Я работаю специалистом в отделе охраны труда, и при очередной проверке мной был выявлен факт, что работники структурных подразделений не обеспечиваются смывающими и обезвреживающими средствами (далее СиОС), которые прописаны в трудовых договорах и личных карточках учета выдачи смывающими и (или) обезвреживающими средствами данных работников. Так согласно выписанных карточек учета выдачи СиОС, а также информации, прописанной в трудовых договорах всем работникам положена выдача следующих СиОС: 1 - крем гидрофильного действия - 100 мл в месяц; 2 - крем гидрофобного действия - 100 мл в месяц; 3 - регенерирующие, восстанавливающие кремы, эмульсии - 100 мл в месяц; 4 - очищающие пасты - 200 мл в месяц; 5 - мыло или жидкие моющие средства - 200 гр (мыло туалетное) / 250 мл (жидкое моющего средство) в месяц; 6 - крем комбинированного действия - 100 мл в месяц. Но по факту с начала 2016 года (согласно оборотной стороне карточки) работникам выдаются только следующие СиОС: 1 - крем комбинированного действия - крем выдавали только 2 раза по 100 мл (сентябрь и октябрь 2016) - до этого не каких записей о выдачи СиОС нет. 2 - крем регенерирующий - выдавали также только 4 раза по 100 мл (август, сентябрь, октябрь, ноябрь 2016) - до этого не каких записей о выдачи СиОС нет. 3 - очищающие пасты - также выдавалась только 2 раза (в сентябре, октябре) по 200 мл, до этого не каких записей о выдачи СиОС нет. Мыло туалетное - выдавалось в январе, феврале, октябре, ноябре по 200 гр. 4 - крем комбинированного действия - также выдавалась только 2 раза (в сентябре, октябре) по 100 мл, до этого не каких записей о выдачи СиОС нет. - средств гидрофильного и гидрофобного действия за весь период 2016 года работникам не выдавались. На основании данных отраженных в карточках учета СиОС и трудовых договоров, написала предписание о выявленном нарушении ст. 221 ТК РФ и Постановления N 1122н от 17.12.2010 г. Однако руководитель организации посчитал, что это не является нарушением и отказался в утверждении данного предписания (согласно внутреннего документа все предписания утверждает директор организации). По результатам предоставленного проекта предписания руководители структурных подразделений подняли вопрос о соответствии занимаемой мной должности, и в данный момент времени в мой адрес стали проводить расследование по факту соответствия занимаемой должности. Кто из нас прав? Возможно ли организовать в адрес организации внеплановую проверку соблюдения трудового законодательства, только так, чтобы должность, Ф.И.О. работника, подавшего жалобу о нарушении Трудового кодекса для работодателя осталась тайной?
(1) Работодатель обязан предоставлять работникам смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств. Ответственность за своевременную и в полном объеме выдачу работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств возлагается на работодателя (его представителя). Если работодатель не выполняет указанную обязанность, то это является нарушением законодательства по охране труда.
(2) За защитой своих прав Вы вправе обратиться в территориальный орган Роструда - государственную инспекцию труда (в том числе через данный ресурс), а также в суд.
Основанием для проведения внеплановой проверки являются, в том числе, обращения и заявления граждан. Государственный инспектор труда обязан не сообщать работодателю информацию о заявителе при проведении проверок соблюдения трудового законодательства, если заявитель возражает против передачи работодателю указанной информации (о чем Вы должны сообщить в своей жалобе).
Правовое обоснование:
Согласно п. 5 Стандарта безопасности труда "Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами" (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 N 1122н) смывающие и (или) обезвреживающие средства предоставляются работникам в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств согласно приложению N 1 к указанному приказу.
В соответствии с п.п. 26, 27 Стандарта безопасности труда "Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами" (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 N 1122н) ответственность за своевременную и в полном объеме выдачу работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств в соответствии с типовыми нормами, за организацию контроля правильности их применения работниками, а также за хранение смывающих и (или) обезвреживающих средств возлагается на работодателя (его представителя).
Государственный надзор и контроль за соблюдением работодателем Стандарта осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами (государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации).
Согласно ч. 4 ст. 360 ТК РФ основанием для проведения внеплановой проверки являются, в том числе:
- обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством;
- обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав.
Согласно ст. 352 ТК РФ каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
В соответствии со ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется Федеральной службой по труду и занятости (Роструд) и ее территориальными органами (государственными инспекциями труда). За защитой своих трудовых прав работник может обратиться в государственную инспекцию труда по месту нахождения работодателя, в том числе через данный ресурс.
Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки (ч. 1 ст. 392 ТК РФ). При пропуске по уважительным причинам сроков они могут быть восстановлены судом. Трудовые споры рассматриваются районными (городскими) судами по месту нахождения работодателя.
При этом необходимо иметь в виду, что государственный инспектор труда не вправе выдавать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению, по искам, принятым к рассмотрению судом, или вопросам, по которым имеется решение суда (ч. 2 ст. 357 ТК РФ). Таким образом, подавая иск в суд, работник утрачивает возможность защиты своих трудовых прав посредством обращения в государственную инспекцию труда.
В соответствии со ст. 358 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы работодателей - физических лиц и работодателей - юридических лиц (организаций).
Государственные инспекторы труда обязаны хранить охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной при осуществлении ими своих полномочий, а также после оставления своей должности, считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на недостатки или нарушения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы.
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", январь 2017 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.