Какие требования предъявляются к работникам контрактных служб с 01.01.2017?
А. Репин,
эксперт журнала "Ревизии и проверки финансово-хозяйственной
деятельности государственных (муниципальных) учреждений"
Журнал "Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", N 1, январь 2017 г., с. 48-50.
Начиная с 01.01.2017 работником контрактной службы может являться специалист, имеющий диплом о высшем образовании по любой специальности, или специалист, имеющий любое среднее профессиональное образование и прошедший дополнительную профессиональную переподготовку в сфере закупок. При этом работниками контрактной службы могут быть только работники заказчика (государственного (муниципального) учреждения) (Письмо Минэкономразвития РФ от 16.11.2016 N Д28и-2993).
Следует учитывать, что учреждения не позднее 01.01.2020 обязаны осуществить поэтапный переход на применение профессиональных стандартов на основе разработанных планов по организации применения профстандартов.
Напомним, что приказами Минтруда РФ от 10.09.2015 N 625н и 626н утверждены профессиональные стандарты "Эксперт в сфере закупок" и "Специалист в сфере закупок", квалифицирующие профессиональные требования к специалистам в сфере закупок.
Обоснование. Исходя из ч. 1 ст. 38 Закона о контрактной системе*(1) государственные (муниципальные) учреждения, совокупный годовой объем закупок которых превышает 100 000 000 руб., создают контрактные службы (при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным).
Согласно ч. 3 ст. 38 Закона о контрактной системе контрактная служба действует в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании типового положения (регламента), утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 29.10.2013 N 631. В силу положений данного приказа контрактная служба создается одним из следующих способов:
- путем создания отдельного структурного подразделения;
- путем утверждения учреждением постоянного состава работников, выполняющих функции контрактной службы без образования отдельного структурного подразделения.
Необходимо отметить, что до 01.01.2017 работником контрактной службы или контрактным управляющим могло быть лицо, имеющее профессиональное либо дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (ч. 23 ст. 112 Закона о контрактной системе).
В свою очередь, начиная с указанной даты работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (ч. 6 ст. 38 Закона о контрактной системе).
При этом отсутствие у работника контрактной службы соответствующего образования в сфере закупок не является основанием для его освобождения от административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Пунктом 12 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного Приказом Минобрнауки РФ от 01.07.2013 N 499, установлено, что формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются образовательной программой и (или) договором об образовании. При этом минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки - менее 250 часов.
С учетом изложенного работником контрактной службы может являться специалист, имеющий диплом о высшем образовании по любой специальности, или специалист, имеющий любое среднее профессиональное образование и прошедший дополнительную профессиональную переподготовку в сфере закупок. При этом работниками контрактной службы могут быть только работники заказчика (государственного (муниципального) учреждения).
В случае несоблюдения указанных обязательных требований законодательства к квалификации руководитель учреждения может быть привлечен к административной ответственности в соответствии со ст. 5.27 КоАП РФ.
Вместе с тем необходимо отметить, что приказами Минтруда РФ N 625н и 626н утверждены профессиональные стандарты "Эксперт в сфере закупок" и "Специалист в сфере закупок", квалифицирующие профессиональные требования к специалистам в сфере закупок. Стандарты разработаны во исполнение ст. 195.1 ТК РФ и призваны в том числе обеспечить принцип профессионализма заказчика, предусмотренный Законом о контрактной системе.
Например, согласно Приказу Минтруда РФ N 625н работник контрактной службы должен иметь среднее профессиональное образование, а также дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации и программам профессиональной переподготовки в сфере закупок.
Напомним, что порядок применения профессиональных стандартов государственными (муниципальными) учреждениями определен Постановлением Правительства РФ от 27.06.2016 N 584 "Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности". В силу указанного документа учреждения не позднее 01.01.2020 обязаны осуществить поэтапный переход на применение профессиональных стандартов на основе разработанных планов по организации их применения.
1 января 2017 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"