ООО за 2014 год своевременно представило уведомление о контролируемых сделках. В ноябре 2016 года налоговым инспектором в ходе проведения камеральной проверки было направлено уведомление о внесении уточнений в уведомление в части неверного указания кода стороны сделки (пункт 210 Раздела 1А и пункт 050 раздела 1Б уведомления о контролируемых сделках не заполнены).
В декабре 2016 года ООО представило уточненное уведомление, инспекция на основании уточненного уведомления привлекла к налоговой ответственности ООО на основании ст. 129.4 НК РФ за нарушение требований п. 3 ст. 105.16 НК РФ (штраф в размере 5000 руб.).
Правомерны ли действия налогового органа? За какие недостоверные сведения в уведомлении о контролируемых сделках ООО может быть привлечено к налоговой ответственности?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Действия налогового органа в рассматриваемом случае правомерны.
К недостоверным сведениям могут быть отнесены как сведения, которые фактически отражены в уведомлении о контролируемых сделках, но неточны (искажены), так и отсутствие любых сведений, которые предусмотрены утвержденной формой данного уведомления.
Обоснование вывода:
На основании п. 1 ст. 105.16 НК РФ налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в ст. 105.14 НК РФ.
Форма (форматы) уведомления о контролируемых сделках, а также порядок заполнения формы и порядок представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме утверждены приказом ФНС России от 27.07.2012 N ММВ-7-13/524@. Срок направления в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках - не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором такие сделки совершены (п. 2 ст. 105.16 НК РФ).
Сведения о контролируемых сделках должны содержать следующую информацию: календарный год, за который они представляются, предметы сделок, сведения об их участниках, о сумме полученных по этим сделкам доходов и (или) сумме произведенных расходов (понесенных убытков) с выделением сумм доходов (расходов) по сделкам, цены которых подлежат регулированию (п. 3 ст. 105.16 НК РФ).
Статья 129.4 НК РФ введена в действие Федеральным законом от 18.07.2011 N 227-ФЗ (далее - Закон N 227-ФЗ).
Ответственность по ст. 129.4 НК РФ предусмотрена за:
- неправомерное непредставление в установленный срок уведомления о контролируемых сделках (далее - Уведомление), совершенных в календарном году;
- представление Уведомления, содержащего недостоверные сведения (письмо Минфина России от 06.02.2013 N 03-01-18/2646).
За совершение каждого из указанных правонарушений может быть взыскан штраф в размере 5000 рублей.
Отметим, что ни Налоговый кодекс РФ, ни какой-либо иной нормативный правовой акт не расшифровывают понятие "недостоверные сведения". Между тем некоторые толкования этого термина (применительно к конкретным правоотношениям) можно встретить в письмах официальных органов и в судебных решениях.
Так, в письме ФНС России от 13.09.2005 N ЧД-6-09/761@ разъяснено, что под недостоверными сведениями понимается наличие неточностей, искажений в содержании представленных документов.
В постановлении Верховного Суда РФ от 23.01.2014 N 18-АД13-43 указывается, что под недостоверными сведениями подразумеваются сведения, не соответствующие действительности.
Из письма Минфина России от 18.10.2012 N 03-01-18/8-145 следует, что к разряду недостоверных сведений может быть отнесено, в частности, неотражение в Уведомлении сведений по сделке, которая по условиям подпадает под категорию контролируемых.
Исходя из позиции контролирующих органов к недостоверным сведениям могут быть отнесены как сведения, которые фактически отражены в Уведомлении, но неточны (искажены), так и отсутствие таковых, которые следовало отразить, но в силу определенных причин этого сделано не было. Подтверждением этому является и п. 2 ст. 105.16 НК РФ, в котором перечислены возможные недочеты при составлении Уведомления, а именно:
- неполнота сведений;
- неточности;
- ошибки в заполнении.
Приходим к выводу, что незаполнение или неправильное заполнение любых граф и строк, предусмотренных утвержденной формой Уведомления, может правомерно рассматриваться налоговыми органами как представление Уведомления, содержащего недостоверные сведения. Соответственно, появляются основания для наложения штрафа, предусмотренного ст. 129.4 НК РФ.
В принципе, ООО могло бы избежать штрафа, вовремя скорректировав представленные сведения.
На основании п. 2 ст. 105.16 НК РФ налогоплательщик вправе направить уточненное Уведомление в случае обнаружения в заполнении представленного уведомления о контролируемых сделках (смотрите также п. 1.2 Приложения N 3 к приказу ФНС России от 27.07.2012 N ММВ-7-13/524@):
- неполноты сведений,
- неточностей
- либо ошибок.
При этом подача уточненного уведомления до момента, когда налогоплательщик узнал об установлении налоговым органом факта отражения в уведомлении недостоверных сведений о контролируемых сделках, освобождает налогоплательщика от ответственности, предусмотренной ст. 129.4 НК РФ. Об ответственности за неправильное заполнение уведомления о контролируемых сделках и условиях освобождения от этой ответственности смотрите также письмо ФНС России от 24.04.2015 N ЕД-4-13/7083@.
Однако в рассматриваемом случае ООО предоставило уточненное Уведомление только после проведения контрольных мероприятий налоговым органом. Следовательно, об освобождении от ответственности речь идти не может. ООО было правомерно привлечено к налоговой ответственности в виде штрафа.
Рекомендуем ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Уведомление налоговых органов о совершенных контролируемых сделках;
- Энциклопедия решений. Ответственность за неправомерное непредставление уведомления о контролируемых сделках, представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках (ст. 129.4 НК РФ).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РКА Буланцов Михаил
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав
9 января 2017 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.