В каких случаях можно вносить поправки в утвержденную учетную политику государственного (муниципального) учреждения?
А. Репин,
эксперт журнала "Ревизии и проверки финансово-хозяйственной
деятельности государственных (муниципальных) учреждений"
Журнал "Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", N 1, январь 2017 г., с. 60-63.
Корректировать учетную политику государственного (муниципального) учреждения можно исключительно в ситуациях, установленных п. 6 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете.
Обоснование. Вносить изменения в учетную политику государственного (муниципального) учреждения можно только в строго определенных случаях, установленных Законом о бухгалтерском учете. К таким случаям относятся (п. 6 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете):
- изменение законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов и нормативных правовых актов органов, регулирующих бухгалтерский учет;
- разработка или выбор учреждением способа ведения бухгалтерского учета, применение которого позволит представить в бухгалтерской (финансовой) отчетности достоверную и более уместную информацию;
- существенное изменение условий деятельности учреждения (включая его реорганизацию, изменение возложенных на учреждение полномочий и (или) выполняемых им функций).
Учетная политика корректируется с начала отчетного года, если иное не обуславливается причиной вносимых поправок. Изменение учетной политики в течение отчетного года производится по согласованию с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и с финансовым органом соответствующего публично-правового образования.
Отметим, что любое изменение учетной политики должно быть оформлено распоряжением или приказом руководителя учреждения.
Обратите внимание! В соответствии с требованиями Закона о бухгалтерском учете Минфином должны быть разработаны и утверждены федеральные стандарты бухгалтерского учета для государственных (муниципальных) учреждений. Отметим, что Программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора утверждена Приказом Минфина РФ от 10.04.2015 N 64н. Во исполнение указанной программы финансовым ведомством разработан и размещен на официальном сайте проект приказа "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Учетная политика, оценочные значения и ошибки" (далее - проект стандарта об учетной политике).
Указанный стандарт начнет применяться с 01.01.2018. Более раннее применение допускается по согласованию с Минфином.
Согласно п. 11 проекта стандарта об учетной политике не будут считаться изменением учетной политики:
- применение способа организации и ведения бухгалтерского учета для отражения фактов хозяйственной жизни, которые отличны по существу от фактов хозяйственной жизни, имевших место ранее;
- утверждение нового способа организации и ведения бухгалтерского учета для отражения фактов хозяйственной жизни, которые возникли в деятельности учреждения впервые.
Последствия корректирования учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, финансовые результаты деятельности и (или) движение денежных средств учреждения, оцениваются в денежном выражении. Оценка в денежном выражении последствий поправок учетной политики производится на дату, с которой применяются эти изменения.
Последствия изменения учетной политики, вызванного коррективами законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов и иных нормативных правовых актов органов, регулирующих бухгалтерский учет, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном соответствующим нормативным правовым актом. Если данный правовой акт не устанавливает порядок отражения последствий изменения учетной политики либо поправки вызваны иными причинами, оказавшими или способными оказать существенное влияние на финансовое положение, финансовые результаты деятельности и (или) движение денежных средств учреждения, последствия отражаются путем применения измененной учетной политики к фактам хозяйственной жизни так, как если бы такая учетная политика применялась с момента возникновения соответствующего факта хозяйственной жизни (ретроспективное применение измененной учетной политики).
При этом корректировке подлежат входящие остатки по статье "Финансовый результат экономического субъекта" бухгалтерского баланса, а также значения связанных статей бухгалтерской (финансовой) отчетности за самый ранний предшествующий год, для которого в бухгалтерской (финансовой) отчетности раскрываются сравнительные показатели, либо на начало отчетного года, если иное не является практически возможным. Скорректированные сравнительные показатели предшествующего года (годов) приводятся в бухгалтерской (финансовой) отчетности отчетного года под заголовком "Пересчитано".
Суммы корректировок сравнительных показателей отражаются записями по счетам бухгалтерского учета в периоде, в котором произошло изменение учетной политики.
В случае ретроспективного применения измененной учетной политики утвержденная бухгалтерская (финансовая) отчетность за предшествующий год (годы) не подлежит пересмотру, замене и повторному представлению пользователям бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В случаях, когда оценка в денежном выражении последствий изменения учетной политики в отношении предшествующих годов не является практически возможной, учреждение применяет измененную учетную политику к фактам хозяйственной жизни, возникающим после даты соответствующего изменения учетной политики.
Ретроспективное применение измененной учетной политики не является практически возможным, если оценка в денежном выражении последствий такого изменения (п. 16 проекта стандарта об учетной политике):
- не может быть произведена в связи с недостаточностью (отсутствием) информации за соответствующий предшествующий год;
- требует использования оценочных значений, основанных на информации, которая не была доступна на дату представления бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий год.
1 января 2017 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"