На основании п. 5 ст. 23 Федерального закона N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" гражданам, уволенным с военной службы, устанавливаются следующие дополнительные права на трудоустройство: сохранение в течение трех месяцев после увольнения с военной службы за гражданами, работавшими до призыва (поступления) на военную службу в государственных организациях, права на поступление на работу в те же организации, а за проходившими военную службу по призыву также права на должность не ниже занимаемой до призыва на военную службу. Допустим, работника Иванова призвали в армию 6 декабря 2015 года. Получается, что начиная с 6 декабря 2016 года у него есть 3 месяца для устройства на свою прежнюю работу (должность). Должности "не ниже занимаемой" у нас нет, поэтому должность будет та же, с которой он ушел. Сейчас на этой должности другой работник, Петров, уже работает. Договор у него срочный по 16 декабря 2016 года (специально заключили так, потому что в любом случае раньше 16 декабря Иванов из армии не вернется). Иванов может прийти в любое время с 6 декабря 2016 года по 6 марта 2017 года. Получается, что Петров у нас в подвешенном состоянии находится: и уволить пока не можем (если Иванов не придет, то работать некому будет) и продлить дальше договор не можем, т.к. Иванов может прийти в любой момент. Узнавать у Иванова о его планах нам тоже не хочется, т.к. нас и Петров устраивает. Можно ли продлить договор с Петровым до 5 марта 2017 года, уволить его 5 марта, а Иванова взять только 6 марта 2017 года в последний день окончания трехмесячного срока? Или мы обязаны принять его в день обращения? Должность его дает право на льготный стаж. Не получится ли так, что если мы откажем работнику в приеме, допустим с 10 декабря 2016 года, а примем только 6 марта 2017 года, то это будет ущемлением его прав, лишением льготного трудового стажа более 2 месяцев и заработной платы? В законе "О статусе военнослужащих" дается срок 3 месяца для устройства на работу именно работнику или работодателю тоже? Или все-таки мы обязаны принять его в день обращения?
По нашему мнению, в описанной ситуации работник, окончивший военную службу, должен быть принят на работу по прежней должности только при условии, что данная должность не занята другим работником.
Продление срока трудового договора Петрова трудовым законодательством в описанной ситуации не запрещено.
Правовое обоснование:
Согласно абзацу 3 пункта 5 статьи 23 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей устанавливаются следующие дополнительные права на трудоустройство и социальное обеспечение:
сохранение в течение трех месяцев после увольнения с военной службы за гражданами, работавшими до призыва (поступления) на военную службу в государственных организациях, права на поступление на работу в те же организации, а за проходившими военную службу по призыву - также права на должность не ниже занимаемой до призыва на военную службу.
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", январь 2017 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.