Почти у всех авиакомпаний есть программы поощрения часто летающих пассажиров - им начисляются мили, которые потом могут быть обменены на билеты. В правилах они пишут, что это расчетные единицы программы, указывают, что "мили" не конвертируются в рубли. Однако при этом предлагают эти самые "мили" купить, т.е. можно вывести стоимость одной "мили" в рублях. Что такое "миля" с точки зрения закона - эквивалент денежных средств? По вине третьей стороны я был вынужден отказаться от билета, оформленного за "мили". Я должен был пересесть на самолет другой авиакомпании после своего рейса (купленного за "мили"), а она отменила рейс в одностороннем порядке - еще за месяц, т.е. не из-за погоды или безопасности. Я вынужден был вернуть билет, купленный за "мили". А они, по своим правилам, "мили" не возвращают в случае отмены рейса не по их вине. Могу ли я с этой третьей стороны требовать возмещение "миль" как возмещение ущерба (выведя их через стоимость покупки)? Или нужно требовать возмещение морального ущерба в виде упущенных "миль" и возможностей в дальнейшем их использовать? Могу я подать на виновника в суд?
Эквивалентом денег "мили" быть не могут в силу свойств самих денег. Деньги - это некий универсальный эквивалент имущества, т.е. на деньги можно приобрести любой товар.
А мили - это бонусы, по сути - подарок от одного субъекта другому, бесплатная перевозка.
Если в вашей ситуации руководствоваться аналогией права и здравым смыслом, то "мили" вам должны вернуть.
В законе понятие "миля" не определено. С позиций закона вы можете требовать полного возмещения причиненных убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (ст. 15 Гражданского кодекса РФ).
"Мили" можно отнести к реальному ущербу, мотивируя тем, что вам придется приобретать билет за свой счет.
В вашей ситуации интересным могут показаться некоторые выводы, сформулированные в письме Минфина РФ от 02.04.2012 N 03-04-06/6-84:
"Как указывается в рассматриваемом письме, в соответствии с программой лояльности при приобретении железнодорожных билетов физическим лицам начисляются баллы, за которые впоследствии предоставляются скидки при оплате билетов указанными лицами".
Таким образом, можно вести речь о скидке, которую вы утратили и которую просите возместить, как разницу в ценах - если бы вы купили билет без учета "миль" и за "мили".
Кроме того, важно учесть: могли ли вы не возвращать билет, а полететь по нему же другим рейсом? Вам нужно будет доказать, что в любом случае (вне зависимости от того, за деньги или "мили" приобретен билет) у вас иного выхода не было. В противном случае суд вам откажет.
Приобретая билет за наличный расчет, вы понесли убытки, поскольку имели возможность воспользоваться прежним билетом, приобретенным за мили, где оплата деньгами не производилась, а их накопление было осуществлено посредством участия в программе.
Реального денежного выражения накопленные "мили" не имеют. Однако, если вы купили "мили", то потратили реальные денежные средства, понесли материальные убытки, которые имеют денежное выражение. Поэтому вы имеете право требовать от второй авиакомпании возмещения понесенных вами убытков. Первоначально обратитесь к ним с письменной претензией, в любом случае - вы ничего не теряете. Если вам откажут в возмещении ущерба, остается только судебный порядок, но здесь уже потребуются дополнительные расходы (госпошлина и т.д.).
Если вы не покупали "мили", а заработали, то здесь можно провести аналогию с упущенной выгодой. Вам нужно будет доказать наличие причинной связи между действиями авиакомпании и необходимостью отмены бронирования премиального авиабилета, а также утраты в дальнейшем возможности использования накопленных "миль". Вопрос - в оценке размера ущерба. Моральный вред был вам нанесен, это несомненно, и оценивать его вы вправе на свое усмотрение.
Реальной утраты имущества (денег) вы не понесли, сборы возвращаются. Вы утратили ваши привилегии как пассажир, пользующийся программой лояльности авиакомпании, вследствие чего в дальнейшем не сможете реализовать свое право.
Можно также отталкиваться от "стандартной" стоимости билета по тарифу эконом-класса, и ее попробовать вернуть.
И. Юрлов
М. Петров
Н. Целовальникова
Правовед.RU
4 октября 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Материал предоставлен Правовед.RU