Иностранный гражданин (Великобритания) проживает в Российской Федерации на основании вида на жительство, зарегистрирован по месту постоянного жительства в г. Москве, поставлен на налоговый учет, ему присвоен ИНН, жена - гражданка РФ.
Какие необходимы документы для оформления организацией гражданско-правового договора с иностранцем (Великобритания) на консультационные языковые услуги?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемой ситуации иностранный гражданин при заключении гражданско-правового договора на оказание консультационных услуг должен предъявить следующие документы:
- документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, - паспорт или иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина;
- вид на жительство;
- страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (при его наличии);
- документ, подтверждающий статус налогового резидента Российской Федерации для налогообложения доходов иностранного гражданина;
- документ об образовании, квалификации или специальных знаниях, если оказание услуг по договору требует специальной подготовки.
Обоснование вывода:
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ).
Согласно ст. 2 Закона N 115-ФЗ иностранный гражданин считается законно находящимся в РФ, если он имеет действительные вид на жительство либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором РФ документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в РФ. При этом вид на жительство дает иностранному гражданину право на постоянное проживание в РФ, а также право на свободный выезд из РФ и въезд в РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 2 ГК РФ участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. При этом правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено федеральным законом.
На основании ст. 1196 Гражданского кодекса РФ гражданская правоспособность физического лица определяется его личным законом. При этом иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных законом. Гражданская правоспособность - способность иметь гражданские права и нести обязанности (п. 1 ст. 17 ГК РФ), которые устанавливаются в том числе договором (п. 2 ст. 1 ГК РФ), включая также и договор возмездного оказания услуг.
Следует подчеркнуть, что глава 39 ГК РФ, регулирующая отношения сторон, возникающие из договора возмездного оказания услуг, не содержит каких-либо ограничений для участия в этих отношениях иностранных граждан. Это означает, что организации вправе заключать договоры возмездного оказания услуг с иностранными гражданами, выступающими в таких договорах в качестве исполнителя. Таким образом, в рассматриваемой ситуации какие-либо препятствия для заключения договора возмездного оказания услуг, указанного в вопросе, отсутствуют*(1).
Вместе с тем обратим внимание, что в целях Закона N 115-ФЗ под трудовой деятельностью иностранного гражданина понимается его работа в РФ на основании не только трудового договора, но и гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) (п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ). При этом заказчиком работ (услуг) в соответствии с данным законом является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) (п. 3 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).
Согласно порядку, установленному п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ, заказчик работ (услуг) имеет право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента. В силу подп. 1 названной нормы указанный порядок не распространяется на иностранных граждан, постоянно проживающих в Российской Федерации. С учетом изложенного в рассматриваемом случае стороны вправе заключить гражданско-правовой договор на оказание консультационных услуг без оформления организацией разрешения на привлечение и использование иностранных работников и в отсутствие у иностранного гражданина, имеющего вид на жительство в РФ, разрешения на работу или патента.
В соответствии с п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ заказчики работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте РФ, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Указанное уведомление может быть направлено заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг. Форма и порядок подачи указанного уведомления утверждены приказом Федеральной миграционной службы от 28 июня 2010 г. N 147 (Приложения NN 19, 20, 21)*(2).
Территориальные органы ФМС обмениваются с органами исполнительной власти, ведающими вопросами занятости населения в соответствующем субъекте РФ, и налоговыми органами сведениями о привлечении работодателями и заказчиками работ (услуг) иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности. Соответственно, уведомлять иные органы (налоговый орган по месту своего учета о привлечении и использовании иностранных работников, орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения) заказчик (работодатель) не обязан (нормы ст. 13.1, пп. 4 п. 8 ст. 18 Закона N 115-ФЗ, обязывающие уведомлять налоговый орган и службу занятости населения, утратили силу с 1 января 2015 г.).
В случаях нарушения иностранным гражданином условий гражданско-правового договора, а также о досрочном расторжении такого договора заказчик также обязан информировать орган ФМС (пп. 7 п. 8 ст. 8 Закона N 115-ФЗ). Информировать орган ФМС заказчик обязан и в случае перезаключения текущего договора на новый срок.
В силу п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ" (далее - Закон N 109-ФЗ) физические и юридические лица, у которых иностранный гражданин фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится), признаются в отношении иностранца принимающей стороной. Следовательно, Ваша организация, как принимающая сторона, должна поставить иностранного гражданина на учет по месту пребывания, уведомив территориальный орган ФМС России в сроки, установленные п. 1 ч. 2, п. 1 ч. 3 ст. 20 Закона N 109-ФЗ) (пп. 3 п. 8 ст. 18 Закона N 115-ФЗ, п. 7 ч. 1 ст. 2, ст.ст. 21, 22 Закона N 109-ФЗ, раздел III Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. N 9). Форма уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания утверждена приказом ФМС России от 23 сентября 2010 г. N 287. Уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания может быть подано Вашей организацией в орган миграционного учета непосредственно или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг либо направлено в установленном порядке почтовым отправлением (пп. "а" п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона N 109-ФЗ). Отрывная часть бланка переданного уведомления передается иностранному гражданину (пп. "б" п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона N 109-ФЗ).
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) к числу страхователей - участников отношений обязательного пенсионного страхования относятся организации, производящие выплаты застрахованным физическим лицам, а к числу последних относятся в том числе постоянно проживающие на территории РФ иностранные граждане, работающие по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (п. 1 ст. 7 Закона N 167-ФЗ). Поэтому при заключении договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы, данные категории иностранцев должны предъявлять страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, а если они заключают такой договор впервые, то получают страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, содержащее страховой номер индивидуального лицевого счета, через страхователя (абз. 3 ст. 1, п. 2 ст. 7 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Таким образом, в рассматриваемой ситуации иностранный гражданин при заключении гражданско-правового договора на оказание консультационных услуг должен предъявить следующие документы:
- документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, - паспорт или иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (ст. 10 Закона N 115-ФЗ);
- вид на жительство;
- страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (при его наличии);
- документ, подтверждающий статус налогового резидента РФ для налогообложения доходов иностранного гражданина;
- документ об образовании, квалификации или специальных знаниях, если оказание услуг по договору требует специальной подготовки.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Глебов Валерий
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена
7 февраля 2017 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В то же время следует учитывать, что при определенных обстоятельствах гражданско-правовой договор может быть переквалифицирован в трудовой. Согласно ч. 4 ст. 11 ТК РФ, если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии в порядке, установленном ТК РФ, другими федеральными законами, были признаны трудовыми отношениями, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. Поэтому заключение гражданско-правового договора является обоснованным только при условии, что существующие между сторонами отношения действительно являются гражданско-правовыми, а не трудовыми.
Определяющее значение для квалификации заключенного сторонами договора имеет анализ его содержания на предмет наличия или отсутствия признаков гражданско-правового или трудового договоров (постановления ФАС Уральского округа от 20.01.2014 N Ф09-14231/13 по делу N А60-12493/2013, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2014 N 13АП-26259/13, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2013 N 17АП-2988/13, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2012 N 11АП-13115/12). Отметим, что во всех указанных судебных актах суды не нашли оснований для признания отношений, возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми. В то же время при наличии соответствующих оснований указанные отношения могут быть признаны и трудовыми (решение Стрежевского городского суда Томской области от 20.09.2012 по делу N 2-668/2012).
Но в любом случае в гражданско-правовом договоре не следует использовать терминологию трудового законодательства (конкретную должность, например "педагог", "заработная плата", "прием на работу", "увольнение", "режим работы" и т.д.), поскольку это может рассматриваться как подтверждение наличия в рассматриваемой ситуации трудовых, но не гражданско-правовых отношений.
*(2) Указом Президента РФ от 5 апреля 2016 г. N 156 Федеральная миграционная служба упразднена с передачей функций Министерству внутренних дел. Действие нормативных правовых актов ФМС России в сфере миграции распространяется на МВД России впредь до издания соответствующих нормативных правовых актов министерства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.