Функции ориентирования системы управления деятельностью по оказанию первой помощи гражданам
С.Н. Братановский,
профессор кафедры административного
и финансового права Российского
экономического университета им. Г.В. Плеханова,
доктор юридических наук, профессор
А.Ю. Закурдаева,
кандидат юридических наук
Журнал "Гражданин и право", N 10, октябрь 2016 г.
Системный подход к изучению функций государственных органов в области оказания первой помощи, анализ работ специалистов по этой проблеме указывают на то, что одной из важнейших групп этих функций являются функции ориентирования системы управления деятельностью по оказанию первой помощи, в число которых большинство авторов указанных работ включают функции, обеспечивающие нормативное регулирование, прогнозирование, планирование, методическое руководство в данной области*(1).
Предполагаемый анализ необходимо начать с установления функций ориентирования системы управления деятельностью по оказанию первой помощи Президента РФ и Правительства РФ, осуществляющих общее руководство иерархически выстроенной и функционально согласованной системой охраны здоровья граждан.
Президент РФ осуществляет нормативное регулирование по вопросам охраны здоровья, определяет стратегию разработки, руководит реализацией федеральной государственной политики в области охраны здоровья граждан и в посланиях Федеральному Собранию РФ ставит задачи тактического плана по совершенствованию законодательства, форм и методов организации и деятельности Правительства РФ и других федеральных органов исполнительной власти в этой области*(2).
Согласно п. "в" ст. 114 Конституции Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области здравоохранения. Положения Конституции РФ уточняет Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации"*(3), согласно ст. 16 которого Правительство РФ в социальной сфере осуществляет "принятие мер по реализации прав граждан на охрану здоровья".
Отдельные регулятивные, контрольные и организационные функции Правительства РФ закреплены в отраслевых федеральных законах. Из проанализированных нами более чем 30 полномочий Правительства РФ по реализации указанных функций, закрепленных в отраслевых федеральных законах, на наш взгляд, важное значение для организации оказания первой помощи имеет функция обеспечения функционального единства органов исполнительной власти в сфере здравоохранения. В частности, Правительство РФ определяет направления деятельности федеральных органов по реализации стратегии охраны здоровья, утверждая планы и показатели деятельности и устанавливая порядок и сроки разработки административных регламентов исполнения государственных функций или предоставления государственных услуг*(4).
Также заслуживает внимания нормотворческая деятельность Правительства РФ. В этой связи отметим деятельность по принятию подзаконных нормативных актов, затрагивающих организацию оказания первой помощи (например, утверждение Постановлением Правительства РФ от 23 марта 1993 г. N 1090 Правил дорожного движения РФ*(5)). Особое место в нормотворческой деятельности Правительства РФ занимают утверждаемые его постановлениями федеральные целевые программы и концепции в рассматриваемой области.
Далее подробно остановимся на функциях ориентирования системы управления деятельностью по оказанию первой помощи иных федеральных органов исполнительной власти. Начнем анализ с рассмотрения функций нормативного регулирования в области организации оказания первой помощи, осуществляемых Минздравом России, МВД России, Минобороны России, МЧС России, Минобрнауки России.
Так, Минздрав России осуществляет самостоятельное регулирование вопросов, отнесенных к непосредственной компетенции данного органа, в том числе:
- утверждение требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек, укладок, наборов и комплектов для оказания первой помощи (п. 5.2.12 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации*(6));
- утверждение перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи (ст. 31 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и п. 5.2.11 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации);
- разработка примерных программ учебного курса, предмета и дисциплины по оказанию первой помощи (ст. 31 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В отношении двух последних функций, закрепленных в ст. 31 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", необходимо отметить положительную тенденцию к унификации вопросов первой помощи. Во исполнение данной нормы был утвержден приказ Минздравсоцразвития России от 4 мая 2012 г. N 477н "Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи"*(7). Кроме того, Минздравом России были разработаны программы предмета "Первая помощь", являющиеся составной частью примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий (утвержденных приказом Минобрнауки России от 26 декабря 2013 г. N 1408). По нашему мнению, в ближайшем будущем в указанном направлении необходимо проделать обширную работу по выполнению указанной функции, так как большинство действующих программ обучения и правил оказания первой помощи*(8) разрабатывались федеральными органами исполнительной власти самостоятельно. На наш взгляд, выполнение данной функции не позволит повториться ранее сложившейся ситуации, когда федеральные органы исполнительной власти самостоятельно разрабатывали документы в сфере первой помощи в отсутствие единой концепции в этой области. Реализация данной нормы позволит Минздраву России координировать принятие нормативных актов в сфере первой помощи и обеспечит единообразное регулирование вопросов оказания первой помощи во всех принимаемых документах*(9).
Таким образом, в нормотворческие функции Минздрава России входит принятие и разработка нормативных документов, имеющих медицинскую составляющую. Нормы, утверждаемые Минздравом России, распространяются на широкий круг потенциальных участников оказания первой помощи. Однако проблемным вопросом является отсутствие в структуре Минздрава России, а также подведомственных ему органах профильного подразделения и должностей главных (штатных или внештатных) специалистов по первой помощи. Для преодоления сложившейся ситуации Минздрав России создает рабочие группы для решения отдельных вопросов нормативного регулирования в области первой помощи*(10). Но в результате отдельных действий, на наш взгляд, трудно достигнуть единообразного подхода по вопросам первой помощи. Так, даже в документах, утвержденных Минздравом России, встречаются противоречия в части терминологии в области первой помощи. В качестве примера рассмотрим приказ Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 г. N 541н "Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих", раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения"*(11). В данном документе встречаются такие термины, как "доврачебная помощь", "первая медицинская помощь", "первая неотложная медицинская помощь" и др., т.е. пункты об оказании легально не закрепленных видов помощи, что создает путаницу в терминах и понятиях и, как следствие, в правомочиях работников в сфере здравоохранения по оказанию первой помощи. Другим примером несогласованности действий в области первой помощи является фактическое невыполнение в течение всего срока действия положений приказа Минздрава СССР от 4 января 1983 г. N 3, устанавливающего требования "по оснащению медицинским имуществом стационарных постов ГАИ"*(12). Несмотря на установленные приказом требования, организационная, производственная и финансовая деятельность по оснащению стационарных постов ГИБДД МВД России укладками не осуществлялась вплоть до отмены приказа 8 августа 2011 г.
Нормотворческая функция Минтруда России в области первой помощи заключается в утверждении мер по профилактике производственного травматизма и охране труда, включающей вопросы организации оказания первой помощи (п. 5.2.15, 5.2.20, 5.2.25, 5.2.28, 5.2.35 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 610*(13)).
Важную роль в нормативном обеспечении деятельности по оказанию первой помощи играет Минобрнауки России. Это министерство самостоятельно принимает нормативные акты, прямо или косвенно затрагивающие обучение правилам оказания первой помощи в соответствии с функциями, установленными пунктами 5.2.1, 5.2.3, 5.2.7, 5.2.11 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 3 июня 2013 г. N 466*(14). В частности, в рамках данных полномочий среди профессий и специальностей, по которым осуществляется профессиональная подготовка, на наш взгляд, должны быть утверждены профессии (специальности) "Инструктор первой помощи" и "Преподаватель первой помощи" с новыми кодами, форма документа, подтверждающего прохождение обучения по первой помощи.
Кроме того, отдельные полномочия Минобрнауки России по реализации нормативной функции в рассматриваемой сфере установлены отраслевыми законами. Так, полномочие по утверждению примерных программ подготовки водителей транспортных средств различных категорий, включая программы предмета "Первая помощь", установлено подпунктом 2 п. 10 Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 декабря 1999 г. N 1396. Требования к минимуму содержания программы профессиональной подготовки частных детективов, включая примерную программу учебной дисциплины "Первая помощь", утверждены приказом Минобрнауки России от 26 апреля 2010, N 429*(15) во исполнение ст. 15.3 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации"*(16).
Отметим, что в нормотворческой деятельности Минобрнауки России не всегда наблюдается координация действий с Минздравом России по вопросам первой помощи. Убедительным примером такой несогласованности может служить самостоятельная разработка и утверждение Минобрнауки России без согласования с Минздравом России Примерных программ подготовки по предмету "Первая помощь" в качестве составных частей Примерных программ подготовки водителей транспортных средств различных категорий, утвержденных приказом Минобрнауки России от 30 сентября 2008 г. N 278. Указанные программы подготовки водителей действовали менее полутора лет и были заменены на новые примерные программы по причине несоответствия Примерных программ современной идеологии обучения в области первой помощи Минздрава России. Иными словами, из-за отсутствия межведомственного взаимодействия в области первой помощи пришлось целиком менять Примерные программы подготовки водителей, затрагивающие организацию учебно-методической деятельности более чем 8,5 тыс. автошкол на территории Российской Федерации, обучающих ежегодно более 2 млн. кандидатов в водители транспортных средств.
Продолжая рассмотрение нормотворческих функций органов исполнительной власти в области первой помощи, остановимся на функциях МЧС России. В соответствии с подп. 2 п. 8 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента РФ от 11 июля 2004 г. N 868*(17), в функции МЧС России входит правовое регулирование вопросов, отнесенных к непосредственной компетенции данного органа. Утвержденные в соответствии с указанным пунктом нормативные акты регулируют вопросы организации оказания первой помощи объектами государственного регулирования, подчиняющихся МЧС России. Так, предусматривается утверждение порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований. В целях реализации данной функции был принят приказ МЧС России от 23 декабря 2005 г. N 999 "Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований"*(18). Приказ предусматривает создание "отрядов первой медицинской помощи", а также обязанность личных составов аварийно-спасательных формирований уметь "оказывать первую медицинскую помощь раненым и пораженным, а также эвакуировать их в безопасные места".
Кроме того, в нормотворческие функции МЧС России входит утверждение порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны. Приказ МЧС России от 31 марта 2011 г. N 156 "Об утверждении Порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны"*(19) указывает в числе аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожара, оказание первой помощи, а также использование для выполнения этой задачи "инструментов и оборудования для оказания первой помощи пострадавшим".
В ходе дальнейшего анализа нормотворческой функции федеральных органов исполнительной власти в области первой помощи перейдем к рассмотрению функций МВД России в данной сфере.
Согласно подп. 4 п. 12 Положения о Министерстве внутренних дел РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. N 248 "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации"*(20), МВД России осуществляет нормативно-правовое регулирование вопросов, относящихся к сфере внутренних дел, если эти вопросы не являются предметом регулирования Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ или Правительства РФ; определяет порядок реализации прав и обязанностей полиции, если этот порядок не является предметом регулирования федеральных законов, актов Президента РФ или Правительства РФ. В качестве примера необходимо упомянуть совместный приказ МВД России N 1115 и Минздрава России от 31 декабря 1999 г. N 475 "Об утверждении Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел"*(21). Указанным приказом устанавливается примерный перечень средств, входящих в аптечку для оказания первой помощи в изоляторе временного содержания.
Нормотворческая деятельность вышеназванных министерств не ограничивается только изданием актов подзаконного регулирования, а предполагает разработку и представление Президенту РФ и Правительству РФ предложений и проектов нормативных актов по вопросам установленных сфер деятельности. Так, Минздрав России являлся разработчиком ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Таким образом, нормотворческая функция вышеназванных министерств предусматривает как издание новых законодательных актов в области первой помощи, так и совершенствование действующего законодательства, которое должно осуществляться поэтапно*(22).
В.Д. Зорькиным было отмечено, что изменение законодательства, действующего в социальной сфере, порой осуществляется без должной теоретической подготовки, без продуманного плана последовательных действий, в результате чего законодательство характеризуется противоречивостью, наличием серьезных пробелов, неравномерностью развития*(23). В связи с тем что практические отношения в области первой помощи быстро меняются и многие вопросы первой помощи нормативно не урегулированы, на наш взгляд, данная функция федеральных министерств могла бы способствовать своевременной актуализации действующего законодательства в области первой помощи.
Значительный потенциал для совершенствования организации оказания первой помощи заключается в реализации нормотворческой функции законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Статья 5 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" устанавливает, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации. При этом согласно ст. 3 рассматриваемого закона субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. Однако анализ нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации показывает, что законодательные акты, принимаемые в большинстве субъектов и регулирующие вопросы охраны здоровья населения, не уделяют должного внимания правовому регулированию вопросов организации оказания первой помощи. Как правило, нормативное регулирование вопросов организации оказания первой помощи сводится к простому дублированию норм федеральных законов. Так, Закон Воронежской области от 25 июня 2012 г. N 93-ОЗ "О здравоохранении в Воронежской области", как и ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", содержит положение о том, что организация охраны здоровья граждан на территории Воронежской области осуществляется в том числе путем организации оказания первой помощи, однако ни Закон, ни иные нормативно-правовые акты не регламентируют организационно-управленческие аспекты деятельности по оказанию первой помощи.
В ходе дальнейшего анализа функций вышеперечисленных органов на предмет выявления того, как иные функции блока ориентирования системы управления деятельностью по оказанию первой помощи (в частности, прогнозирования, планирования и методического руководства) конкретизируются в функциях отдельных федеральных органов исполнительной власти, было установлено следующее. Косвенно к функции учебно-методического руководства организацией оказания первой помощи относятся следующие функции МЧС России: методическое руководство при решении вопросов по обучению населения в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а также в пределах своей компетенции - при подготовке молодежи по основам безопасности жизнедеятельности; методическое руководство созданием и обеспечением готовности сил и средств гражданской обороны в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и организациях (подп. 3 п. 8 Положения о Министерстве РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий). Для реализации рассмотренной выше функции планирования и методического руководства при решении соответствующих вопросов, включающих деятельность по обучению первой помощи, Минздравом России должны быть разработаны примерные программы учебного курса, предмета, дисциплины по первой помощи (ч. 3 ст. 31 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"). Однако координация действий по данным вопросам между министерствами не осуществляется, что, по нашему мнению, не обеспечивает эффективность реализации МЧС России данных функций.
Иные вышеупомянутые функции в отношении организации оказания первой помощи не закреплены среди функций федеральных органов исполнительной власти. Так, рассмотренные федеральные органы государственной власти не осуществляют функции прогнозирования, т.е. социально-научного предвидения изменений в развитии института первой помощи, и планирования, т.е. постановку целей, определяющих перспективы развития первой помощи, и будущее состояние управляемых объектов и процессов, а также способы достижения намеченных целей. Применительно к организации оказания первой помощи реализация данных функций позволила бы не допустить стихийности в принятии решений в области организации оказания первой помощи, повысить эффективность нормативно-правового регулирования в данной сфере и создать условия для выбора наиболее оптимальных вариантов государственного управления в области первой помощи. Реализация функций планирования и прогнозирования в данной сфере должна быть направлена на своевременное выявление и последовательное решение насущных проблем в сфере первой помощи путем рационального распределения сил и средств и иметь конечной целью совершенствование организации оказания первой помощи. Особенно актуальным, на наш взгляд, представляется использование программно-целевого метода, предполагающего последовательную, научно обоснованную разработку многоаспектных прогнозов, комплексных программ, концепций совершенствования деятельности по организации оказания первой помощи, основываясь на возможно полном учете и ранжировании конечных и промежуточных целей такой деятельности, с учетом имеющихся у субъектов и объектов системы управления деятельностью по оказанию первой помощи финансовых, кадровых, информационных, временных и иных ресурсов*(24).
Отсутствие прогнозирования и планирования на текущем этапе динамичного развития института первой помощи играет отрицательную роль. Так, в настоящее время вопросы организации оказания первой помощи не включены в Государственную программу Российской Федерации "Развитие здравоохранения", где сформулированы перспективные и насущные цели и задачи в области охраны здоровья и меры по их реализации. Кроме того, отсутствует специальная научно обоснованная и практико-ориентированная концепция развития первой помощи. В связи с этим для правовой организации управления оказанием первой помощи характерна непоследовательность принятия решений. Так, приказ Минздравсоцразвития России от 17 мая 2010 г. N 353н "О первой помощи" (утратил силу), утверждающий перечень мероприятий по оказанию первой помощи, был отменен менее чем через два года после принятия в связи с необходимостью устранения недостатков, что повлекло, в свою очередь, необходимость внесения изменений во все программы обучения и учебно-методические материалы по первой помощи.
Другим примером негативных последствий, вызванных отсутствием планирования и прогнозирования в данной сфере, является невыполнение по настоящий момент поручения п. "з" ч. 1 Поручения Президента РФ Д.А. Медведева N Пр-2288 по итогам совещания по вопросам повышения безопасности дорожного движения 6 августа 2009 г.*(25), согласно которому Правительство РФ должно разработать и реализовать комплекс мер, направленных на обучение кандидатов в водители приемам оказания доврачебной помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, а также рассмотреть вопрос о целесообразности внесения изменений в правила сдачи квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами, предусматривающих введение обязательного практического экзамена по оказанию доврачебной помощи на месте дорожно-транспортного происшествия. Эти вопросы поднимались на заседании Правительства РФ в июне 2011 г. Однако до сих пор не разработана правовая основа для внедрения практического экзамена, а также не запланировано выделение материальных, финансовых и трудовых ресурсов.
В связи с вышеизложенным представляется крайне актуальным включить в Государственную программу РФ "Развитие здравоохранения" задачи в сфере повышения количественных и качественных показателей оказания первой помощи и необходимые мероприятия. Это представляется наиболее логичным и обоснованным, так как организация охраны здоровья граждан осуществляется в том числе путем организации оказания первой помощи. Следовательно, основная цель государственной политики в области здравоохранения должна включать в себя также формирование системы, обеспечивающей доступность первой помощи и повышение эффективности ее оказания. Не менее важными для реализации программно-целевого метода организации деятельности по оказанию первой помощи являются разработка и внедрение научно обоснованной и практико-ориентированной концепции развития первой помощи или в виде отдельного документа, или как составной части Концепции развития системы здравоохранения Российской Федерации в случае формирования и утверждения таковой. В этих документах должны быть определены направления, цели, задачи, темпы, количественные и качественные показатели реализации государственных функций в этой сфере на основании современных тенденций развития института первой помощи и потребностей общества в данной сфере*(26).
Таким образом, в блоке функций ориентирования системы управления деятельностью по оказанию первой помощи в настоящий момент реализуется нормотворческая функция путем издания новых законодательных актов в области первой помощи и совершенствования действующего законодательства. Однако, в отсутствие закрепленных функций методического руководства, планирования и прогнозирования в данной сфере, не всегда происходит своевременное выявление и последовательное решение насущных проблем в сфере первой помощи.
Для внедрения программно-целевого метода в организацию деятельности по оказанию первой помощи предлагается включить в Государственную программу РФ "Развитие здравоохранения" задачи в сфере повышения количественных и качественных показателей оказания первой помощи и необходимые мероприятия, а также разработать и внедрить научно обоснованную и практико-ориентированную концепцию развития первой помощи или в виде отдельного документа, или как составную часть Концепции развития системы здравоохранения Российской Федерации в случае формирования и утверждения таковой.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Бевеликова Н.М. Компетенция Правительства Российской Федерации в сфере здравоохранения // Медицинское право. 2009. N 3. С. 7-12; Гаин Ю.М. Первая медицинская помощь: Практ. руководство. Минск, 2008. С. 21; Мазнев Н.И. Первая помощь подручными средствами. М., 2008. С. 36.
*(2) См., например: Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 22 декабря 2011 г. // Российская газета. 2011. N 290.
*(3) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 51. ст. 5712.
*(4) См., например: Приказ Минздрава России от 12 ноября 2012 г. N 903н "Об утверждении Регламента Министерства здравоохранения Российской Федерации" // Российская газета. 2013. N 77.
*(5) См.: Российские вести. 1993. 23 ноября.
*(6) Утв. постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 608 // СЗ РФ. 2012. N 26. ст. 3526.
*(7) См.: Российская газета. 2012. 23 мая.
*(8) См., например: Правила охраны труда в морских портах (утв. приказом Департамента морского транспорта Министерства транспорта РФ от 9 января 1996 г. N 2).
*(9) См.: Братановский С.Н. Государственное управление: понятие, социальная сущность // Вестник Евразийской академии административных наук. 2011. N 3. С. 6-14.
*(10) См., например: Приказ Минздравсоцразвития России от 19 августа 2011 г. N 962 "О рабочей группе по подготовке предложений по формированию требований к комплектации изделиями медицинского назначения рабочей и аварийной аптечек для оказания первой помощи на железнодорожном транспорте".
*(11) См.: Приказ Минздравсоцразвития России N 541н от 23 июля 2010 г. "Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих" // Российская газета. 2010. N 217.
*(12) См.: Приказ Минздрава СССР от 4 января 1983 г. N 3 "О профилактике дорожно-транспортных происшествий и совершенствовании системы оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях".
*(13) См.: Постановление Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 610 "Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты РФ" // СЗ РФ. 2012. N 26. ст. 3528.
*(14) См.: Постановление Правительства РФ от 3 июня 2013 г. N 466 "Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки РФ" // СЗ РФ. 2013. N 23. ст. 2923.
*(15) См.: Приказ Минобрнауки России от 26 апреля 2010 N 42 "О требованиях к минимуму содержания программы профессиональной подготовки частных детективов" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. N 40.
*(16) См.: Закон РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" // Российская газета. 1992. N 100.
*(17) См.: Указ Президента РФ от 11 июля 2004 г. N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" // СЗ РФ. 2004. N 28. ст. 2882.
*(18) См.: Приказ МЧС России от 23 декабря 2005 г. N 999 "Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. N 6.
*(19) См.: Приказ МЧС России от 31 марта 2011 г. N 156 "Об утверждении Порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2011. N 29.
*(20) См.: Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. N 248 "Положение о Министерстве внутренних дел РФ" // СЗ РФ. 2011. N 10. ст. 1334.
*(21) См.: Приказ МВД России N 1115 и Минздрава России N 475 от 31 декабря 1999 г. "Об утверждении Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2000. N 11.
*(22) См.: Братановский С.Н., Кизилов В.В. Правовое регулирование организации и деятельности медицинских учреждений в России / Под ред. С.Н. Братановского. Саратов, 2005. С. 37.
*(23) См.: Зорькин В.Д. Диалог Конституционного Суда Российской Федерации и Европейского суда по правам человека в контексте конституционного правопорядка: Доклад на XIII Международном форуме по конституционному правосудию. Санкт-Петербург, 18-20 ноября 2010 г. //www.ksrf.ru/News/Speech/Pages/ViewItem.aspx?ParamId=24.
*(24) См.: Братановский С.Н., Лебедева М.М. Специальные правовые режимы информации. Саратов, 2010. С. 56.
*(25) См.: Стенографический отчет о совещании по вопросам безопасности дорожного движения // www.archive.kremlin.ru/appears/2009/08/06/1751_type63378type63381_220606. shtml.
*(26) См.: Братановский С.Н., Братановская М.С. Государственное управление: сущностные признаки и элементы // Инновационное развитие российской экономики: Сб. М., 2014. С. 12-13.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Братановский С.Н., Закурдаева А.Ю. Функции ориентирования системы управления деятельностью по оказанию первой помощи гражданам
С.Н. Братановский - профессор кафедры административного и финансового права Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, доктор юридических наук, профессор
А.Ю. Закурдаева - кандидат юридических наук
В статье анализируются вопросы реализации функций ориентирования системы управления деятельностью по оказанию первой помощи гражданам. Использован системный подход к анализу функций, обеспечивающих нормативное регулирование, прогнозирование, планирование, методическое руководство в данной области.
Функции ориентирования системы управления деятельностью по оказанию первой помощи гражданам
Авторы
С.Н. Братановский - профессор кафедры административного и финансового права Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, доктор юридических наук, профессор
А.Ю. Закурдаева - кандидат юридических наук
Журнал "Гражданин и право", 2016, N 10