Педагог, ранее проживавший в сельском поселении Новосергиевского района Оренбургской области и работавший в местном образовательном учреждении на протяжении 27 лет, получал компенсации по оплате коммунальных услуг. После увольнения из данного учреждения он выехал в г. Рузу Московской области, где два месяца проработал в местном образовательном учреждении, затем уволился в связи с выходом на пенсию по достижении специального педагогического стажа и вернулся на прежнее место жительства в сельское поселение Новосергиевского района Оренбургской области.
Есть ли правовые основания на возмещение ему расходов по оплате коммунальных услуг?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Поскольку педагогический работник на момент выхода на пенсию в образовательном учреждении, расположенном в сельской местности, не работал, мерами социальной поддержки, компенсацией расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения не пользовался, то отсутствуют правовые основания на возмещение ему расходов по оплате коммунальных услуг.
Обоснование вывода:
В соответствии с ч. 1 ст. 160 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут устанавливаться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Так, согласно ч. 8 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ) педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер и условия возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством РФ и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов РФ, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов РФ и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ.
Законом Оренбургской области от 29.12.2007 N 1834/378-IV-ОЗ (далее - Закон Оренбургской области) установлены условия и порядок компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам муниципальных и государственных областных образовательных организаций Оренбургской области, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), в том числе вышедшим на пенсию педагогическим работникам, имеющим стаж работы в соответствующих организациях в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) (далее - в сельской местности) не менее 10 лет.
В ст. 1 Закона Оренбургской области закреплено, что компенсации подлежат расходы на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогических работников муниципальных и государственных областных образовательных организаций, работающих и проживающих в сельской местности. Право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения сохраняется за педагогическими работниками - пенсионерами, проживающими в сельской местности, если их общий стаж работы в государственных и муниципальных образовательных организациях, расположенных в сельской местности, составляет не менее 10 лет и на момент выхода на пенсию они имели право на указанные меры социальной поддержки*(1).
То есть право на получение мер социальной поддержки имеют работники образования, проживающие и работающие в сельской местности. При этом, исходя из содержания приведенной нормы, право на предоставление мер социальной поддержки сохраняется за указанными гражданами при условии, что они проработали не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности и проживают там, а также при условии предоставления им мер социальной поддержки по плате за жилье, отопление и освещение на момент назначения пенсии.
В рассматриваемой ситуации педагогический работник на момент выхода на пенсию проживал не в сельской местности, а в городе. Соответственно, права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных ч. 8 ст. 47 Закона N 273-ФЗ, не имел. Отметим, что ни Закон N 273-ФЗ, ни Закон Оренбургской области не предусматривают сохранение мер социальной поддержки за педагогическими работниками (пенсионерами из их числа) при смене ими места жительства и переезде в город. Аналогичного мнения придерживаются и суды (смотрите, к примеру, апелляционное определение СК по гражданским делам Нижегородского областного суда от 16.07.2013 по делу N 33-6259, апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 20.05.2014 по делу N 33-874/2014, апелляционное определение СК по гражданским делам Новосибирского областного суда от 16.08.2016 по делу N 33-8075/2016, пункт 3 Практики рассмотрения социальных споров Обзора апелляционной и кассационной практики судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда за 4 квартал 2012 г., утвержденного постановлением Президиума Красноярского краевого суда от 26.12.2013).
То обстоятельство, что после выхода на пенсию гражданин вернулся на постоянное место жительства в сельскую местность, на наш взгляд, правового значения не имеет. По смыслу приведенных норм в их системной взаимосвязи, перечисленные меры социальной поддержки работников системы образования, проживающих и работающих в сельской местности, носят непрерывный характер, право на них не возникает вновь, а сохраняется после увольнения таких работников при наличии в совокупности ряда условий, установленных законами субъектов Российской Федерации.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Глебов Валерий
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса
1 февраля 2017 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
------------------------------------------------------------------------
*(1) В редакции Закона Оренбургской области от 28.12.2016 г. N 219/55-VI-ОЗ, вступающей в силу после официального опубликования названного Закона, но не ранее 1 января 2017 г. До этого предусматривалось, что возмещению подлежат расходы, связанные с реализацией педагогическими работниками муниципальных и государственных областных образовательных организаций, работающими и проживающими в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) (в том числе вышедшими на пенсию и имеющими стаж работы в соответствующих организациях в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее 10 лет), права на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Как видим, изменения, внесенные законодательным органом Оренбургской области, исключают неоднозначное толкование положений Закона Оренбургской области, предусматривающих обязательные условия для сохранения за педагогическими работниками, проживающими и работающими в сельской местности и поселках городского типа на территории Оренбургской области, права на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, в том числе условие о том, что права на меры социальной поддержки сохраняются, если на момент выхода на пенсию указанные лица имели право на соответствующие меры социальной поддержки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.