Организация является собственником административного здания. Приказом Министерства культуры России (далее - Министерство) здание в качестве объекта культурного наследия зарегистрировано в реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр). Организация считает вынесенный приказ незаконным, подлежащим отмене, поскольку включение здания в реестр было осуществлено без проведения государственной историко-культурной экспертизы, а организация не желает, чтобы принадлежащее ей здание являлось объектом культурного наследия. Министерство не согласно с выводами организации, поскольку указанное здание ранее было выявлено в качестве памятника истории и культуры местного значения в соответствии с Законом РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры". Обоснована ли позиция организации?
Материал подготовлен
специалистами Центра методологии
бухгалтерского учета и налогообложения
Журнал "Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии", N 4, октябрь-декабрь 2016 г., с. 56-57.
Считаем, что в рассматриваемом вопросе выводы организации неправомерны, поскольку указанное здание было ранее выявлено в качестве памятников истории и культуры, а, следовательно, внесено в реестр на основании положений Закона N 73-ФЗ, что исключает применение к нему порядка о проведении историко-культурной экспертизы.
Обоснование. В соответствии с пунктом 3 статьи 64 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) памятники истории и культуры местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с Законом РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры", необходимо относить к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в реестр, за исключением случаев отнесения указанных памятников истории и культуры к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 2 статьи 18 объекты, которые представляют собой историко-культурную ценность и в отношении которых вынесено заключение государственной историко-культурной экспертизы о включении их в реестр как объектов культурного наследия, относятся к выявленным объектам культурного наследия со дня поступления в федеральный орган охраны объектов культурного наследия или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия (далее - соответствующий орган охраны объектов культурного наследия), документов, указанных в статье 17 данного Федерального закона.
В рассматриваемой ситуации организация считает, что Министерство неправомерно внесло принадлежащее организации административное здание в реестр, поскольку в отношении указанного здания историко-культурная экспертиза не проводилась.
Процедура регистрации объекта культурного наследия регионального значения в реестре проводится в соответствии с нормами, предусмотренными Законом N 73-Ф3, Положением о Министерстве культуры Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.07.2011 N 590, а также Положением о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденным Приказом Минкультуры России от 03.10.2011 N 954.
Согласно пункту 2 статьи 20 Закона N 73-ФЗ присвоение объекту культурного наследия регистрационного номера в реестре осуществляется в порядке, определенном Положением о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 33 Закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В соответствии с пунктом 3 статьи 48 Закона N 73-ФЗ собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.
Министерство не согласно с выводами организации, поскольку указанное здание ранее было выявлено в качестве памятника истории и культуры местного значения в соответствии с Законом РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры".
Считаем, что в рассматриваемом вопросе выводы организации неправомерны, поскольку указанное здание было ранее выявлено в качестве памятников истории и культуры, а, следовательно, внесено в реестр на основании положений Закона N 73-ФЗ, что исключает применение к нему порядка о проведении историко-культурной экспертизы. Аналогичные выводы изложены в Постановлении ФАС Московского округа от 16.05.2013 N А40-87114/12-21-826.
1 октября 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии"
Учредитель:
АООТ "Фининнова"
Издатель: ООО "ИД Финансы и Кредит"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации N 017198
Редакция журнала:
111401, Москва, а/я 10
Тел./факс: (495) 721-85-75
Адрес в Internet:
E-mail: post@fin-izdat.ru
Журнал реферируется в ВИНИТИ РАН. Журнал включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).