Может ли должностная инструкция не соответствовать профессиональному стандарту "Специалист в области охраны труда"? Может ли работодатель прописать в должностной инструкции мне, специалисту по охране труда, обязанность выполнять работу по пожарной безопасности, работу по ГО и ЧС, не заключая со мной при этом дополнительное соглашение к трудовому договору и не оплачивая мне эту работу? Ведь в профстандарте у специалиста по охране труда нет таких обязанностей.
1. Да, может, поскольку профессиональные стандарты являются обязательными к применению только в части требований к квалификации работника, необходимой ему для выполнения определенной трудовой функции, в случаях, когда такие требования (к квалификации) установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В любом случае за дополнительными разъяснениями по вопросам применения профессиональных стандартов рекомендуем Вам обратиться в Министерство труда и социальной защиты РФ.
2. Если поручение Вам обязанностей выполнять работу по пожарной безопасности, работу по ГО и ЧС будет носить постоянный характер и повлечет внесение изменений в трудовой договор и/или должностную инструкцию, являющуюся приложением к трудовому договору, то это должно оформляться дополнительным соглашением к трудовому договору. После внесения изменений в трудовой договор и/или должностную инструкцию дополнительно оплачивать Вам такую работу работодатель будет не обязан.
Если поручение вышеуказанной работы будет оформлено путем совмещения профессий (должностей), то за такую работу работодатель обязан будет установить Вам доплату в том размере, о котором Вы договоритесь. Совмещение профессий (должностей) оформляется на определенный срок также путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору.
Правовое обоснование:
Согласно ч. 1 ст. 195.3 ТК РФ если ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, вправе давать разъяснения по вопросам применения профессиональных стандартов (ч. 3 ст. 195.3 ТК РФ).
В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 N 610 Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, включая негосударственное пенсионное обеспечение, социального страхования (за исключением обязательного медицинского страхования), условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы (за исключением вопросов оплаты труда), социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, социального обслуживания населения, оказания протезно-ортопедической помощи, реабилитации инвалидов, проведения медико-социальной экспертизы, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности.
В соответствии с п. 5.16. вышеуказанного Положения Минтруд России дает разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно абз. 3 ч. 2 ст. 57 ТК РФ трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы) является обязательным для включения в трудовой договор условием.
В соответствии со ст. 72 ТК РФ изменение определенных сторонами условий трудового договора допускается только по соглашению сторон трудового договора, которое заключается в письменной форме.
Согласно ч. 1 ст. 60.2 ТК РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 ТК РФ).
Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей) (ч. 2 ст. 60.2 ТК РФ).
Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника (ч. 3 ст. 60.2 ТК РФ).
В соответствии со ст. 151 ТК РФ при совмещении профессий (должностей) работнику производится доплата.
Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (статья 60.2 ТК РФ).
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", февраль 2017 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.