Работник государственного учреждения привлечен к дисциплинарной ответственности: 1. 02.10.2016 г. в виде выговора по результатам проведенной 01.10.2016 г. проверки деятельности работы. 2. 02.11.2016 г. в виде выговора по результатам проведенной 01.11.2016 г. проверки деятельности работы. С работника было взято объяснение, соответственно, 01.10 и 01.11, а уже 02.10 и 02.11 его ознакомили с приказом о привлечении к дисциплинарной ответственности. Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности регламентируется только нормами трудового законодательства. В связи с привлечением к дисциплинарной ответственности работника лишили не только единовременной денежной выплаты (ЕДВ) по итогам работы за год, но и премии за квартал и выплаты по результатам экономии фонда оплаты труда. Данный работник желает уволиться 01.04.2017 г. Обжалование данных приказов в комиссии по трудовым спорам ограничены временными рамками в три месяца, т.е. срок обжалования первого приказа истекает в конце декабря 2016, а второго - в конце января 2017. Если данный работник напишет в КТС об отмене приказов, то со стороны работодателя сразу же с начала 2017 года будут приниматься любые меры по понуждению его к увольнению, т.е. "дожить" (это по практике других работников, которые пробовали отстоять свои права) до 01.04.2017 года, когда бы он хотел уволиться, просто не дадут. Но если он не обжалует приказы, то после 01.02.2017 г. будет считаться, что данные дисциплинарные взыскания отмене не подлежат, т.к. он пропустил срок обжалования в КТС. Написать напрямую работодателю, что приказы изданы с различного рода нарушениями - "смерти подобно", т.к. это будет рассчитываться, как "пощёчина" и указание на некомпетентность в данных вопросах. Вопросы: 1. Существует ли способ восстановления своих прав (т.к. приказы действительно изданы по надуманным обстоятельствам и отменить их не составит труда) перед увольнением или после увольнения, т.е. отменить наложение дисциплинарного взыскания и, соответственно, чтобы работодатель осуществил, например, положенные выплаты по итогам работы за год, как работнику, который не был привлечен к дисциплинарной ответственности? 2. Будет ли учитываться судом, ГИТ, прокуратурой факт того, что работник не обжаловал приказы через КТС? 3. Имеет ли право ГИТ и прокуратура отменить данные приказы и восстановить положение работника в данном случае? 4. В случае отмены данных приказов о привлечении к ответственности, может ли работодатель изменить формулировку и привлечь заново с изданием нового приказа по тем же обстоятельствам? 5. Будет ли являть нарушением ст. 193 ТК РФ, если официального уведомления о предоставлении объяснения не было, а только в устной форме - "чтобы через час уже было", т.е. срока предоставления объяснения? 6. По нарушению трудовой дисциплины и неисполнению трудовых обязанностей должно ли проводиться служебное разбирательство, по итогам которого издается приказ о привлечении? Или достаточно акта проверки и объяснения? 7. Если работодатель сразу же после отмены приказов, назначит новые проверки, а, как правило, нарушения находятся вплоть до самых мелочных (попросту придирки), может ли это расцениваться, как понуждение к увольнению? 8. В случае отмены приказов работодатель будет обязан выплатить ЕДВ. Можно ли будет обязать в данном случае выплатить премию и выплату в результате экономии фонда оплаты труда, хотя это непосредственная прерогатива работодателя? Не будет ли это дискриминацией, хотя данная премия в фонд оплаты труда не входит, т.к. получается одним работникам выплачено, а другим нет, но свои обязанности на протяжении всего года выполняли все? 9. Как Вы посоветуете действовать работнику в данной ситуации, чтобы "дожить" до даты увольнения и отменить необоснованные и порочащие его приказы о привлечении, а также получить причитавшиеся ему выплаты? 10. Может ли работник при увольнении "проучить" работодателя, чтобы работодатель в дальнейшем не понуждал таким образом увольняться "неугодных" работников, т.к. случаи проверок, а потом издания, иногда настолько очевидно необоснованных приказов о наказании, что и без соответствующего образования понятно, что "бред" и в связи с чем он связан, а также пользуясь боязнью быть уволенными по отрицательным основаниям? Какие меры можно предпринять? Т.е. если работник не предоставляет заявление "по собственному", то третий приказ будет об увольнении за неоднократное неисполнение трудовых обязанностей.
1. Работник вправе обжаловать действия работодателя как в КТС, так и в государственной инспекции труда, в суде. При этом при обращении в государственную инспекцию труда с жалобой Вам гарантируется неразглашение информации работодателю и иным третьим лицам о заявителе (т.е. о Вас). Для этого Вам нужно указать в своей жалобе, что Вы возражаете о раскрытии информации о заявителе работодателю.
2. Нет, не будет, поскольку это является правом работника.
3. Да, вправе. Данные органы вправе потребовать от работодателя устранения нарушения трудового законодательства и трудовых прав работника.
4. Нет, не может поскольку дисциплинарное взыскание может быть применено не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка.
5. Если письменное объяснение было представлено работником, то порядок его запроса не будет являться нарушением процедуры.
6. Трудовое законодательство не устанавливает обязательные требования в части проведения служебного разбирательства. При этом работодатель обязан установить причины и обстоятельства проступка. Каким образом работодатель это сделает, определяется им самостоятельно.
7. Факт проведения проверок работодателем сам по себе, как правило, не может являться подтверждением понуждения работника к увольнению, поскольку работодатель вправе осуществлять контроль деятельности работника.
8. Что касается выплаты премий и иных доплат в случае отмены приказов о привлечении к дисциплинарной ответственности, то для ответа на Ваш вопрос необходимо ознакомиться с порядками и условиями их назначения и выплаты.
9. Вы можете обратиться в государственную инспекцию труда, поскольку в данном случае Вам гарантируется неразглашение информации работодателю и иным третьим лицам о заявителе (т.е. о Вас).
10. Все неправомерные действия работодателя Вы можете обжаловать в вышеописанном порядке.
Правовое обоснование:
В соответствии со ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:
1) замечание;
2) выговор;
3) увольнение по соответствующим основаниям.
Согласно ст. 193 ТК РФ до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт.
Непредоставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.
Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.
Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня его совершения.
Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт.
Согласно ст. 352 ТК РФ каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Согласно ст. 386 ТК РФ работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока комиссия по трудовым спорам может его восстановить и разрешить спор по существу.
Согласно ч. 1 ст. 391 ТК РФ в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника, работодателя или профессионального союза, защищающего интересы работника, когда они не согласны с решением комиссии по трудовым спорам либо когда работник обращается в суд, минуя комиссию по трудовым спорам, а также по заявлению прокурора, если решение комиссии по трудовым спорам не соответствует трудовому законодательству и иным актам, содержащим нормы трудового права.
В соответствии со ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется Федеральной службой по труду и занятости (Роструд) и ее территориальными органами (государственными инспекциями труда). За защитой своих трудовых прав работник может обратиться в государственную инспекцию труда по месту нахождения работодателя, в том числе через данный ресурс.
Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении (ст. 392 ТК РФ). Трудовые споры рассматриваются районными (городскими) судами по месту нахождения работодателя.
При этом необходимо иметь в виду, что государственный инспектор труда не вправе выдавать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению, по искам, принятым к рассмотрению судом, или вопросам, по которым имеется решение суда (ч. 2 ст. 357 ТК РФ). Таким образом, подавая иск в суд, работник утрачивает возможность защиты своих трудовых прав посредством обращения в государственную инспекцию труда.
На основании ч. 2 ст. 358 ТК РФ государственные инспекторы труда обязаны воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы.
Также на основании ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" при рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", январь 2017 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.