, где указанные преступления совершаются весьма часто, необходимо налаживание тесного контакта с администрацией, а также с частными охранными организациями, осуществляющими охранную деятельность на данных объектах.
Особую значимость в целях предупреждения указанных преступлений имеет также взаимодействие дознавателей с участковыми уполномоченными полиции, патрульно-постовой службой.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В опросе, который проводился в период с 2015 по 2016 г. в пяти регионах Российской Федерации (Москве, Астраханской, Калужской, Ульяновской областях, Республике Татарстан и Удмуртской Республике), приняли участие 16 руководителей подразделений дознания и 180 дознавателей.
*(2) Далее - представление профилактического характера.
*(3) При разработке указанной проблемы было исследовано 95 представлений профилактического характера, которые были внесены в 2011 и 2015 гг. в различные организации и должностным лицам дознавателями Москвы, городов Самары, Сочи, Самарской и Ульяновской областей, республик Башкортостан, Калмыкия и Марий Эл.
*(4) См.: Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2006 г., утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 7 марта 2007 г. // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. 2007. N 6 (ч. 2).
*(5) См.: Российская газета. 2013. 27 марта.
*(6) См.: Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2012. N 36.
*(7) См.: Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2012. 3 сентября.
*(8) См.: Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ (ред. от 5 февраля 2014 г.) "О судебной системе Российской Федерации" // СЗ РФ. 1997. N 1. ст. 1.
*(9) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 47. ст. 4472.
*(10) См.: Приказ МВД России от 20 января 2016 г. N 33 "О внесении изменений в приказ МВД России от 17 января 2006 г. N 19".
*(11) Деятельность указанных подразделений регламентирована приказом МВД России от 6 сентября 2011 г. N 995 (ред. от 2 октября 2012 г.) "О совершенствовании деятельности подразделений информации и общественных связей, пресс-служб органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск МВД России".
*(12) Рецидив преступлений - совершение умышленного преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление (ч. 1 ст. 18 УК РФ).
*(13) См.: Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1314 (ред. от 27 ноября 2015 г.) "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний" // СЗ РФ. 2004. N 42. ст. 4109.
*(14) См.: Приказ МВД России от 31 декабря 2012 г. N 1166 "Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции" // Российская газета. 2013. 27 марта.
*(15) См.: Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ (ред. от 28 декабря 2013 г.) "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" // СЗ РФ. 2011. N 15. ст. 2037.
*(16) См.: Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ (ред. от 29 июня 2015 г.) "Об оперативно-розыскной деятельности" // СЗ РФ. 1995. N 33. ст. 3349.
*(17) См.: Соглашение о сотрудничестве между Московской Патриархией Русской православной церкви и МВД России от 17 ноября 2004 г. // www.jesuschrist.ru/news/2004/11/17/7351#.VUEqFbfrCHM.
*(18) См.: Приказ МВД России от 15 октября 2013 г. N 845 "Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2014. N 11.
*(19) При этом следует иметь в виду последние законодательные изменения, касающиеся реформирования системы правоохранительных органов, в частности Указ Президента РФ от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции", согласно которому ФМС упразднена, а ее функции и полномочия переданы МВД России.
*(20) Указом Президента РФ от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" ФСКН России также упразднена, а ее функции и полномочия переданы МВД России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Данилова С.И. Профилактика преступлений дознавателем органов внутренних дел
С.И. Данилова - ведущий научный сотрудник НИЦ ВНИИ МВД России, кандидат юридических наук, доцент
В статье проведен анализ современного состояния профилактической деятельности дознавателя, рассмотрены нормативные правовые акты, регулирующие профилактическую деятельность дознавателя органов внутренних дел, исследована проблема неисполнения представлений профилактического характера и роль начальника органа дознания, прокурора и суда в ее решении, непроцессуальные меры профилактического воздействия, особенности профилактики рецидива преступлений, преступлений несовершеннолетних, в сфере миграции, незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, преступлений против личности и собственности.
Профилактика преступлений дознавателем органов внутренних дел
Автор
С.И. Данилова - ведущий научный сотрудник НИЦ ВНИИ МВД России, кандидат юридических наук, доцент
Журнал "Гражданин и право", 2016, N 10