Военный пенсионер получает пенсию за выслугу лет, является участником ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1990 году. В мае 2016 года он достиг возраста 55 лет. Трудовой стаж после выхода на пенсию составляет свыше 7 лет.
Имеет ли право указанный гражданин на получение страховой пенсии по старости согласно Федеральному закону от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" с 55-летнего возраста?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Гражданин, получающий пенсию за выслугу лет по линии Министерства обороны России и имеющий статус ликвидатора катастрофы на Чернобыльской АЭС, вправе претендовать на получение части страховой пенсии по старости по достижении 55 лет при наличии необходимого стажа работы, не учтенного при исчислении пенсии по выслуге лет, и величины индивидуального пенсионного коэффициента.
Обоснование позиции:
Пенсионное обеспечение граждан, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС 24 апреля 1986 года, регламентируется одновременно положениями Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон N 1244-1), Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) и Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Закон N 166-ФЗ).
Так, согласно п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона N 1244-1 гражданам, принимавшим в 1988-1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, пенсии по старости назначаются с уменьшением возраста, установленного ст. 8 Закона N 400-ФЗ (для мужчин - 60 лет, для женщин - 55 лет), на 5 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения. При этом, как следует из ст. 28.1 Закона N 1244-1, пенсия по старости таким гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Законом N 400-ФЗ при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений ст. 35 Закона N 400-ФЗ, или с Законом N 166-ФЗ при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Таким образом, гражданину принимавшему участие в ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1990 году, при имеющемся у него трудовом стаже не менее 5 лет пенсия по старости на основании Закона N 166-ФЗ назначается по достижении им 55 лет.
Однако в рассматриваемой ситуации гражданин уже является получателем пенсии по выслуге лет как военнослужащий. В силу ч. 1 ст. 7 Закона от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон N 4468-1) лицам, указанным в ст. 1 Закона N 4468-1, и их семьям, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством РФ, устанавливается одна пенсия по их выбору, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и Законом N 166-ФЗ. В частности, в ч. 4 ст. 7 Закона N 4468-1, п. 6 ст. 3 Закона N 166-ФЗ указано, что военнослужащие имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом N 4468-1, и страховой пенсии по старости без фиксированной выплаты к страховой пенсии, устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Законом N 400-ФЗ.
Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод, что пенсионер по линии Министерства обороны России, имея статус ликвидатора катастрофы на Чернобыльской АЭС, вправе претендовать на получение части страховой пенсии по старости с уменьшением возраста до 55 лет при наличии необходимого стажа работы, не учтенного при исчислении пенсии по выслуге лет, и величины индивидуального пенсионного коэффициента*(1) на основании Закона N 400-ФЗ, если он не воспользовался до этого иными льготами, предусмотренными Законом N 1244-1.
Вместе с тем судебная практика по аналогичным ситуациям не отличается единообразием. Отдельные суды исходят из буквального прочтения положений Закона N 400-ФЗ, мотивируя свои выводы тем, что в круге лиц, имеющих право на досрочную страховую пенсию по старости, граждане, пострадавшие в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, не поименованы, в связи с чем установление им страховой пенсии по старости ранее достижения возраста 60 или 55 лет (мужчинами и женщинами соответственно) возможно в случае, если у них есть право на досрочную пенсию по старости по иным основаниям, предусмотренным Законом N 400-ФЗ (смотрите, к примеру, решение Центрального районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 27.09.2016 по делу N 2-5875/2016). На наш взгляд, отсутствие граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы, в перечне лиц, которым предоставлено право на досрочную пенсию по старости, в Законе N 400-ФЗ не может умалять их право на те льготы и меры социальной поддержки (включая снижение пенсионного возраста), которые гарантированы им государством и регламентированы специальным нормативно-правовым актом. Полагаем, что в противном случае имело бы место дублирование правовых норм, имеющих одинаковую юридическую силу.
Другие суды, следуя разъяснениям специалистов ПФР*(2), полагают, что в связи с вступлением в силу Закона N 400-ФЗ и новой редакцией Закона N 1244-1 военным пенсионерам из числа граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, досрочная пенсия по старости (без фиксированной выплаты к страховой пенсии) со снижением общеустановленного пенсионного возраста в порядке, предусмотренном Законом N 1244-1, не может быть назначена, т.к. указанная пенсия является государственной, а не страховой пенсией, а потому право на страховую пенсию военнослужащие приобретают по достижении общеустановленного пенсионного возраста выхода на пенсию (55 лет - для женщин, 60 лет - для мужчин) либо возраста, дающего право на установление досрочной страховой пенсии по старости (смотрите, к примеру, апелляционное определение СК по гражданским делам Тульского областного суда от 17.11.2016 по делу N 33-3918/2016, решение Ленинского районного суда г. Саратова Саратовской области от 26.08.2016 по делу N 2-7926/2016). Однако при этом ни один суд не разъясняет, чем государственная пенсия по старости отличается от страховой пенсии по старости, за исключением указания на различные источники финансирования. Подобный аргумент также вызывает большие сомнения. К тому же источники финансирования не изменятся и в том случае, если военный пенсионер будет получать часть страховой пенсии по достижении общеустановленного возраста выхода на пенсию.
Мы считаем, что применительно к гражданам, оказавшимся в зоне влияния радиационного излучения, возникшего вследствие чернобыльской катастрофы, признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, составляет конституционную обязанность Российской Федерации как социального правового государства. При этом в объем возмещения вреда на основе принципа максимально возможного использования государством имеющихся средств для обеспечения достаточности такого возмещения включаются как льготы, денежные (материальные) компенсации, другие денежные доплаты к социальным выплатам, так и льготное (досрочное) пенсионное обеспечение (смотрите определение Конституционного Суда РФ от 12.07.2006 N 350-О). Граждане, пострадавшие от чернобыльской катастрофы, так же, как и иные лица, поименованные в ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ, имеют право в числе прочего на снижение возраста выхода на пенсию на условиях, определенных Законом 1244-1 и Законом N 166-ФЗ, поскольку никто этого права их не лишал. Изменение пенсионного законодательства не может являться основанием для снижения государственных гарантий в отношении тех или иных категорий граждан, если законодатель прямо не оговаривает подобные ограничения. Так, например, Самарский областной суд признал отказ территориального органа ПФР в назначении страховой пенсии по старости военному пенсионеру незаконным, пояснив, что гражданин обладает правом на снижение возраста, достиг требуемого возраста и имеет необходимый трудовой стаж для назначения страховой пенсии (смотрите апелляционное определение СК по гражданским делам Самарского областного суда от 17.10.2016 по делу N 33-12738/2016). Схожий вывод содержится в апелляционном определении Московского городского суда от 06.10.2015 N 33-32982/15.
Подчеркнем, что изложенное является нашим экспертным мнением и может отличаться от мнения других специалистов.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Васильев Александр
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса
11 января 2017 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1). Как следует из ч. 3 ст. 35 Закона N 400-ФЗ с 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного ст. 8 Закона N 400-ФЗ, а при назначении страховой пенсии по старости ранее общеустановленного возраста - на день установления этой страховой пенсии.
*(2). Смотрите: О праве на страховую пенсию по старости, военным пенсионерам из числа граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС // http://www.pfrf.ru/branches/tula/news~2016/03/01/107701.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.