Ресурсоснабжающая организация в полном объеме передала полномочия расчетному центру по расчету стоимости жилищно-коммунальных услуг и приему платы от абонентов за услуги. Расчетный центр, являясь платежным агентом, планирует установить комиссионный сбор с абонентов при приеме платежей.
Ресурсоснабжающая организация, в свою очередь, не имеет кассы приема наличных денежных средств от абонентов. Таким образом, абонент будет вносить платежи только с комиссией либо через банки с оплатой комиссии банку.
Обязана ли ресурсоснабжающая организация обеспечить кассу приема платежей от абонентов напрямую без взимания комиссии, или это право, а не обязанность ресурсоснабжающей организации?
В соответствии со ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ (ч. 1 ст. 157 ЖК РФ).
Во исполнение ч. 1 ст. 157 ЖК РФ постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354). Согласно п. 63 Правил N 354 плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту. Данная норма согласуется с положениями ч. 15 ст. 155 ЖК РФ, в силу которой юридическое лицо, которому в соответствии с ЖК РФ вносится плата за коммунальные услуги, вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за коммунальные услуги при участии платежных агентов*(1), осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов*(2), осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.
Пункт 64 Правил N 354 предусматривает, что потребители вправе при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, товарищества или кооператива, вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, которая продает коммунальный ресурс исполнителю, либо через указанных такой ресурсоснабжающей организацией платежных агентов или банковских платежных агентов в том случае, когда решение о переходе на такой способ расчетов и о дате перехода принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива. В этом случае исполнитель обязан в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия указанного решения предоставить ресурсоснабжающей организации информацию о принятом решении.
Внесение потребителем платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию рассматривается как выполнение обязательства по внесению платы за соответствующий вид коммунальной услуги перед исполнителем. При этом исполнитель отвечает за надлежащее предоставление коммунальных услуг потребителям и не вправе препятствовать потребителям в осуществлении платежа непосредственно ресурсоснабжающей организации либо действующему по ее поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.
Если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, потребитель вправе по своему выбору оплачивать коммунальные услуги как наличными денежными средствами, так и в безналичной форме с использованием счетов, открытых в том числе для этих целей в выбранных им банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, почтовыми переводами, банковскими картами, через сеть Интернет и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации (пп. "а" п. 65 Правил N 354).
Таким образом, действующее законодательство не запрещает исполнителю при расчетах за поставленные коммунальные ресурсы прибегать к услугам третьих лиц, в числе которых поименованы платежные и банковские агенты (субагенты). При этом платежный агент, банковский платежный агент (субагент) в случае приема платежей за жилищно-коммунальные услуги вправе взимать с плательщика - физического лица комиссионное вознаграждение, размер которого определяется соглашением между агентом и плательщиком (ч.ч. 1 и 2 ст. 3 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", далее - Закон N 103-ФЗ). Такое соглашение о размере вознаграждения может быть оформлено в виде предоставления общей информации об условиях приема платежей, включая размер вознаграждения (ч. 13 ст. 4 Закона N 103-ФЗ). Аналогичные правовые возможности установлены и для банковского платежного агента (субагента) (п.п. 17, 18 ст. 14 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"), равно как и для операторов почтовой связи (абз. 1 ст. 16 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи", п. 23 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 31.07.2014 N 234).
Как установлено ст. 16.1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1), продавец (исполнитель) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя. При этом оплата товаров (работ, услуг) может производиться потребителем в соответствии с указанием продавца (исполнителя) путем расчетов через субъектов национальной платежной системы, осуществляющих оказание платежных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе, если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Понятие наличной формы расчетов конкретизировано в ч. 4 ст. 37 Закона N 2300-1, под которой понимается оплата товаров (работ, услуг) потребителем в соответствии с указанием продавца (исполнителя) путем внесения наличных денежных средств продавцу (исполнителю) либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту (субагенту). При этом обязательства потребителя перед продавцом (исполнителем) по оплате товаров (работ, услуг) считаются исполненными в размере внесенных денежных средств с момента внесения наличных денежных средств соответственно исполнителю либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту (субагенту), осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.
Из буквального содержания приведенных норм не следует, что на поставщика коммунальных ресурсов (исполнителя) возложена обязанность по оборудованию собственной кассы в целях приема наличных денежных средств у населения для оплаты ими коммунальных услуг. Напротив, ему предоставлена возможность указать, каким образом потребители могут реализовать свое право произвести оплату потребленного коммунального ресурса в наличной форме. Мы считаем, что употребление законодателем сочетания "внесение наличных денежных средств исполнителю" не означает, что наличные деньги должны быть внесены именно в кассу поставщика. На наш взгляд, это может быть касса любого другого лица, уполномоченного принимать платежи за жилищно-коммунальные услуги. Главное, чтобы эта информация была доведена до потребителей надлежащим образом. Такой же вывод содержится, например, в апелляционном определении СК по гражданским делам Ярославского областного суда от 27.08.2015 по делу N 33-5535/2015, решении Арбитражного суда Ярославской области от 07.12.2015 по делу N А82-4779/2015, решении Интинского городского суда Республики Коми от 29.05.2015 по делу N 2-814/2015, решении Карачевского районного суда Брянской области от 02 декабря 2014 г. по делу N 2-421/2014.
Отметим, что само по себе взимание комиссии при оплате коммунальных услуг через платежных агентов, отделения почтовой связи с плательщика не противоречит действующему законодательству, поскольку данные суммы не включаются в стоимость потребленного коммунального ресурса. Комиссия, взимаемая платежными агентами, является оплатой за услуги оператора по приему платежей, а не услугой по предоставлению самих жилищно-коммунальных услуг, в связи с чем гражданин-потребитель как плательщик может воспользоваться любым другим способом оплаты таких услуг. При этом ни жилищное законодательство, ни иные нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения по предоставлению и оплате коммунальных услуг, ни Закон N 2300-1 не обязывают посреднические организации принимать наличные денежные средства по оплате коммунальных услуг без комиссии (смотрите, к примеру, решение Лобненского городского суда Московской области от 25.05.2016 по делу N 2-746/2016, апелляционное определение СК по гражданским делам Тамбовского областного суда от 03.06.2015 по делу N 33-1538/2015).
Вместе с тем отдельные суды, оперируя теми же правовыми нормами, приходят к прямо противоположному выводу, полагая, что праву потребителя по внесению коммунальных платежей непосредственно исполнителю корреспондируется обязанность последнего обеспечить такой прием наличности, минуя посредников и без несения потребителем дополнительных расходов (смотрите, к примеру, решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 14.02.2013 по делу N 2-430/2013, решение Арбитражного суда Ивановской области от 23.05.2016 по делу N А17-981/2016). Однако, по нашему мнению, такая обязанность прямо действующим законодательством не предусмотрена.
К сожалению, каких-либо официальных разъяснений по данному вопросу нам обнаружить не удалось.
Подчеркнем, что изложенное является нашим экспертным мнением и может отличаться от мнения других специалистов.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса
Ответ прошел контроль качества
24 января 2017 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" платежным агентом является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц.
*(2) Банковский платежный агент - юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией, или индивидуальный предприниматель, которые привлекаются кредитной организацией в целях осуществления отдельных банковских операций (п. 4 ст. 3 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе").
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.