Переход на новые классификаторы с 2017 года
Е. Зобова,
эксперт журнала "Автономные учреждения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь 2017 г., с. 31-38.
С 1 января 2017 года начали действовать новые классификаторы, используемые в целях налогообложения, при этом ряд ранее действовавших классификаторов утрачивает свою силу. О применении новых классификаторов и переходных положениях читайте в предложенном материале.
Завершение переходного периода
Правовые основы стандартизации в России, в том числе функционирования национальной системы стандартизации, устанавливает Федеральный закон от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации", который направлен на обеспечение проведения единой государственной политики в сфере стандартизации. Закон регулирует отношения в области стандартизации, включая те, что возникают при разработке (ведении), утверждении, изменении (актуализации), отмене, опубликовании и применении документов по стандартизации, к которым, в частности, относятся и общероссийские классификаторы.
Порядок разработки, ведения, изменения и применения общероссийских классификаторов устанавливается Правительством РФ.
К сведению. Классификатор (от лат. classis - разряд, facere - делать) - это систематизированный перечень объектов (продукции, товаров), каждому из которых присвоен определенный шифр, код.
2017 год завершает период перехода от некоторых ранее действовавших классификаторов к новым, которые вступают в силу с 1 января 2017 года.
В таблице 1 указаны классификаторы, которые перестают действовать с 1 января 2017 года. Они отменены следующими приказами Росстандарта:
- от 31.01.2014 N 14-ст "О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)";
- от 12.12.2014 N 2018-ст "О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора основных фондов (ОКОФ) ОК 013-2014 (СНС 2008)".
Таблица 1
Классификаторы, утратившие силу с 1 января 2017 года
Наименование | Реквизиты | Нормативный акт, утвердивший классификатор |
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) | ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1) | Постановление Госстандарта РФ от 06.11.2001 N 454-ст |
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) | ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1) | Приказ Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст |
Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН) | ОК 002-93 | Постановление Госстандарта РФ от 28.06.1993 N 163 |
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) | ОК 004-93 | Постановление Госстандарта РФ от 06.08.1993 N 17 |
Общероссийский классификатор продукции (ОКП) | ОК 005-93 | Постановление Госстандарта РФ от 30.12.1993 N 301 |
Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) | ОК 034-2007 (КПЕС 2002) | Приказ Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст |
Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ) | ОК 013-94 | Постановление Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359 |
В таблице 2 названы классификаторы, вступающие в силу с 2017 года. Отметим, что классификаторы ОКВЭД 2 и ОКПД 2 были введены в действие еще с 1 февраля 2014 года с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 1 января 2014 года, но был установлен переходный период до 1 января 2017 года. В это время действовали общероссийские классификаторы ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1) (ОКВЭД), ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1) (ОКВЭД), ОК 004-93 (ОКДП), ОК 034-2007 (ОКПД), ОК 002-93 (ОКУН) и ОК 005-93 (ОКП).
1 января 2017 года переходный период завершился, теперь действуют только новые классификаторы (см. таблицу 2).
Таблица 2
Классификаторы, вступившие в силу с 1 января 2017 года
Наименование | Реквизиты | Нормативный акт, утвердивший классификатор |
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) | ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) | Приказ Ростехрегулирования от 31.01.2014 N 14-ст |
Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) | ОК 034-2014 (КПЕС 2008) | |
Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ) | ОК 013-2014 (СНС 2008) | Приказ Госстандарта РФ от 12.12.2014 N 2018-ст |
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД 2)
С 1 января 2017 года вместо ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1) "Общероссийский классификатор видов экономической деятельности" (ОКВЭД) действует ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) "Общероссийский классификатор видов экономической деятельности" (ОКВЭД 2). На что в данном случае должны обратить внимание бухгалтеры автономных учреждений в первую очередь?
Во-первых, 28 июня 2016 года вступил в силу Приказ ФНС РФ от 25.05.2016 N ММВ-7-14/333@ "О внесении изменений в приложения к Приказу Федеральной налоговой службы от 25 января 2012 г. N ММВ-7-6/25@". С 11 июля 2016 года при указании видов экономической деятельности в формах заявлений, подаваемых при государственной регистрации юридических лиц, используется ОКВЭД 2.
Во-вторых, автономным учреждениям не надо вносить никаких изменений в ЕГРЮЛ в связи с введением нового классификатора: приведение в соответствие новому ОКВЭД 2 сведений о видах экономической деятельности юридических лиц, внесенных в ЕГРЮЛ до 11 июля 2016 года, будет осуществлено автоматически с учетом переходных ключей. Переходные ключи, разработанные Минэкономразвития, размещены по адресу economy.gov.ru/minec/activity/sections/classificators (Письмо ФНС РФ от 24.06.2016 N ГД-4-14/11306@). Таким образом, с 11 июля 2016 года в ЕГРЮЛ будут отражаться сведения о кодах по ОКВЭД 2 (Письмо ФНС РФ от 07.07.2016 N ГД-4-14/12160).
В-третьих, 1 января 2017 года вступило в силу Распоряжение Правительства РФ от 24.11.2016 N 2496-р, которым в целях применения НК РФ определены коды видов деятельности в соответствии с ОКВЭД 2, относящихся к бытовым услугам, по перечню из приложения 1 к этому распоряжению.
И еще один важный момент касается представления отчетности в 2017 году. Согласно разъяснениям, представленным в Письме ФНС РФ от 09.11.2016 N СД-4-3/21206@, в титульных листах налоговых деклараций и сведений за 2016 год, которые будут представляться в налоговый орган в 2017 году, необходимо указывать код по ОКВЭД 2, несмотря на то что в порядке заполнения деклараций идет ссылка на ОКВЭД. При представлении уточненных налоговых деклараций и корректирующих сведений за предыдущие отчетные (налоговые) периоды проставляется тот же код по ОКВЭД, который прописан в первичных налоговых декларациях и сведениях.
Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2)
С 1 января 2017 года вместо ОК 034-2007 (КПЕС 2002) "Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" (ОКПД) действует ОК 034-2014 (КПЕС 2008) "Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" (ОКПД 2).
Минэкономразвития подготовлены переходные ключи, определяющие соответствие одних общероссийских классификаторов другим. Указанные ключи размещены по адресу economy.gov.ru/minec/activity/sections/classificators (Письмо Минэкономразвития РФ от 09.02.2016 N Д28и-221).
1 января 2017 года вступило в силу Распоряжение Правительства РФ N 2496-р, которым в целях применения НК РФ определены коды услуг в соответствии с ОКПД 2, относящихся к бытовым услугам, по перечню согласно приложению 2 к этому распоряжению.
Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ)
С 1 января 2017 года вместо ОК 013-94 "Общероссийский классификатор основных фондов" (ОКОФ) действует ОК 013-2014 (СНС 2008) "Общероссийский классификатор основных фондов" (ОКОФ).
Прямой и обратный переходные ключи между ОК 013-94 и ОК 013-2014 (СНС 2008) утверждены Приказом Росстандарта от 21.04.2016 N 458.
Особое внимание на новый ОКОФ нужно обратить плательщикам налога на прибыль и налога на имущество.
Налог на прибыль. Согласно п. 1 ст. 258 НК РФ амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования (СПИ) признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. СПИ определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством РФ.
До 2017 года действовала Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 (далее - Классификация основных средств). Эта классификация основана на кодах ОКОФ (ОК 013-94).
Поскольку с 2017 года применяется новый классификатор ОКОФ (ОК 013-2014 (СНС 2008)), меняется и классификация основных средств.
Постановлением Правительства РФ от 07.07.2016 N 640 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. N 1" корректируется действующая классификация: основные средства делятся на амортизационные группы уже в соответствии с ОКОФ (ОК 013-94). Отметим, что в новом варианте классификации меняются не только коды основных средств, но и составы отдельных групп: некоторые основные средства перенесены из одной амортизационной группы в другую, что влечет изменение и срока их полезного использования. Причем общее количество амортизационных групп и СПИ, устанавливаемые в рамках этих групп, остаются прежними.
Как применять данные новшества на практике? Нужно ли пересматривать СПИ основных средств, которые уже введены в эксплуатацию?
Согласно нормам, установленным НК РФ, налогоплательщик вправе увеличить СПИ объекта основных средств после даты его ввода в эксплуатацию в случае, если после реконструкции, модернизации или технического перевооружения такого объекта увеличился срок его полезного использования. При этом увеличение СПИ основных средств может быть осуществлено в пределах сроков, установленных для той амортизационной группы, в которую ранее было включено данное основное средство. Иных случаев изменения СПИ объектов основных средств, ранее введенных в эксплуатацию (перевода из одной амортизационной группы в другую), положениями НК РФ не предусмотрено.
Соответственно, Классификацию основных средств в редакции Постановления Правительства РФ N 640 для определения срока полезного использования следует применять в отношении основных средств, введенных в эксплуатацию после 1 января 2017 года. К основным средствам, введенным в эксплуатацию до 1 января 2017 года, применяется СПИ, установленный налогоплательщиком при вводе их в эксплуатацию (Письмо Минфина РФ от 08.11.2016 N 03-03-РЗ/65124).
Скажем несколько слов о начислении амортизации после модернизации основного средства.
Как уже отмечено выше, согласно п. 1 ст. 258 НК РФ СПИ может быть увеличен после даты ввода основного средства в эксплуатацию, только если после модернизации такого объекта увеличился срок его полезного использования. Но СПИ можно увеличить исключительно в пределах сроков, установленных для той амортизационной группы, в которую основное средство входило ранее.
Если после модернизации объекта основных средств налогоплательщик не воспользовался указанным правом, то начисление амортизации объекта основных средств следует продолжать, используя норму амортизации, которая была определена при введении этого основного средства в эксплуатацию, до полного погашения измененной первоначальной стоимости. Такие разъяснения даны в Письме Минфина РФ от 11.01.2016 N 03-03-06/40.
Как быть, если модернизировано основное средство, которое полностью самортизировано? Финансисты считают, что в этой ситуации в целях налогового учета увеличивается первоначальная стоимость данного основного средства на стоимость проведенной модернизации. Причем стоимость произведенной модернизации будет амортизироваться по тем нормам, которые были определены при введении указанного основного средства в эксплуатацию (Письмо Минфина РФ от 25.07.2016 N 03-03-06/1/43374).
Если же после модернизации основного средства изменился код по ОКОФ, то, по мнению финансистов, нужно руководствоваться следующими подходами (Письмо Минфина РФ от 04.08.2016 N 03-03-06/1/45862):
- стоимость произведенной модернизации увеличивает первоначальную стоимость основного средства. Амортизация может начисляться по тем нормам, которые были определены при введении этого основного средства в эксплуатацию;
- если СПИ после проведения модернизации был увеличен, организация вправе начислять амортизацию по новой норме, рассчитанной исходя из нового СПИ основного средства;
- если изменение технических характеристик модернизируемого объекта может привести к изменению кода по ОКОФ, то в результате этих действий было создано новое основное средство, первоначальная стоимость которого определяется в порядке, установленном ст. 257 НК РФ.
Налог на имущество. В соответствии со ст. 374 НК РФ объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. 378, 378.1 и 378.2 НК РФ.
Согласно пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ не признаются объектами налогообложения основные средства, включенные в I или II амортизационные группы по Классификации основных средств. Таким образом, в силу налогового законодательства пп. 8 п. 4 ст. 374 применяется к основным средствам, классифицируемым в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 1.
Постановлением Правительства РФ N 640 в Постановление Правительства РФ N 1 внесены изменения, которые вступили в силу с 1 января 2017 года.
Поскольку внесение изменений в Классификацию основных средств не является основанием для изменения налогоплательщиком СПИ введенных в эксплуатацию объектов основных средств, установленного на дату принятия к налоговому учету амортизируемого имущества, при определении объектов обложения налогом на имущество организаций пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ применяется в соответствии с Классификацией основных средств, действовавшей на дату принятия к налоговому учету амортизируемого имущества.
В отношении основных средств, принятых к учету с 1 января 2017 года, применяется Классификация основных средств с учетом внесенных Постановлением Правительства РФ N 640 изменений (письма Минфина РФ от 06.10.2016 N 03-05-05-01/58129, от 14.11.2016 N 03-03-06/1/66701).
* * *
1 января 2017 года завершился переходный период и в действие вступили новые общероссийские классификаторы, используемые в целях налогообложения:
- ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) "Общероссийский классификатор видов экономической деятельности" (ОКВЭД 2);
- ОК 034-2014 (КПЕС 2008) "Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" (ОКПД 2);
- ОК 013-2014 (СНС 2008) "Общероссийский классификатор основных фондов" (ОКОФ).
Минэкономразвития и Росстандартом разработаны переходные ключи между новыми и старыми классификаторами, которые размещены в открытом доступе на официальных сайтах этих ведомств.
При представлении налоговой отчетности в 2017 году за налоговый период 2016 года на титульном листе деклараций нужно указывать новые коды видов деятельности в соответствии с ОКВЭД 2.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"