Работник трудоустроен в ООО N 1, по трудовому договору выполняет выкладку товара в сети магазинов в ООО N 2. В ООО N 2 есть (со слов охраны и менеджера магазина) внутренние правила (самого ООО или службы безопасности, неясно), по которым сами работники ООО N 2, а также работники других организаций, которые работают на территории магазинов ООО N 2 должны проходить на территорию торгового зала только через служебный вход даже в выходные, отпуск, и в течение 3 месяцев после увольнения (спецпропусков при этом нет, есть пост охраны на служебном входе). Т.е. в магазин не хотят пускать через обычный вход для покупателей, когда работник приходит в своё нерабочее время как покупатель (охрана требует пройти в свою будку через служебный вход и вписаться в журнал посещения, записав вносимое имущество, а при выходе - также пройти проверку ручным металлоискателем). Считаю, что в нерабочее время работник посещает магазин как потребитель (и торговый зал является открытым для посещения всеми местом), и может передвигаться свободно как и все покупатели. 1. Законны ли такое внутреннее правило ООО N 2 (его службы безопасности)? 2. Должен ли работник соблюдать это правило (в случае его незаконности), если ознакомлен с ним под роспись или оно прописано в правилах трудового распорядка, по соглашению между двумя ООО и т.п.? 3. Как узнать, действительно ли есть такие правила? Должны ли работнику ООО N 1 показать данные правила в магазине по его просьбе или дать их копию? 4. Можно ли ссылаться на ответы на данном сайте в письменном общении с работодателем?
Требования ООО N 2 неправомерны.
ООО N 2 не вправе требовать, а работники не обязаны соблюдать установленные работодателем правила поведения в магазине в нерабочее время.
Также ООО N 2 не вправе требовать соблюдения указанных правил работниками ООО N 1 во время, когда данные работники не выполняют свои трудовые функции на территории ООО N 2.
Соблюдать указанные правила в нерабочее время работники ООО N 1 и ООО N 2, пришедшие в магазины в качестве потребителей, не обязаны.
В связи с нарушением Ваших прав потребителя Вы вправе обратиться с жалобой в Роспотребнадзор.
ООО N 2 не обязано предоставить для ознакомления вышеуказанные правила работнику ООО N 1.
Ответы на данном сайте являются мнением должностных лиц Роструда, но не официальными актами толкования права. Правовых последствий ответы на данном сайте не порождают.
Правовое обоснование:
Частью 2 статьи 21 ТК РФ установлено, что работник обязан:
добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;
соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;
соблюдать трудовую дисциплину;
выполнять установленные нормы труда;
соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;
бережно относиться к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников;
незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества).
Согласно части 1 статьи 91 ТК РФ рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", январь 2017 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.