Портативный внешний аккумулятор подзарядки мобильных устройств (товар) был приобретен в интернет-магазине посредством дистанционного способа продажи товаров. Доставка товара осуществлена самовывозом в месте, указанном продавцом товара - ИП. При получении товара, после оплаты его стоимости, покупателю вместе с товаром был передан товарный чек с указанием модели товара, его стоимости и реквизитов продавца (фамилии, инициалов, ИНН). До истечения 15 дней со дня передачи товара покупателю в товаре были выявлены недостатки, не позволяющие использовать его по назначению. Товар был возвращен продавцу для проверки качества. Взамен на период проверки покупателю был предоставлен товар с аналогичными потребительскими свойствами, который также оказался непригодным к использованию по назначению. Продавцу направлено требование о возврате уплаченной за товар денежной суммы. Продавец отказывается возвращать денежные средства, уплаченные за товар.
Вправе ли покупатель обратиться в суд?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемой ситуации при отказе покупателя от договора купли-продажи и неисполнении продавцом его требования о возврате уплаченной за товар денежной суммы покупатель вправе обратиться в суд с иском о расторжении договора купли-продажи товара и взыскании с продавца денежных средств.
Обоснование вывода:
Как мы поняли из вопроса, в рассматриваемой ситуации имела место продажа внешнего аккумулятора подзарядки мобильных устройств (далее - товар) дистанционным способом, поскольку договор розничной купли-продажи был заключен с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", что исключает возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (п. 2 ст. 497 ГК РФ). С учетом того, что товар приобретен покупателем исключительно для личных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в данной ситуации, наряду с положениями ГК РФ о розничной купле-продаже, подлежат применению положения Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-I). Продажа товаров дистанционным способом регулируется также Правилами продажи товаров дистанционным способом, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. N 612 (далее - Правила N 612)*(1).
Согласно п. 8 Правил N 612 продавец при продаже товара дистанционным способом должен до заключения договора розничной купли-продажи предоставить покупателю информацию об основных потребительских свойствах товара, о своем адресе (месте нахождения) и полном фирменном наименовании (наименовании), о месте изготовления товара, о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора. В момент доставки товара покупателю продавец обязан довести до его сведения в письменной форме информацию, поименованную в п. 9 Правил N 612. Для импортных товаров эта информация должна быть переведена на русский язык (смотрите также пункты 1, 2 письма Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 12 октября 2007 г. N 0100/10281-07-32).
Договор купли-продажи при указанном способе продажи считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар (п. 20 Правил N 612).
В силу п. 25 Правил N 612 продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору и информации, предоставленной покупателю при заключении договора, а также информации, доведенной до его сведения при передаче товара (в технической документации, прилагаемой к товару, на этикетках, путем нанесения маркировки либо иными способами, предусмотренными для отдельных видов товаров). При отсутствии в договоре условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется.
Если продавец при заключении договора был поставлен покупателем в известность о конкретных целях приобретения товара, продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями.
Если иное не предусмотрено договором, продавец обязан одновременно с передачей товара передать покупателю соответствующие принадлежности, а также относящиеся к товару документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законодательством РФ.
В соответствии с п. 5 ст. 26.1 Закона N 2300-1 последствия продажи товара ненадлежащего качества дистанционным способом продажи товаров установлены положениями статей 18-24 названного Закона.
Согласно п. 1 ст. 18 Закона N 2300-1 в случае обнаружения в товаре недостатков*(2), если они не были оговорены продавцом, потребитель по своему выбору вправе:
- потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
- потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
- потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
- потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом.
Кроме того, покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. При этом покупатель вправе также потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Аналогичные положения содержатся в пунктах 28, 29 Правил N 612.
В случае обнаружения недостатка товара потребитель вправе направить продавцу претензию об отказе от исполнения договора купли-продажи и с требованием о возврате денежных средств, которая должна быть рассмотрена продавцом в течение 10 дней (ст. 22 Закона N 2300-I). По требованию продавца и за его счет потребитель должен вернуть товар с недостатком (п. 1 ст. 18 Закона N 2300-I). Возвращенный товар продавец должен принять и в случае необходимости провести проверку качества товара, а в случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет. При этом потребитель вправе участвовать в проверке качества товара, а также присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке (п. 5 ст. 18 Закона N 2300-1).
Следует подчеркнуть, что проверка качества товара проводится в целях установления факта наличия недостатка в товаре, а экспертиза - для установления причины возникновения этого недостатка. Если качество товара может проверить сам продавец, то для проведения экспертизы необходимы специальные познания, которыми обладают только эксперты.
Обратим внимание, что при возврате товара ненадлежащего качества отсутствие у покупателя документа, подтверждающего факт и условия покупки товара, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у продавца (п. 31 Правил N 612).
Согласно п. 33 при возврате покупателем товара надлежащего качества составляются накладная или акт о возврате товара, в которых указываются:
а) полное фирменное наименование (наименование) продавца;
б) фамилия, имя, отчество покупателя;
в) наименование товара;
г) даты заключения договора и передачи товара;
д) сумма, подлежащая возврату;
е) подписи продавца и покупателя (представителя покупателя).
Отказ или уклонение продавца от составления накладной или акта не лишают покупателя права требовать возврата товара и (или) возврата суммы, уплаченной покупателем в соответствии с договором.
Если продавец отказывается удовлетворить требования потребителя, последний в силу ст. 17 Закона N 2300-I вправе предъявить к продавцу иск о защите прав потребителей, в том числе с требованиями о расторжении договора купли-продажи и взыскании денежных сумм. Такой иск может быть предъявлен по выбору истца в суд:
- по месту нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства;
- по месту жительства или пребывания истца;
- по месту заключения или исполнения договора.
Потребители по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины (п. 4 ч. 2 ст. 333.36 НК РФ).
Согласно п. 28 постановления Пленума ВС РФ N 17 при разрешении требований потребителей бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (п. 4 ст. 13, п. 5 ст. 14, п. 5 ст. 23.1 Закона N 2300-1, ст. 1098 ГК РФ, смотрите также определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11.10.2011 N 45-В11-10). Исключение составляют случаи продажи товара ненадлежащего качества, когда распределение бремени доказывания зависит от того, был ли установлен на товар гарантийный срок, а также от времени обнаружения недостатков (п. 6 ст. 18, пункты 5 и 6 ст. 19 Закона N 2300-1).
В силу п. 6 ст. 13 Закона N 2300-1 при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с продавца за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 46 постановления Пленума ВС РФ N 17, при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом N 2300-1, данный штраф взыскивается с ответчика в пользу потребителя независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 15 августа 2013 г. по делу N 33-10078/2013).
Таким образом, в рассматриваемой ситуации при отказе покупателя от договора купли-продажи и неисполнении продавцом его требования о возврате уплаченной за товар денежной суммы покупатель вправе обратиться в суд с иском о расторжении договора купли-продажи товара и взыскании с продавца денежных средств.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Глебов Валерий
Ответ прошел контроль качества
7 февраля 2017 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В соответствии с п. 2 Правил N 612 под продажей товаров дистанционным способом понимается продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
Дистанционный способ продажи товаров упоминается также в ст. 8 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе". Согласно названной норме в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
*(2) Под недостатком товара понимается несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию (преамбула Закона N 2300-1).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.