Моему сыну 26 лет, он гражданин России, имеет также иное гражданство, постоянно проживает за границей (уехал в 12-летнем возрасте), с регистрационного учета в РФ не снимался. Есть загранпаспорт РФ, выданный посольством России в стране проживания. После 16-летия райвоенкомат присылал ему повестку, я проинформировала об отсутствии призывника в России, представила справку из иностранного учебного заведения. 1. Что считается постановкой на воинский учет, какой документ подтверждает факт постановки на учет? 2. Считается ли наличие другого гражданства и многолетнее отсутствие на территории РФ, подтвержденное отсутствием штампов ПС ФСБ РФ о пересечении границы, "постоянным проживанием" за рубежом? 3. Будет ли мой сын подлежать призыву, если въедет в Россию? 4. Может ли ему быть отказано в выезде из РФ и по каким основаниям?
1. По действующему законодательству постановкой на учет является комплекс мероприятий, направленных на обеспечение полного и качественного укомплектования призывными людскими ресурсами Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в мирное время, а также обеспечение в периоды мобилизации, военного положения и в военное время:
а) потребностей Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований в мобилизационных людских ресурсах путем заблаговременной приписки (предназначения) граждан, пребывающих в запасе, в их состав;
б) потребностей органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в трудовых ресурсах путем закрепления (бронирования) за ними необходимого количества руководителей и специалистов из числа граждан, пребывающих в запасе, работающих в этих органах и организациях.
Согласно ст. 9 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет комиссиями по постановке граждан на воинский учет, создаваемыми в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) по представлению военного комиссара.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 "Об утверждении Положения о воинском учете", первичный воинский учет органами местного самоуправления осуществляется по документам первичного воинского учета: для призывников - по учетным картам призывников.
Документы первичного воинского учета заполняются на основании следующих документов: удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу - для призывников.
Поскольку в 17 лет ваш сын находился за пределами РФ, то на воинский учет поставить его не могли, соответственно, он не прошел тот комплекс мероприятий, по результатам которого принимается решение о постановке на воинский учет, а именно: явка в РВК по вызову, прохождение медицинского освидетельствования, с последующим определением категории годности призывника, выявление оснований для освобождения от призыва и т.п., с последующим принятием решения о его постановке на воинский учет.
2. Как правило, постоянным проживанием за границей считается проживание лиц за пределами РФ более 6 месяцев в течение года, не связанное с исполнением ими обязанностей государственной службы.
В письме МИД РФ от 11.09.2012 N 7695/дэс говорится:
"В связи с письмом относительно применения норм российского законодательства в сфере валютного регулирования сообщаем следующее.
Исходим из того, что правовой статус гражданина РФ, постоянно проживающего в иностранном государстве, должен определяться в соответствии с законодательством этого иностранного государства, поскольку в действующем российском законодательстве данное понятие не раскрывается. В этой связи в силу чрезвычайного разнообразия существующих в различных странах законов и правил, регулирующих правовое положение иностранных граждан, говорить о каком-либо обобщенном перечне документов, которыми может подтверждаться постоянное проживание (временное пребывание) гражданина России за рубежом, не представляется возможным. Данные документы, равно как и требования к их оформлению, устанавливаются законодательством каждого конкретного иностранного государства.
При этом отмечаем, что достоверно подтвердить факт отсутствия гражданина на территории России, а также период такого отсутствия позволяет информация, содержащаяся в отметках, проставляемых пограничными органами в паспорте при пересечении государственной границы РФ.
Что касается вопросов о необходимости контроля фактического срока проживания (пребывания) российского гражданина в иностранном государстве, а также о непрерывности этого срока, то они, как представляется, к компетенции МИДа России не относятся. В этой связи считали бы целесообразным обратиться в Минфин России, который, в соответствии с п. 1 Положения о Министерстве финансов РФ, осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере валютной и банковской деятельности, а также в Банк России, осуществляющий согласно п. 12 ст. 4 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке РФ (Банке России)" валютное регулирование и валютный контроль.
Первый заместитель министра А. Денисов".
В письме МИД РФ от 08.02.2008 N 5232/КД сказано:
"В связи запросом относительно документов, подтверждающих факт постоянного проживания российского гражданина за пределами РФ, сообщаем следующее.
В соответствии с Приложением N 7 к Инструкции о порядке оформления и выдачи паспортов гражданам РФ, утвержденной приказом МВД России от 26.05.1997 N 310, при оформлении паспорта для проживания за границей на с. 33 или 32 производится отметка в виде штампа установленного образца либо запись "Для проживания за границей".
В случае если гражданином оформлены документы для выезда на постоянное проживание за пределы РФ, в его "внутреннем" паспорте согласно Правилам регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713, отметка о нахождении на регистрационном учете не ставится.
Помимо этого следует отметить, что наличие в паспорте отметки о постановке на консульский учет лица в качестве постоянно проживающего в иностранном государстве может являться подтверждением факта постоянного проживания гражданина в этом государстве. В то же время отсутствие подобной отметки не может однозначно свидетельствовать об обратном, т.к. в настоящее время постановка на консульский учет в дипломатическом представительстве или консульском учреждении РФ носит факультативный характер.
Также следует учитывать, что для подтверждения факта постоянного проживания за границей лицом может быть предъявлен документ, выданный полномочным органом иностранного государства, содержащий разрешение на длительное пребывание в пределах его территории.
Первый заместитель министра А. Денисов".
Согласно Общероссийскому классификатору информации о населении ОК 018-2014, российские граждане, постоянно проживающие за рубежом - это лица, выехавшие на работу или учебу на срок 1 год и более (независимо от того, когда они выехали и сколько времени им осталось находиться в месте работы или учебы).
Если ваш сын имеет также иное гражданство, то никакого разрешительного документа, на основании которого он проживает за границей, ему не требуется, а проживание его за границей предопределено его гражданской принадлежностью данному государству:
Для снятия с воинского учета лица, имеющего двойное гражданство, вполне достаточно заявления о выезде за пределы РФ сроком более чем на 6 месяцев (кстати, данный срок, свидетельствует о постоянном проживании за пределами РФ).
Отметка о выезде и въезде в РФ в будущем и будет служить доказательством того, что ваш сын действительно отсутствовал в России все это время.
Согласно приказу Министра обороны РФ от 02.10.2007 N 400, при рассмотрении вопроса о выезде гражданина из РФ военным комиссариатом для представления в паспортно-визовую службу органа внутренних дел, оформляющего документы на выезд, выдаются:
- гражданину, в отношении которого призывной комиссией не принято решение о призыве на военную службу или о направлении на альтернативную гражданскую службу, - справка согласно приложению N 2 к настоящему Порядку;
- гражданину, в отношении которого призывной комиссией принято решение о призыве на военную службу или о направлении на альтернативную гражданскую службу, - справка согласно приложению N 3 к настоящему Порядку.
При снятии с воинского учета гражданина, выезжающего из РФ на срок свыше 6 месяцев, он представляет заявление о снятии с воинского учета в связи с выездом из РФ (указывается страна), у него изымается удостоверение, которое приобщается к материалам личного дела призывника.
Личное дело призывника помещается в соответствующий раздел архива личных дел призывников, где оно хранится до возвращения гражданина в РФ или до достижения им возраста 27 лет. При возвращении призывника в РФ до достижения им возраста 27 лет его данные вносятся в учетно-алфавитную книгу, личное дело призывника изымается из архива с записью в нем о постановке на воинский учет и помещается в соответствующий раздел картотеки. Призывнику выдается удостоверение. При достижении призывником, постоянно проживающим за пределами РФ, возраста 27 лет личное дело уничтожается в установленном порядке.
По решению военного комиссара с воинского учета призывников снимаются граждане, достигшие 27-летнего возраста и не призванные по какой-либо причине на военную службу. Основанием для оформления снятия с воинского учета призывников является достижение гражданином возраста 27 лет, что подтверждается его паспортом и свидетельством о рождении, копии которых должны находится в личном деле призывника. При этом необходимо учитывать, что лицо считается достигшим предельного возраста по истечении суток, на которые приходится день исполнения ему 27 лет. На основании этого должностным лицом, отвечающим за ведение картотеки личных дел призывников, изымается личное дело призывника, изучаются документы, содержащиеся в нем, и с соответствующими выводами начальником 2 отделения военного комиссариата оно представляется на решение военного комиссара. Военный комиссар, изучив представленные документы, на учетной карте призывника производит запись: "На основании пп. "а" п. 1 ст. 22 и п. 1 ст. 52 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" начальнику 2 отделения снять с воинского учета призывников (при необходимости подготовить материал для привлечения гражданина к ответственности за уклонение от призыва на военную службу), начальнику 4 отделения принять на воинский учет военнослужащих запаса с подготовкой необходимых документов и с учетом гражданской специальности и определив годность к военной службе по состоянию здоровья" и заверяет своей подписью. После чего в учетно-алфавитной книге производится запись о снятии гражданина с воинского учета призывников по достижении предельного возраста пребывания на воинском учете граждан, подлежащих призыву на военную службу, и месте нахождения личного дела призывника.
Данные о гражданах, принятых на воинский учет или снятых с него, в тот же день заносятся в журнал учета движения призывных ресурсов и в базу данных персонального учета призывников.
Подтверждением нахождения за пределами РФ является отметка ПС ФСБ РФ о пересечении государственной границы.
Предопределение возможности свободно проживать в иностранном государстве является гражданская принадлежность лица, которая исключает необходимость оформления какого-либо иного документа, дающего право свободно находится в стране, гражданином которой оно является.
Таким образом, специального документа не требуется, паспорт гражданина другого государства и будет таким документом.
Определения понятия "постоянное проживание за границей" в федеральных законах РФ отсутствует, однако оно дано в приказе ФТС России от 03.07.2012 N 1317 "Об утверждении Инструкции о порядке допуска к государственной тайне сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих, работников таможенных органов и граждан РФ, принимаемых на службу (работу) в таможенные органы".
В Инструкции используются следующие основные понятия:
"постоянное проживание за границей" - проживание лиц за пределами РФ более 6 месяцев в течение года, не связанное с исполнением ими обязанностей государственной службы.
Если ваш сын приедет в Россию не на ПМЖ, а на срок, не превышающий 6 месяцев, то будет считаться постоянно проживающим за границей, а следовательно, не подлежащим воинскому учету.
3. Поскольку ваш сын не проживает в РФ, он не подлежит воинскому учету.
Согласно ст. 8 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" ("Организация воинского учета"), граждане обязаны состоять на воинском учете, за исключением граждан:
- освобожденных от исполнения воинской обязанности в соответствии с настоящим законом;
- проходящих военную службу;
- отбывающих наказание в виде лишения свободы;
- женского пола, не имеющих военно-учетной специальности;
- постоянно проживающих за пределами РФ.
Граждане, постоянно проживающие за пределами РФ и изъявившие желание проходить военную службу по призыву на воинских должностях, замещаемых солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, могут быть поставлены на воинский учет в порядке, определяемом Положением о воинском учете, при условии заключения и ратификации РФ соответствующих международных договоров.
Постоянно проживающим за рубежом считается гражданин РФ, имеющий вид на жительство или иной документ, разрешающий постоянное проживание на территории иностранного государства.
Ваш сын не будет подлежать призыву, если въедет в Россию, поскольку постоянно проживает за территорией РФ и не стоит на воинском учете - в военкомате не знают, соответственно, и призывать не будут. Он просто не существует как призывник для военкомата.
Если ваш сын вернется в Россию до наступления возраста 27 лет и у него не будет оснований для освобождения от прохождения военной службы, то он будет подлежать призыву.
Согласно ст. 1 того же закона ("Воинская обязанность"), воинская обязанность граждан РФ предусматривает:
- воинский учет;
- обязательную подготовку к военной службе;
- призыв на военную службу;
- прохождение военной службы по призыву;
- пребывание в запасе;
- призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
Согласно ст. 22 того же закона ("Граждане, подлежащие призыву на военную службу"), призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
Согласно ст. 23 ("Освобождение от призыва на военную службу. Граждане, не подлежащие призыву на военную службу. Освобождение от исполнения воинской обязанности"), от призыва на военную службу освобождаются граждане:
- признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья;
- проходящие или прошедшие военную службу в РФ;
- проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу;
- прошедшие военную службу в другом государстве в случаях, предусмотренных международными договорами РФ.
Право на освобождение от призыва на военную службу имеют граждане:
- имеющие предусмотренную государственной системой научной аттестации ученую степень;
- являющиеся сыновьями (родными братьями): военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, и граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов; граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву, после увольнения с военной службы либо после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов.
Не подлежат призыву на военную службу граждане:
- отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы;
- имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления;
- в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд.
Граждане, признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья, освобождаются от исполнения воинской обязанности.
Таким образом, обязанности состоять на воинском учете у вашего сына нет. В данном случае можно исходить из упомянутого выше Положения о воинском учете:
"Граждане, подлежащие воинскому учету, обязаны сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства или место пребывания (на срок более 3 месяцев), а также при выезде из РФ на срок более 6 месяцев и встать на воинский учет в 2-недельный срок по прибытии на новое место жительства, место пребывания или возвращении в РФ.
Если уж призывник должен быть снят с учета в связи с выездом за пределы РФ более чем на 6 месяцев, то у вашего сына в связи с постоянным нахождением за пределами РФ такая обязанность вовсе не возникла.
Призвать его могут лишь в том, случае, если по возвращении в Россию он встанет на воинский учет. Соответственно, будет проведен тот комплекс мероприятий, который необходим для его первичной постановки, что будет сделано в период с 01 января по 31 марта.
После его постановки на воинский учет, он может уведомить РВК об очередном выезде за пределы РФ, что предполагает его снятие с учета.
Ограничить его в данном праве не могут. Ограничения будут иметь место лишь в случае его призыва.
4. Вашему сыну не может быть отказано во въезде, т.к. он никаких положений законодательства не нарушил, не встав на воинский учет.
Согласно Федеральному закону "О порядке выезда из РФ и въезда в РФ", каждый может свободно выезжать за пределы РФ. Гражданин РФ имеет право беспрепятственно возвращаться в РФ.
Гражданин РФ не может быть ограничен в праве на выезд из РФ иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим законом. Гражданин РФ не может быть лишен права на въезд в РФ.
Выезд гражданина РФ из РФ не влечет для него, его супруга или близких родственников каких-либо ограничений прав, гарантированных законодательством РФ и международными обязательствами РФ.
Основания, ограничивающие право на выезд, представлены в ст. 15 этого же закона.
Право гражданина РФ на выезд из РФ может быть временно ограничено в случаях, если он:
- при допуске к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне в соответствии с законом РФ о государственной тайне, заключил трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд из РФ, при условии, что срок ограничения не может превышать 5 лет со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями, - до истечения срока ограничения, установленного трудовым договором (контрактом) или в соответствии с настоящим законом.
В случае, если имеется заключение Межведомственной комиссии по защите государственной тайны о том, что сведения особой важности или совершенно секретные сведения, в которых гражданин был осведомлен на день подачи заявления о выезде из РФ, сохраняют соответствующую степень секретности, то указанный в трудовом договоре (контракте) срок ограничения права на выезд из РФ может быть продлен Межведомственной комиссией, образуемой в порядке, установленном для создания межведомственных координационных и совещательных органов, образуемых федеральными органами исполнительной власти. При этом срок ограничения права на выезд не должен превышать в общей сложности десять лет, включая срок ограничения, установленный трудовым договором (контрактом), со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями;
- в соответствии с законодательством РФ призван на военную службу или направлен на альтернативную гражданскую службу, - до окончания военной службы или альтернативной гражданской службы;
- в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ является подозреваемым либо привлечен в качестве обвиняемого, - до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда;
- осужден за совершение преступления, - до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания;
- уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, - до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами;
- сообщил о себе заведомо ложные сведения при оформлении документов для выезда из РФ, - до решения вопроса в срок не более 1 месяца органом, оформляющим такие документы;
- проходит государственную службу (работает) в органах федеральной службы безопасности, - до окончания срока соответствующего контракта (трудового договора);
- признан несостоятельным (банкротом), - до вынесения арбитражным судом определения о завершении или прекращении производства по делу о несостоятельности (банкротстве), в том числе в результате утверждения арбитражным судом мирового соглашения.
Ни одно из названных оснований к вашему сыну не может быть применено.
М. Петров
А. Панков
М. Болтунова
Правовед.RU
10 октября 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Материал предоставлен Правовед.RU