В апреле 2016 года, руководитель отдела подготовил приказ о допуске работников к работе с источниками ионизирующего излучения. В данном приказе допустили 10 работников в работе с источниками ионизирующего излучения (все работники прошли соответствующие обучение в учебных центра). Когда в мае месяце была осуществлена плановая проверка соблюдения охраны труда промышленной, пожарной и радиационной безопасности, было выявлено, что только 4 работника допущенных данным приказом - имеют индивидуальный дозиметр. А 6 работников допущенных приказом, не были обеспечены индивидуальными дозиметрами. По результатам данного нарушения было написано предписание, по которому необходимо было: 1) Обеспечить 6-ти работников допущенных приказом - индивидуальными дозиметрами для обеспечения контроля и учета индивидуальных доз облучения данных работников (в срок до 20.08.2016 г.). 2) Не допускать к работе (отстранить от работы) с применением источников ионизирующего излучения работников не обеспеченных индивидуальными дозиметрами (пересмотреть приказ "Об организации работы по обеспечению радиационной безопасности"). Приказ по радиационной безопасности в августе был пересмотрен, и лиц без дозиметров от работы с источником ионизирующего излучения отстранили. Однако по результатам очередной плановой проверке в сентябре, было выявлено, что ранее выписанное предписание (обеспечить шесть работников, допущенных приказом, индивидуальными дозиметрами для обеспечения контроля и учета индивидуальных доз облучения данных работников) выполнено не было. По результатам было опять написано предписание: обеспечить шесть работников допущенных приказом - индивидуальными дозиметрами для обеспечения контроля и учета индивидуальных доз облучения данных работников. И в результаты данного предписания, была создана комиссии "О по проверке работы с оборудованием, генерирующего ионизирующее излучение, установления проблем, для оценки действий должностных лиц при подготовке и исполнению приказа по радиационной безопасности, установления фактов работы с источниками ионизирующего излучения". По результатом работы данной комиссии было принято решение, что в сложившийся ситуации виновны два работника охраны труда (я и начальник). Хотя я не участвовала в подготовке приказа по радиационной безопасности. В итоге комиссия мне прописала: 1. Указать на недостаточное выполнение обязанностей предусмотренных в должностной инструкции, а именно: информировать работников подразделений филиала, расположенных в городах Когалым, Урай, Лангепас, Покачи, об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты - (хотя не каких доказательств данного невыполнения в документах расследования не предоставлено); 2. Выявлять, анализировать и оценивать профессиональные риски (хотя риск был выявлен, написано два предписания, доказательств данного невыполнения в документах расследования не предоставлено ); 3. Участвовать в разработке планов (программ) мероприятий по обеспечению безопасных условий и охраны труда, улучшению условий и охраны труда, управлению профессиональными рисками (хотя мероприятия по предписаниям были прописаны и направлены руководителям для исполнения). Доказательств данного невыполнения в документах расследования не предоставлено. Хотя в принципе со стороны отдела охраны труда, все было выполнено, выявлено нарушение, написано предписание, проконтролировали исполнение данного предписания, написали повторное предписание и в итоге по результатам проделанной работы по приведению в соответствии нормами получили приказ о лишении премии. И так пошло на все предписания которые пишет отдел, то есть отдел нашел нарушение, довел до директора о не исполнении в структурных подразделениях охраны труда - и в итоге отдел наказывают за выполнение своих должностных обязанностей. Правомерны ли действия руководителя организации?
Премия является выплатой стимулирующего характера, которая производится при достижении работником условий (показателей) премирования. Если в соответствии с условиями положения о премировании, положения об оплате труда, условиями коллективного договора, трудового договора Вы выполнили показатели премирования, но работодатель безосновательно лишил Вас премии, если работодатель допускает нарушения требований охраны труда, то действия работодателя не правомерны.
За защитой своих прав Вы вправе обратиться в территориальный орган Роструда - государственную инспекцию труда (в том числе через данный ресурс), а также в суд.
Правовое обоснование:
На основании ч. 2 ст. 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются, в том числе, условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).
В соответствии со ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно ст. 352 ТК РФ каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
В соответствии со ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется Федеральной службой по труду и занятости (Роструд) и ее территориальными органами (государственными инспекциями труда). За защитой своих трудовых прав работник может обратиться в государственную инспекцию труда по месту нахождения работодателя, в том числе через данный ресурс.
Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки (ч. 1 ст. 392 ТК РФ). При пропуске по уважительным причинам сроков они могут быть восстановлены судом. Трудовые споры рассматриваются районными (городскими) судами по месту нахождения работодателя.
При этом необходимо иметь в виду, что государственный инспектор труда не вправе выдавать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению, по искам, принятым к рассмотрению судом, или вопросам, по которым имеется решение суда (ч. 2 ст. 357 ТК РФ). Таким образом, подавая иск в суд, работник утрачивает возможность защиты своих трудовых прав посредством обращения в государственную инспекцию труда.
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", январь 2017 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.